В России вырос спрос на советские автомобили — кто и зачем их покупает?

По данным аналитического агентства «Автостат», в 2020 году на 1 тысячу жителей в России приходилось 309 легковых автомобилей. Сегодня машина уже давно перестала быть роскошью и стала нормой жизни. Однако так было не всегда — в СССР люди годами копили деньги на покупку легендарного «Запорожца» или «Москвича», а для многих автомобиль и вовсе казался неосуществимой мечтой. Мы решили выяснить, ценятся ли сегодня на рынке советские автомобили, как купить машину родом из СССР в 2021 году и стоит ли это делать.

Как покупали автомобили в СССР?

Интерес к советским автомобилям, легендарным «Копейкам», «Жигулям» и «Москвичам», резко снизился в 1991 году — в год развала Советского Союза. С падением железного занавеса на рынок хлынул поток подержанных иномарок, советские машины перестали быть пределом мечтаний, исчезли очереди за автомобилями. Но до того переломного момента автомобиль оставался невероятным дефицитом, приобрести который было крайне трудно.

Впервые официально купить машину советский человек смог лишь в 1948 году. К тому времени страна производила порядка 20 тыс. легковых автомобилей в год. Самым простым способом получения легковушки были заслуги перед Отечеством. Герои войны могли получить машину в качестве подарка лично от генерального секретаря партии, а ветераны имели право один раз в жизни купить автомобиль без очереди. Остальным же приходилось откладывать с зарплаты и ждать своего часа.

Чтобы купить автомобиль в СССР, нужно было отстоять многолетнюю очередь. А чтобы попасть в очередь, желающие подавали заявки в местком. Список, составленный в месткоме, ранжировался согласно занимаемым должностям: в начало списка вставали руководители, затем заместители руководителя, начальники подразделений и т.д. На каждое предприятие существовала квота на покупку автомобилей — 5-10 машин в год. При этом заявлений принималось в десятки раз больше. Именно поэтому очереди растягивались на много лет.

Процедура покупки была не менее сложной — современная система «пришел, увидел, купил» в СССР не работала. После получения долгожданного письма о выделенной квоте будущий автовладелец должен был в строго назначенное время прибыть в автомагазин. Если по какой-то причине сделать этого не получалось, квота сгорала и человек выбывал из очереди. Оплатив автомобиль и получив накладную, покупатель отправлялся на склад, откуда уезжал уже на новом автомобиле.

Процесс приобретения машины в СССР был крайне затруднительным и долгим, однако сразу после его получения автомобиль становился большим другом. Человек попадал в касту автовладельцев, проводил любое свободное время с железным конем. И пусть во времена Советского Союза не было повсеместных автомастерских и моек, не было зимней резины, а дворники и зеркала заднего вида приходилось заносить домой, сам факт владения автомобилем приносил огромную радость. В 60-ые годы в стране начали появляться первые гаражно-строительные кооперативы – каждый такой кооператив становился настоящим мужским клубом.

Фото: Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

Интерес к советским автомобилям сегодня

Проводить время в гараже многие автомобилисты любят и сегодня, а советские автомобили до сих пор можно встретить на улицах современных городов. Кроме того, оказывается, что в течение последних 2 лет прослеживается рост спроса на автомобили, выпускавшиеся с 1960-х по 1990-е годы (согласно данным Авито Авто). Так, например, в 2020 году автоэксперты зафиксировали рост спроса на советские автомобили на 16% по сравнению с 2019 годом, в первом полугодии 2021 года спрос вырос на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Если рассматривать популярные марки машин времен СССР — ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, Москвич, ЗАЗ, ЛуАЗ, ИЖ, ЗИЛ, РАФ, ВИС и ТагАЗ — то в топ-5 пользующихся наибольшим спросом у россиян марок сегодня входят ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, Москвич и ЗАЗ.

«Интерес к советским автомобилям в последние годы отражает не только спрос со стороны коллекционеров – ведь не всякий советский автомобиль является раритетной находкой. Многие автолюбители приобретают такие машины в качестве второго ради удовольствия, чтобы повозиться с автомобилем в гараже, поковыряться в моторном отсеке, поностальгировать, — комментирует Марат Миннекаев, руководитель группы аналитики Авито Авто. — «Копейка» сегодня является самой популярной моделью на вторичном рынке по доле в структуре спроса на советские автомобили. В среднем купить экземпляр этой модели сегодня можно за 55 000 рублей».

Всего среди 10 самых популярных советских автомобилей на вторичном рынке — семь представителей Автоваза, две модели Горьковского автозавода и одна — Ульяновского. Следом за ВАЗ-2101 «Копейка» по популярности идет ВАЗ (LADA) 2106 «Жигули» со средней стоимостью на вторичном рынке 45 200 рублей. На третьем месте по доле спроса — ВАЗ (LADA) 4x4 (Нива), которую можно приобрести в среднем за 85 000 рублей. Четвертое и пятое место по популярности занимают «восьмерка» ВАЗ 2108 и «девятка» ВАЗ 2109, со средними ценами 50 000 рублей и 45 000 рублей, соответственно. В десятку по популярности также вошли ГАЗ 21 Волга, ГАЗ 24 Волга, ВАЗ 2103, УАЗ 469 и ВАЗ 2105.

В целом по рынку средняя цена советского автомобиля в первом полугодии 2021 года составила 80 0000 рублей. При этом самая дорогая модель, ГАЗ 21 «Волга» в среднем стоила 250 000 рублей, а самая дешевая — ВАЗ 2105 (42 200 рублей).

Стоимость популярных советских автомобилей в пересчете на сегодняшние рубли: что можно было бы купить на эти деньги?

Интересен тот факт, что в перерасчете на современные рубли новенькие советские автомобили стоили бы немалые деньги. Согласно подсчетам журналистов «Российской газеты», автомобиль ГАЗ-21 «Волга» во времена СССР в 1970 г. можно было купить за 8,5 тыс. рублей. Сейчас его цена варьировалась бы порядка 2,5 млн рублей. За те же деньги можно купить новую Toyota Camry, Mazda CX-5 или Volkswagen Tiguan.

ВАЗ-2101 или «Жигули» в 1975 г. можно было приобрести за 5,5 тыс. советских рублей. В пересчете на современные рубли это приблизительно 1,5 млн. На такую сумму возможно приобрести Kia Rio, Hyundai Solaris или Renault Captur в топовой комплектации.

Внедорожник УАЗ-469 в 1975 году стоил 7 тыс. рублей, что эквивалентно нынешним 2 млн рублей. Имея такой бюджет, вполне можно позволить себе Nissan X-Trail или Volkswagen Tiguan в самой базовой его комплектации.

Фото: Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

К чему быть готовыми, если вы решились на покупку советского автомобиля

Низкая стоимость как самих советских автомобилей, так и запчастей, небольшой транспортный налог, возможность заправляться бензином АИ-92, а также сопоставимый с современным автомобилем расход топлива при езде по городу делают советские машины привлекательными для сегодняшнего покупателя.

Тем не менее, любителям янгтаймеров нужно быть готовыми к определенным расходам по части восстановления и содержания.

Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto: «Реставрация советских автомобилей обходится недешево — от 200 000 рублей до миллиона, Основной статьей расходов при восстановлении машины из советских времен станет гараж, в котором на зиму придется оставлять отреставрированный экземпляр. Реагенты и соль, которые используются повсеместно в сезон холодов, негативно отразятся на лакокрасочном покрытии, особенно, с учетом того, что оно накладывалось уже повторно. На гараж понадобится от 500 000 тысяч рублей. Следующий этап — кузовное железо, его при восстановлении «Волги» массовой серии на базе ГАЗ-24 (на которой делалось все — вплоть до модели 31105) потребуется примерно на 100 000 рублей. Стоимость комплектующих напрямую зависит от класса реставрируемого автомобиля. Например, уплотнительная резинка на автомобиль «Волга» стоит 2 500 рублей».

Но если речь не идет о реставрации по-настоящему редких ретрокаров, которые требуют квалификации и редких запчастей, то многие работы можно произвести самостоятельно: сегодня большинство деталей легко можно найти на вторичном рынке.

Обслуживание старого автомобиля тоже потребует определенных вложений. Например, у обычной «Волги» расход топлива в 13–15 литров на 100 км является нормой. Плюс придется постоянно смазывать элементы подвески. В случае поломки на поиск автосервиса, готового взяться за такой автомобиль, у вас уйдет больше времени.

Зато, в некоторых случаях инвестиции в советские автомобили достаточно хорошо окупаются: представители советского автопрома постепенно переходят в категорию ретромобилей, которые можно продать за приличную сумму. 

Несколько советов тем, кто решит купить советский автомобиль:

  1. «Золотые руки» при покупке машины из СССР — одно из обязательных условий. Нужно быть готовым к постоянным ремонтам, восстановлениям и реставрациям. Эти процессы отнимают много времени и требуют определенной доли знаний и умений.

  2. Перед покупкой автомобиля важно проверить его текущее состояние, убедиться, что он на ходу, а кузов не прогнил.

  3. Нужно быть максимально готовым к полному отсутствию комфорта: зимой – холодно, а летом – жарко, сильное дребезжание на скоростях выше 70 км/ч. Езда на скорости 100 км/ч крайне неудобна, а на скорости 130 км/ч – просто невозможна.

  4. Конструкцией автомобиля зачастую не предусмотрены ремни безопасности и подголовники — очень важно знать, как самостоятельно обезопасить себя и пассажиров при поездках.

  5. Иметь гараж для железного коня, рожденного во времена Советского Союза, будет очень полезно. Постоянные ремонты и обновления предполагают наличие свободного пространства для хранения инструмента и запчастей.