Top.Mail.Ru
бизнес

В России задумались о новой пассажирской госкомпании

Фото: Артем Краснов / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Артем Краснов / Коммерсантъ / Legion-Media

Правительство поручило Минтрансу, ФАС, Минфину, Минпромторгу и другим заинтересованным сторонам проработать вопрос о целесообразности создания единой государственной судоходной компании. Она будет выступать заказчиком строительства и владельцем пассажирских, а также грузопассажирских судов. Эксперты считают, что России такая компания необходима ― она позволит ускорить обновление флота и сможет удовлетворить потребности россиян, среди которых спрос на круизы растет. 

Вопрос о создании госкомпании обсуждался на заседании правительственной комиссии по туризму в конце сентября. Доклад в правительство по этому вопросу должны представить к 30 ноября, пишут «Ведомости». Представитель вице-премьера Дмитрия Чернышенко (председатель правкомиссии) сообщил, что говорить о формате и деталях осуществления проекта пока рано, так как сейчас этот вопрос анализируют в ведомствах. 

В настоящее время основной объем туристических (круизных) перевозок по внутренним водным путям в России приходится на частные компании «Водоходъ», «Мостурфлот», СК «Инфофлот», «Донинтурфлот», «Пассажирский флот», «Спутник-Гермес» и другие. Ими эксплуатируются примерно 80 круизных судов. Российская транспортная стратегия предполагает, что к 2035 году объем перевозок пассажиров по внутренним водным путям может достичь 21 миллиона человек в год. Это на 90% выше показателя доковидного 2019 года. 

Средний возраст пассажирских судов внутреннего флота России на второй квартал 2021 года составлял 38 лет, а круизных судов — свыше 49 лет. Более 65% пассажирских судов работают за пределами допустимых сроков эксплуатации, сообщил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он посчитал, что потребность в новых пассажирских судах в ближайшие десять лет составит не менее 100 единиц в год. 

Речные круизные суда для СССР строились в основном в ГДР, Венгрии, Чехословакии, рассказал собеседник газеты в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). По его словам, было построено более 250 судов, а в 90-е годы они закупались в Западной Европе. Он добавил, что в настоящее время на ходу меньше половины из них со средним сроком эксплуатации 45 лет. 

ОСК имеет проекты новых пассажирских судов и мощности, чтобы их строить, сообщил представитель компании. Он назвал ряд таких проектов, в частности круизное судно проекта PV300 «Мустай Карим», которое было построено на нижегородской верфи ОСК «Красное Сормово». Это первый за 60 лет круизный теплоход, который был создан в России, отметил собеседник «Ведомостей». В Астрахани на ССЗ «Лотос» по похожему проекту достраивают судно «Петр Великий» на 310 человек. Проект будет сдан в следующем году. 

Параллельно проводится работа над концепцией меньшего судна — на 200 человек. ОСК надеется на относительно длинную серию однотипных судов, так как серийность позволит избавиться от «детских болезней» проекта и сделать его экономически более привлекательным, рассказал представитель корпорации. 

Зачем стране новая госкомпания 

В текущем году у российских туристов значительно увеличился спрос на круизы. Стало очевидно, что основная часть флота не удовлетворяет их потребностям с точки зрения сервиса, отметил Бурмистров. По его словам, это ограничивает доходы круизных операторов, так как они не могут повысить цены и обеспечить полную загрузку. В результате, даже учитывая меры поддержки обновления флота, большая часть операторов не может осуществлять серийный заказ новых судов. 

С экспертом «Infoline-аналитики» согласился представитель ОСК. Он отметил, что большинство пассажирских перевозок социально значимы. Они не генерируют самостоятельный денежный поток, поэтому нужно разработать отдельные программы поддержки и финансирования строительства новых судов. 

Создание пассажирской судоходной госкомпании в сегментах пассажирских перевозок и круизов целесообразно, считает Бурмистров. На его взгляд, это даст возможность ускорить обновление флота за счет крупносерийного строительства судов с высоким уровнем локализации. Эксперт добавил, что для масштабной синергии и сокращения рисков для создаваемой компании нужно использовать схему операционного лизинга. Такую программу для водного транспорта в 2021–2022 годах намерена запустить Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). 

Программа лизинга судов 

ГТЛК и ОСК в лице дочернего «Машпромлизинга» борются за бюджетные средства на лизинг водного транспорта с 2017 года. Тогда правительство не смогло определиться, кто станет оператором программы по строительству судов. В 2018 и 2019 годах государственные деньги на льготный лизинг получала только ГТЛК. 

Представитель ОСК сообщил, что в программе лизинга судов до 2030 года также предусмотрены и условия для пассажирских судов. В 2008–2010-м и 2016–2018 годах из бюджета на программу выделяли 15,44 миллиарда рублей, с 2009 по 2020 год законтрактовано 56 судов на 25,74 миллиарда рублей. В текущем году в уставный капитал «Машпромлизинга» внесено 6,4 миллиарда рублей из бюджета под проекты лизинга пассажирских судов, добавил собеседник издания. С использованием этих средств и денег коммерческих банков ожидается, что будут построены и переданы в лизинг 40 пассажирских судов (пять судов уже построено, четыре передано в лизинг). 

За все время на программу выделили 21,84 миллиарда рублей. В соответствии с запросами судовладельцев необходимо еще значительное бюджетное финансирование, считает представитель ОСК. По его словам, для операторов пассажирских судов окупаемость возможна только в случае использования средств по ставке не более 2,5% годовых в рублях на срок не менее 15 лет. Эти условия отражены в программе лизинга ОСК, добавил он. 

У ГТЛК пока нет отдельной программы льготного лизинга пассажирских и круизных судов. Однако на том же заседании правительственной комиссии по туризму рассматривался вопрос финансирования инвестпроекта ГТЛК «Программа льготного лизинга гражданских судов водного транспорта» за счет средств ФНБ на условиях предоставления их под 1,5% годовых на строительство круизных судов.