В россии слишком много банков?
Исследование охватывает период с 2002-го по 2008 год и построено на сравнении ситуации в банковском секторе России и других стран БРИК – Бразилии, Китае и Индии. При этом особо подчеркивается, что здесь мы имеем дело именно с экспертным мнением, а не с официальной позицией Всемирного банка, что, впрочем, не делает выводы специалистов менее интересными или показательными.
Во первых строках авторы исследования отмечают факты, представляющиеся им основополагающими: в России 1007 банков. И даже если учесть, что, по прогнозам Центробанка РФ, примерно 200 из них не смогут соответствовать новым, более высоким требованиям к минимальному размеру собственного капитала, это немало, если сравнивать с Китаем, где их 370, Индией (169) и Бразилией (163). Однако при столь значительном количестве игроков сектор в целом находится по большому счету под контролем госбанков, 20 крупнейших банков контролируют примерно 70% активов и 60% депозитов, а на 200 крупнейших кредитных организаций приходится 95% активов. В нашей стране сравнительно невелика доля зарубежных банков, под которыми подразумеваются организации как минимум с 50-процентным участием иностранцев. Такие компании контролируют лишь около 18,3% активов и 12% депозитов.
Как констатируется в документе, большинство банковских учреждений в России сосредоточены на кредитовании корпоративных клиентов: 2/3 банков получают от 50% объема комиссий именно за счет предоставления займов бизнесу, а в среднем по сектору доля доходов от кредитования компаний составляет 59%. Что же касается физических лиц, то здесь соответствующие показатели составляют 15 и 25%.
Исследователи отмечают, что степень концентрации в банковском секторе России в 2002–2007 гг. понижалась, но начиная с 2008-го пошла вверх и, надо полагать, будет расти и дальше. Предпосылкой для этого является все то же повышение требований к минимальным размерам собственного капитала: чтобы соответствовать новым критериям, многим банкам, прогнозируют эксперты, придется банкротиться, идти на слияние или менять профиль финансовой организации на не требующий получения лицензии на банковскую деятельность.
Роль регуляторов и надзорных органов также не осталась без внимания экспертов. Они считают, что в России не всегда удается обеспечить участникам рынка равные условия, и получается, что банки большие, со сложным бизнесом из-за несовершенства регулирования могут оказаться в более благоприятном положении, чем банки прозрачные, но не очень крупные. То есть «тяжеловесы» могут остаться безнаказанными за то, за что более мелкие игроки поплатятся, например за увлечение рискованными операциями.
В целом специалисты расценивают банковский сектор в России как фрагментированный, со слишком большим количеством банков. Это обстоятельство, а также ограниченный инструментарий для контроля, имеющийся в распоряжении Центробанка, затрудняют эффективное регулирование сектора. Центробанк пытается отчасти компенсировать данный недостаток, повышая требования к минимальному размеру капитала, но подобная мера не решает задачу в принципе. К тому же такая политика на руку крупным игрокам, и так доминирующим на рынке, так что все это может привести к дальнейшей консолидации в сегменте, а значит, и к ослаблению конкуренции в нем.
Еще по теме
В Российской академии госслужбы состоялся Всероссийский научно-практический видеосеминар «Электронные формы предоставления государственных и муниципальных услуг: нормативные требования, новая практика».