$ 75.00
 91.20
£ 102.89
¥ 72.40
 84.56
GOLD 1855.71
РТС 1422.74
DJIA 30960.00
NASDAQ 13635.99
мнения

В США запускают фьючерсы на воду: как заработать на новом активе

Фото: Легион-медиа Фото: Легион-медиа
Валерий Емельянов — аналитик «Фридом Финанс»

Чикагская товарная биржа впервые в истории откроет торги на воду. Новый фьючерс будет измерять относительный дефицит водного ресурса в частных источниках Калифорнии. Для инвесторов это историческое событие, открывающее рынок с потенциалом в сотни миллиардов долларов. 

Самый дефицитный ресурс

В Чикаго в январе будет запущен фьючерс с говорящим названием NQH2O. Он будет задавать динамику индекса Nasdaq Veles California Water Index, который является барометром цен на товарную воду в Калифорнии — одном из самых засушливых мест планеты. Этому событию предшествовало несколько лет судебных войн между бизнесом, который стремился коммерциализировать поставки воды, и властями, которые опасались спекуляций с ценами. Между тем основы рынка были заложены еще 30 лет назад, и сегодня у пресной воды есть все атрибуты биржевого актива, включая собственный сегмент технологичных акций. 

Есть стереотип, что воды в Земле в избытке, но он не подтверждается статистикой. 97 % ее объема — это соленые моря и океаны, их опреснение не рентабельно даже в странах с пустынным климатом. 2 % воды заключено во льдах Арктики и Антарктики, но лишь малая часть ледников лежит на побережье. Из оставшихся объемов 98,6 % — это подземные воды глубокого залегания.

Технически доступной для использования является 0,014 % земной воды. Это менее 200 трлн тонн, что всего в 700 раз больше запасов нефти. Причем по большей части это реки и озера, у которых есть экологический предел.      

Мировой спрос на воду растет быстрее, чем на любой другой ресурс. За последние 20 лет ее потребление выросло с 4 трлн кубометров в год до 5 трлн. Этот рынок очень далек от насыщения. 13 % населения вообще не имеет доступа к чистой питьевой воды, даже в виде колодца или привозной цистерны. 40 % людей до сих пор живет без водопровода, а оставшиеся 60 % регулярно испытывают перебои с поставками: в среднем до 1 месяца в год (чаще всего в жаркий сезон). Ожидается, что к концу следующего десятилетия спрос на воду превысит предложение в 1,4 раза. 

Как вода стала товаром 

Еще в 1990-е годы вода де-факто была признана законным объектом купли-продажи: на уровне Генеральной ассамблеи ООН, ВТО и североамериканского НАФТА. Начиная с 2000-х годов, Всемирный банк и МВФ активно продвигали приватизацию водных источников, выставляя этот пункт как условие для выдачи инфраструктурных кредитов. В итоге 13 % снабжения, включая водопроводные сети, сегодня находится в руках частных компаний. В России — порядка 10 %, в США — около 20 %, в Европе — до 80 %.

Места наибольшего дефицита воды: Ближний Восток, Средиземноморье, Средний Запад США, почти вся Индия, восточный Китай, Австралия. Это потенциальные рынки сбыта. Крупнейшие по запасам страны: Канада, Россия, Бразилия, Нигерия, Индонезия. Это наиболее вероятные будущие экспортеры.

Пока развитию этого сегмента мешает сырая юридическая база, но процесс запущен. Так, еще в 2002 году Турция заключила контракт на поставку в Израиль 50 млн кубометров в год на срок до 20 лет. 

Для Китая и внутренних областей США ключевым поставщиком воды постепенно становятся Канада и Аляска, где власти имеют право выдавать компаниям лицензии на экспорт. Первые экспериментальные поставки воды в контейнерах по морю были предприняты еще 1990-е. Сегодня Канада и Аляска периодически участвуют в тендерах засушливых штатов, продавая им воду в цистернах (техническую) и пластиковых бутылях (питьевую). Объемы таких поставок неизбежно будут расти: скорость добычи подземных вод на Среднем Западе в восемь раз превосходит темпы их восстановления. 

Ценность пресной воды можно описать в таких цифрах. Стоимость одного кубометра в городских водопроводах сегодня доходит местами до $8. Поставки в цистернах и грузовых контейнерах в среднем обходятся покупателям от $1 до 6 за куб. Самая дорогая вода — питьевая. В развитых странах в розничных сетях зачастую она стоит больше, чем пиво и газированные напитки. В расчете на один кубометр бутылка обходится потребителям в сумму от $50 до 6000. Для сравнения, такой же объем нефти сейчас стоит около $300. 

Как войти в воду

Основной индекс, отслеживающий пульс рынка воды, — это The Dow Jones U.S. Water Index. В него входит три десятка самых крупных компаний, имеющих самое широкое отношение к данному направлению. От французского коммунального оператора Suez до американской технологической платформы Xylem, которая поставляет оборудование и цифровые решения для добычи и перевозки воды. На базе индекса работает биржевой фонд CGW ($800 млн в активах), доступный для покупки на американской NYSE. За последние 10 лет его среднегодовая доходность составила около 10 %, в этом году — 11,5 %. 

Впрочем, сегодня на рынке более популярен PHO ($1,3 млрд в активах), он торгуется на Nasdaq. Фонд отслеживает динамику средних и небольших компаний, чей бизнес заточен на идею роста дефицита воды в будущем. Например, самое крупное вложение у PHO на данный момент — это акции Ecolab, которая продает решения в области очистки и повторного использованию воды. В этом году она подорожала на 18 %. Еще один пример — Roper Technologies, создатель датчиков и программ учета воды. В этом году прибавила 14,5 %. Весь фонд в целом с января в плюсе на 17 %. 

Инвестиции в водный бизнес являются необычным гибридом высокодоходных передовых бумаг и консервативно-защитных.

Большинство портфельных управляющих рассматривает водопроводные сети как акции со спокойной динамикой и стабильными дивидендами, а саму воду — как «золото будущего», актив на случай кризисов.

При этом индустрия воды идейно очень близка с солнечной энергетикой, где число перспективных фишек давно перевалило за сотню. По итогам этого года компании альтернативной энергетики нарастили капитализацию в 2,5 раза. Не исключено, что такой же мощный импульс в ближайшие несколько лет мы увидим в акциях воды.