В стоматологии наступает эра «цифры»
О новых трендах в стоматологической отрасли поговорили с совладельцем и исполнительным директором сети научных клиник «Данстистофф», кандидатом медицинских наук Арманом Агаджаняном.
— Развитие технологий не прошло мимо стоматологической отрасли: цифровые протоколы лечения уже используются в самых передовых клиниках, хотя на массовый сегмент их пока мешает распространить дороговизна. Тем не менее и наша сеть клиник, которая — в части ценовой политики — относится к сегменту массовой стоматологии, использует в своей работе инновационные методы диагностики и лечения.
Например, в каждом филиале «Данстистофф» есть специальное оборудование — такое, как интраоральные сканеры и компьютерные томографы. Результаты исследований с них передаются в нашу собственную зуботехническую лабораторию, где с помощью специализированного ПО моделируется будущая улыбка. После чего файл отправляется на CAD/CAM станок, где проходит фрезерование коронок.
Такой подход значительно ускоряет процесс изготовления коронок, а для того чтобы избежать погрешностей, цифровой протокол дублируется аналоговым — для более точного и корректного выполнения больших или сложных работ. Проще говоря, увеличилась скорость изготовления зубов, и процесс стал намного комфортнее для пациента: пропала необходимость снимать слепки, что очень актуально для людей с повышенным рвотным рефлексом. Кроме того, снижается значение человеческого фактора и, как следствие, — вероятность ошибок.
Стоматологическая отрасль постепенно входит в формат системной диджитал-трансформации, поэтому появляются такие понятия как сквозная аналитика, система управленческих дашбордов. Это получает всё большее развитие. В стоматологии начинается эра «цифры».
Искусственный интеллект также становится важной частью работы. Нейросети используются не только нашими маркетологами для написания текстов, но и в качестве помощника при контроле качества. Например, в 2024 году совместно с израильской компанией мы активно участвовали в разработке и последующем внедрении системы речевого анализа для нашего контакт-центра, который уже сегодня автоматически выявляет отклонения от принятых стандартов и формирует список замечаний для каждого сотрудника с рекомендациями для тренера по обучению. Это позволило сильно улучшить взаимодействие с пациентами.
Особой нашей гордостью является собственная система «Контроля качества лечения (СКК)», после внедрения которой количество осложнений и рекламаций начало стремиться к нулю. Пока такой контроль осуществляют люди, однако в следующем году мы планируем с помощью ИИ автоматизировать эту работу, что позволит создать уникальную программу медицинского контроля.
— Одна из позитивных тенденций, которая наметилась в связи с нешуточной конкурентной борьбой за пациента, — повышение качества услуг и сервиса. Это очень радует меня как врача и управленца в этой сфере, так как это уже привело к тому, что стоматологическое здоровье населения сильно улучшилось, но пока, к сожалению, преимущественно в мегаполисах. Позитивную тенденцию также наблюдаю у молодого поколения в вопросе профилактики стоматологических заболеваний; более осознанно и своевременно решаются проблемы с прикусом, формируется культура регулярной профессиональной гигиены полости рта.
— Качество лечения сложно оценить непрофессионалу: слишком много медицинских нюансов. Пациент, как правило, делает выбор клиники, основываясь на субъективной оценке от сервисной составляющей учреждения. Этим часто пользуются хорошие продажники, маскируя посредственное лечение хорошим сервисом: в медицине сервис, в отличии от реального качества, значительно легче показать. Однако в модной нынче клиентоцентричности нет, в общем-то, ничего уникального: любой врач и медработник должен быть гуманным и эмпатичным, делать свою работу хорошо и ответственно для и ради людей. Мне больше нравятся слова «человечность» и «профессионализм».
Конечно, с точки зрения управленческих бизнес-процессов важно безупречно соблюдать собственные критерии качества. Я этого касался выше, когда мы говорили про ИИ, расскажу подробнее…Уже четыре года в нашей сети функционирует уникальная система контроля. Чтобы не сыпать терминами и не погружать аудиторию в тонкости врачебной работы, скажу лишь, что каждый имплант, пломбу, коронку, проведенную операцию отсматривает главный специалист с помощниками на предмет соответствия внутренним стандартам, далее их работу проверяет медицинский директор. Все эти этапы осуществляются опытными практикующими докторами, кандидатами медицинских наук.
Если нужна коррекция проведенной работы или ее переделка, мы обязательно предлагаем это пациенту, чтобы предупредить возможные осложнения, а не решать последствия допущенных ошибок спустя какое-то время — это может быть дольше, сложнее и болезненнее.
В нашей цифровой базе знаний накоплен огромный массив данных. На этой основе мы создаем собственную систему контроля качества, которая использует технологии ИИ. Кроме того, мы первая и одна из немногих пока в Москве сетей клиник, которые успешно прошли очень строгую сертификацию Росздравнадзора. Это аналог JCI — популярной ранее американской системы стандартов качеств в медицине. Этот статус подтверждает качество и безопасность медицинских услуг.
— Очевидно, что контроль за движением денежных средств в медицине в целом и в стоматологии, как одной из самых финансово емких отраслей, ужесточается. Какая часть рынка сегодня находится в серой зоне, пока остается загадкой, которую должен решить регулятор в лице налоговых органов. У нашей компании позиция простая: белый халат — белая компания. Невозможно строить бизнес вдолгую, нарушая закон.
— Запрос мало изменился: «вылечите меня и не за огромные деньги». Что стало другим, так это требовательность пациентов к качеству и сервису. Кроме того, стал проявляться запрос на «понятность». Пациент хочет знать в подробностях, какое лечение ему предстоит и почему именно оно. Хочет участвовать в принятии решения и, соответственно, больше доверяет тем докторам, которые могут в партнерстве и взаимном доверии проводить лечение.
При этом общение все больше перетекает в online: звонков меньше, переписок — больше. Хотя видеоконсультации, несмотря на попытки их популяризировать, не стали обыденностью, с взрослением поколения «зумеров» этот формат консультаций точно войдет в клиническую рутину. Перспективы этого уже сегодня хорошо заметны в нашей работе с иногородними пациентами: для них наши специалисты успешно формируют план лечения удаленно.
— Тренд на улыбку цвета, который врачи шуточно называют «санфаянс», уходит. Подражание «голливудской» кипельно-белой улыбке постепенно становится немодным: на первый план выходит естественность и натуральность, и прежде всего — здоровье и комфорт. А те, кто ранее ставил себе белые виниры, начинают их менять.
— Искусственный интеллект превращается в помощника врача. Благодаря способности нейросети быстро и точно диагностировать заболевания полости рта, виртуальный ассистент способен улучшить результаты диагностики пациентов. Несмотря на некоторые недостатки искусственного интеллекта, преимущества технологии уже ощутили профессиональные стоматологи и управленцы. Уже есть модели машинного обучения, которыми пользуемся и мы, и наши передовые коллеги, но важно при этом понимать, что окончательное решение все равно принимает врач совместно с пациентом.
Если говорить про имплантологию, замечу, что в 1998 году доктор Пауло Мало провел первое лечение по методике «все на 4-х», что позволило избавить пациентов от съемного протезирования, или «зубов в стаканчике». Это, наверное, самое значимое из последних достижений стоматологической науки, которое положительно повлияло на качество жизни пациентов пенсионного возраста. Развитие этой технологии привело к популяризации услуги и ее омоложению. По методу «все на 4-х» и появившейся альтернативе на 6-ти имплантатах, делается полный протез, который не надо снимать, которым можно полноценно жевать. Не нужны специальные клеевые основы и очищающие таблетки. Смеяться и говорить можно без опасения, что в неподходящий момент протез может выпасть. Иными словами, качество жизни пациентов — на совсем другом уровне.
Кроме того, в отличие от съемного, изготовленный по этой методике протез не закрывает небо и не перекрывает доступ пищи к вкусовым рецепторам. Самое же важное в этой методике — время приобретения новых зубов сократилось до 1-3-х дней. И это без сложных операций по костному наращиванию.
Мы гордимся тем, что одними из первых в РФ обучились этой методике и успешно применяем в лечении наших пациентов. В то время как для некоторых врачей в России она остается довольно сложной, а для пациентов уж тем более. Есть и другие, более сложные манипуляции, которые позволяют восстанавливать самые безнадежные клинические случаи, такие как скуловая имплантация. Как говорит наш ведущий хирург: «Нет такого рта, который я не вылечу». Конечно, бывают противопоказания, но они почти все связаны с общесоматическими заболеваниями.
— Без ложной скромности скажу, в имплантации у нас накоплена большая экспертиза: благодаря разумной цене, количество проводимых операций приближается к 10 000 в год. На базе наших клиник пишутся две диссертационные работы по имплантологии, разрабатываются новые протоколы лечения, которые позволят сокращать послеоперационный период и повышать стабильность результатов лечения.
Грамотные врачи и проверенные материалы — а на них мы экономить не готовы — позволяют достигать успеха, и 100 с лишним тысяч наших пациентов могут это подтвердить. Мы беремся за самые сложные клинические случаи, в том числе с такими сопутствующими заболеваниями, как сахарный диабет, гипертония, перенесенный инфаркт, даже онкология в ремиссии. В обширном портфолио сложных имплантационных кейсов есть фактически безвыходные ситуации с критической атрофией костной ткани, от которых отказываются в большинстве клиник. Этими проектами гордимся не только мы, но и крупнейшие в мире производители имплантационных систем, на которых мы реализовывали эти задачи.
— Целью запуска зуботехнической лаборатории в 2017 году был контроль качества работ наших специалистов. С управленческой точки зрения это создало дополнительную операционную нагрузку. Однако на базе лаборатории удалось создать возможности для развития медицинской составляющей, а также, за счет отсутствия стороннего подрядчика, удешевить конечную себестоимость и сохранить приемлемую цену на коронки.
Подчеркну, что с 2019 года мы не сделали ни одной коронки по устаревшей методике — из металлокерамики: полностью перешли на диоксид циркония. Он на сегодняшний день является самым гипоаллергенным материалом, по прочности ничем не уступает металлокерамике, а по эстетическим свойствам — на порядок выше.
— Проблемы с санкциями довольно быстро были решены как собственными силами, так и при участии государства и поставщиков, которые наладили параллельный импорт. Да, стоимость расходных материалов и оборудования возросла, но все необходимое есть, а это значит, что мы можем продолжать гарантировать качество, несмотря на некоторое снижение маржинальности.
Более существенная проблема — кадровый голод, причем не только в медицинском составе, но и в административно-управленческом блоке. Это привело нас к созданию внутренней академии: так, наиболее талантливые сотрудники превращаются в главных врачей и управленцев. Свой корпоративный университет с онлайн и оффлайн программами обучения позволяет повышать квалификацию наших сотрудников. Например, академия ассистентов стоматологов готовит «под ключ» помощников врача. Этим проектом очень заинтересовалось стоматологическое сообщество, поскольку это уникальный и единственный подобный проект в нашей отрасли.
— Для нас это ключевая идея со дня открытия в 2013 году. В клинике реализована полноценная операционная с наркозом и седацией. Мы практикуем лечение во сне для сложных случаев. Методика, безопасность которой доказана, позволяет за один визит сделать сразу несколько зубов. Эта услуга довольно востребована у занятых людей, для которых ценно время и комфорт. Это тоже своего рода современное стоматологическое чудо: уснул с проблемами во рту — проснулся со здоровыми зубами.