В росте цен оказались виноваты финансово безграмотные

Несоответствие между официальными показателями инфляции и оценками обычных россиян, регулярно посещающих магазины, слишком заметно. Кто же в этом виноват? Версий много: женщины, молодежь, старшее поколение, малообеспеченные. А если обобщать, то, как выяснилось, финансово безграмотные. Минфин и Центробанк (ЦБ) нацелились обучить граждан особой финансовой грамотности. Проблема, однако, в том, что главным элементом вынужденного финансового самообразования россиян на протяжении многих лет становился опыт, полученный в ходе денежных реформ и девальваций. Да и сама по себе финансовая грамотность не спасает ни от бедности, ни от инфляции

Чего ждут российские потребители

Инфляционные ожидания россиян в октябре снизились, но все равно остаются высокими, сообщил Центробанк. Медианная оценка ожидаемой населением в ближайшие 12 месяцев инфляции составила 11,2% против 11,7% в сентябре (медиана — уровень, выше и ниже которого называет ровно половина опрошенных). Уменьшение общего показателя инфляционных ожиданий произошло в основном за счет респондентов, имеющих сбережения.

Такие ожидания в разы превышают официальный прогноз Центробанка, по которому в 2024 году регулятор своими жесткими методами снизит инфляцию до 4–4,5%. Точно так же разительно от официальных показателей отличаются оценки наблюдаемой россиянами годовой инфляции. В октябре потребители оценивали ее в 13,9%, хотя официально она была 6,7%.

«Оценки инфляционных ожиданий и наблюдаемой инфляции на основе опросов населения и в России, и в других странах почти всегда выше фактической инфляции», — пояснил в своих материалах ЦБ. Это расхождение связано с особенностями восприятия, считает регулятор. 

Но даже такие субъективные оценки все равно важны для проведения денежно-кредитной политики. К одному из значимых рисков Центробанк сейчас относит как раз сохранение инфляционных ожиданий на повышенных уровнях. Из чего он делает вывод о необходимости более длительного поддержания высоких процентных ставок в экономике.

Кто виноват в инфляционной панике

Ответ на вопрос о том, кто же подогревает инфляционные ожидания, ищут не только в России. Например, как пишет в своем обзоре, посвященном ситуации в Германии (опубликован в конце октября), оксфордский исследователь Ловиза Райхе, обычно в опросах потребителей именно женщины систематически сообщают о более высоких инфляционных ожиданиях. И, как правило, это объясняется тем, что они чаще посещают магазины.

Но Ловиза Райхе перепроверила гипотезу и теперь расставила акценты иначе. Главная причина в разрыве инфляционных ожиданий мужчин и женщин не в этом, а в среднем уровне финансовой грамотности, который, как утверждает она, среди женщин ниже. И именно люди с более низким уровнем финансовой грамотности, совершая ежедневные покупки, острее реагируют на изменения ценников, особенно если речь идет о нескольких любимых ими товарах.

Если же анализировать инфляционные ожидания внутри групп с одним и тем же уровнем финансовой грамотности, тогда заметного разрыва в оценках между мужчинами и женщинами не фиксируется. Из чего Райхе делает вывод о важности повышения финансовой грамотности, причем прежде всего среди женщин.

На это исследование обратил внимание аналитический Telegram-канал Econs, который ведут сотрудники Центробанка РФ (канал и одноименный портал не отражают позиции регулятора), тем самым подогрев дискуссии о том, кто же все-таки подвержен инфляционной панике в большей степени.

«Конечно, мне хотелось бы сказать, что тезис о более низкой финансовой грамотности женщин — это предубеждение. Однако на протяжении последних 15 лет предположение о влиянии пола на финансовую грамотность индивида является предметом многих исследований как в России, так и за рубежом. И исследования показывают, что знания и навыки, относящиеся к финансам, выше среди мужчин, чем женщин», — утверждает доцент факультета социально-экономических и компьютерных наук НИУ ВШЭ в Перми Наталья Жукова.

«В этом году вместе со студентами НИУ ВШЭ — Пермь мы провели свое исследование, которое включало 11 показателей по 85 регионам страны за период с 2019 по 2021 год. Результат этого исследования также подтверждает гипотезу о влиянии пола на уровень финансовой грамотности», — отметила Жукова. По ее словам, скорее всего, это обусловлено тем, что в семье мужчины чаще решают вопросы, связанные с финансовыми рынками и организациями.

По словам эксперта Федерального методического центра повышения финансовой грамотности населения РАНХиГС Нины Гукасовой, действительно бытует мнение о более низкой финансовой грамотности у женщин, склонных делать эмоциональные покупки, доверять информационным вбросам о росте цен и т. д. Однако Гукасова напомнила и о других исследованиях. Например, как сообщал несколько лет назад аналитический центр НАФИ, в России значение индекса финансовой грамотности у женщин выше, чем у мужчин: 12,46 балла против 12,27 балла.

Замгендиректора аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов пояснил «Компании», что в ходе специального мониторинга инфляционной грамотности в РФ выяснилась иная закономерность: сам по себе пол не главный критерий, важнее возрастные различия. «Например, юноши разбираются в инфляции хуже девушек того же возраста, однако уже после 25 лет понимание инфляции мужчинами улучшается, обгоняя знания женщин в этом вопросе. Затем в течение жизни оно и у мужчин, и у женщин растет, а к предпенсионному возрасту инфляционная грамотность достигает максимума, ее уровень у мужчин и женщин после 55 лет практически одинаков», — пояснил Аймалетдинов.

Однако и с точки зрения возраста тоже не все так однозначно, особенно в России. Например, Аймалетдинов говорит именно об «осознанном» ожидании роста цен в старших возрастных группах. «У более взрослых потребителей лучшее понимание текущей экономической ситуации, наличие опыта пережитых экономических кризисов, более осознанное финансовое планирование. Они ожидают роста цен, психологически и часто практически готовы к нему», — пояснил он. Гукасова же при этом указала именно на «завышенные» инфляционные ожидания у лиц среднего возраста, «наблюдавших прошлые экономические кризисы».

«Исторический опыт важен в формировании инфляционных ожиданий, но на них влияет и текущая обстановка, — добавила аналитик компании «Финам» Юлия Афанасьева. — Люди склонны больше задумываться об инфляции, видя высокий курс доллара к рублю, финансовую нестабильность, наблюдая за действиями Центрального банка».

И что же тогда считать финансовой или инфляционной грамотностью — опору на собственный многолетний опыт денежных реформ, кризисов и девальваций или веру в прогнозы финансовых властей, доверие статистике, которая дает среднюю температуру по больнице? Высокие инфляционные ожидания — это следствие неправильной оценки ситуации или как раз лучшей осведомленности о том, что происходит в экономике?

Продолжая дискуссии, эксперты приводят еще множество критериев, влияющих на оценки потребителей: место проживания (село или город, какой регион); наличие или отсутствие высшего образования, работы, сбережений, детей; уровень дохода; привычки в медиапотреблении (источники информации); финансовая стратегия (заемщик или инвестор) и т. д.

«Огромную роль играет неравенство», — считает эксперт компании «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов. Даже по официальной статистике, в России к малоимущим относятся миллионы: во втором квартале 2023-го численность населения с доходами ниже границы бедности составила 15,7 млн человек, или 10,8% жителей страны.

Низкие доходы в одних регионах или на селе перекрываются высокими зарплатами в других регионах и городах, «и в среднем по стране все выглядит неплохо». «Но по факту бедных много, и у них инфляция кратно выше, чем официальная, — продолжил Емельянов. — Более бедные слои населения видят более высокую инфляцию просто потому, что в их корзине много дешевых товаров и повышение на любой процент для них становится ощутимым». Так что наиболее уязвимыми в этом смысле оказываются семьи с маленькими детьми, в которых работает только один человек, многодетные семьи, пенсионеры.;

Эпоха финансового просвещения

Несмотря на все споры о тревогах россиян, в одном эксперты все же сходятся: финансово грамотное поведение предполагает минимум неосознанных и неоправданных долговых обязательств, стабильный разноплановый доход, привычку часть дохода сберегать, а со временем и инвестировать.

В конце октября российское правительство утвердило Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. Документ был подготовлен Минфином и ЦБ при участии экспертного сообщества, представителей ведущих вузов, федеральных и региональных органов власти.

«У людей должны быть правильные установки: как себя вести в той или иной ситуации, чтобы легче ориентироваться в мире финансов и минимизировать риск ошибок», — поясняла глава ЦБ Эльвира Набиуллина. А как уточнял министр финансов Антон Силуанов, «планирование расходов и доходов, осознанное финансовое поведение, участие в бюджетном процессе — все это должно стать частью культурного кода современного человека». Также Минфин хотел бы «обратить внимание людей на существующие инструменты сбережений и инвестирования».

В этой стратегии финансовой грамотностью названы «основные знания, умения и навыки, необходимые для принятия финансовых решений в целях достижения финансового благополучия и управления финансовыми рисками». А финансовая культура — это «ценности, установки и поведенческие практики граждан в финансовой сфере, зависящие от воспитания, уровня финансовой грамотности, опыта принятия финансовых решений, уровня развития финансового рынка и общественных институтов».

Финансовые власти рассчитывают, что абсолютно все школьники и студенты учреждений среднего специального образования будут обучаться финграмотности и что к 2030 году во всех регионах страны появятся центры финансовой грамотности.

Нюанс, правда, в том, что сама по себе финансовая грамотность, как напомнил Валерий Емельянов, не спасает от бедности и инфляции. Обычно человек становится финансово грамотным уже после того, как его доходы стали выше среднего и начали появляться сбережения.