В стальных сетях Интернета

Крупные инвесторы приступили к созданию отраслевых торговых площадок в российской части Интернета. Видимо, торговля сырьевыми ресурсами будет медленно, но верно перемещаться в виртуальное пространство. По мнению некоторых аналитиков, спустя 5 лет более 50% всех мировых сделок по продаже металла будут совершаться в режиме on-line.

Грузите прокат файлами

Электронные биржи мало известны широкой публике. Тем не менее, по прогнозам Andersen Consulting, к 2005 году в Сети будет продаваться 40 – 60% всей производимой в мире стали. В денежном выражении эта сумма должна составить порядка $250 млрд. На Западе уже работают биржи по продаже металлов. Наиболее известная из них – e-steel.com. В ее работе участвуют более двух тысяч компаний из 71 страны. Свой доход биржа получает, взимая с каждой сделки комиссию в размере 0,85%. В проекте участвуют такие лидеры рынка, как US Steel Group, National Steel Corporation, Wirthington Industries Inc., Dufeco Group, Mitsui & Co и Mitsubishi Corporation. Своей главной задачей e-steel.com ставит захват максимальной доли мирового рынка электронной торговли металлами. Чтобы добиться желанной цели, в конце 90-х в проект вложили порядка $76 млн. Ближайший конкурент e-steel.com – биржа metalsite.com. В декабре 1999 года в этот проект было инвестировано $180 млн. По заявлениям менеджеров биржи, ее ежемесячный оборот составляет более $40 млн. Еще один проект – onlimetals.com осуществлен совместно с крупнейшим розничным Интернет-магазином – Amazon.com. В этом проекте металлопродукцию можно купить по кредитной карточке. За каждую размещенную заявку onlimetals.com берет комиссию в размере $1,5.

Развитие Интернет-торговли металлами в России идет гораздо более медленными темпами. Разумеется, этому серьезно препятствует слабая "компьютеризация" и "интернетизация" страны. Но есть и другие причины. На внутреннем российском рынке металлов есть своя специфика взаимоотношений между участниками рынка. Несколько утрируя, можно сказать, что у российских металлургов практически отсутствует понятие "цена". По разным оценкам, в 1999 году 60 – 70% всех взаиморасчетов в российской металлургии осуществлялось по бартеру. А при бартерных сделках цена становится весьма условным понятием. При использовании же Интернета сделки становятся прозрачными. Не потому ли внедрение Интернет-технологий в российскую металлургическую отрасль идет так медленно?

Metal по-русски

Одним из первых отечественных проектов можно считать площадку rosmet.ru, созданную в 1997 году компанией "Интеллектуальные ресурсы". Строго говоря, rosmet.ru представляет собой в большей степени информационную систему, нежели торговую площадку. Говорит один из основателей проекта – менеджер "Интеллектуальных ресурсов" Михаил Чесалов: "Не все товары, с которыми мы работаем, являются биржевыми. Наша идея состояла в создании информационной системы, которая обслуживала бы не только производителей и продавцов, но и смежные области – образование, науку. Интернет мы выбрали потому, что он представляется на сегодня самым дешевым и универсальным средством доступа к информации. Главным успехом rosmet стало создание электронной доски объявлений для предприятий металлургической отрасли. Доход rosmet.ru получает главным образом от размещения информационных баннеров. Собственно торговлей этот ресурс не занимается.

Крупные инвесторы начали создавать отраслевые биржи в Рунете только в этом году. В марте "Газпроминвестхолдинг" (дочернее предприятие "Газпрома"), группа "Интерфакс" и один из крупнейших британских металлотрейдеров – компания Middlesex Holding объявили о том, что приступили к "строительству" российской площадки по торговле металлом через Интернет. Проект, получивший название Europe-Steel.com, ставит своей задачей создание двуязычной (русской и английской) системы электронной торговли металлами в Интернете. Предполагается, что продавцами будут металлургические предприятия России, стран СНГ, Восточной и Центральной Европы, а покупателем может стать любая компания. Сайт, по замыслу его создателей, должен обеспечивать пользователей информацией, имеющей отношение к металлургическому сектору. По словам заместителя генерального директора группы "Северсталь" Алексея Евгенева, к концу 2001 года его компания сможет продавать через Интернет до 10 млн т стали в год.

В мае с инициативой создания отраслевых торговых площадок в российской части Интернета выступили консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers и разработчик программного обеспечения Oracle Corp. Согласно распространенному компаниями пресс-релизу PwC будет оказывать услуги по организации отраслевых Интернет-проектов, привлекать в них инвесторов, разрабатывать стратегию бизнеса, а Oracle – поставлять и адаптировать программные продукты, поддерживающие реализацию этих решений.

ПДД для Интернета

Сами металлургические предприятия идти в виртуальное пространство не торопятся. Михаил Тихонович, директор московского представительства Орловского сталепрокатного завода, сформулировал свое отношение к проекту rusmet.com так: "Мы достаточно активно пользуемся этим сервером, но главная выгода для нас – реклама. Искать покупателей и клиентов в Интернете удобно, но проблема в том, что здесь нет никаких гарантий. Трудно проверить, кто именно дал объявление. Использовать доску объявлений rosmet.com выгоднее всего для розничных сделок. Оптовые сделки – дело более сложное. Служба безопасности завода в любом случае будет осуществлять тщательную проверку потенциального клиента. Проект rosmet.ru – идея, несомненно, интересная, но я пока отношусь к этому проекту со здоровой долей скептицизма".

Активисты Интернет-бизнеса смотрят на проблему иначе. По их мнению, тот, кто не успеет застолбить место в Сети сегодня, завтра рискует оказаться на обочине. Представители PwC и Oracle утверждают, что Интернет-технологии позволят участникам торговых площадок снизить затраты на снабжение и сервис на 20%. Чтобы преодолеть скептицизм действующих и потенциальных участников электронных торгов, создатели он-лайновых информационных и торговых систем проводят конференции для руководителей и технических специалистов металлургических компаний. В июне в Москве пройдет третья по счету конференция подобного рода. Вторая проблема, которая неизбежно возникает в ходе эксплуатации биржи, – вопросы регулирования. Как уже говорилось, по наиболее оптимистичным прогнозам более половины всех сделок в мировой металлургии в скором времени будет осуществляться через Интернет. Но если 50% сделок кем-то контролируется, то необходимо точно знать, что это за биржа, кто за нею стоит, кем и в каких целях может быть использована информация о сделках. Не случайно существует юридическая норма для традиционных бирж, в соответствии с которой один акционер не имеет права владеть более 10% акций биржи – чтобы не влиять на рынок.

Подобные нормативы необходимы и для виртуальных бирж. Без таких гарантий российские металлурги будут чувствовать себя в Интернете неуверенно.