В тихом омуте

В новогоднюю ночь в Москве наступит тишина. Московская городская Дума приняла закон «Об административной ответственности за нарушение покоя граждан в г. Москве». В том числе новый закон запрещает с 1 января 2004 года использование звуковых систем для охраны автомобилей. Благое начинание вызывает массу вопросов у представителей разных секторов бизнеса.

Московские автовладельцы (которых в столице насчитывается до 3 млн человек) будут вынуждены модернизировать охранные системы на своих машинах. Альтернативой звуковой сигнализации является система радиооповещения (называемая в среде автолюбителей «пейджинговой») или сотовая сигнализация. Однако компании – операторы пейджинговой связи увеличения прибылей от введения нового закона не ожидают. «Установка системы оповещения через пейджинговую компанию стоит $200 – 250, плюс около $20 в месяц будет уходить на абонентскую плату. В машине устанавливается GSM-передатчик, который в случае взлома начнет посылать сообщение владельцу пейджера. Мы уже продаем подобные системы, но круг клиентов невелик», – сказал «Ко» коммерческий директор компании «Вессо-Линк» Владимир Волков.

Производители систем автосигнализации тоже не ждут серьезных перемен в своем бизнесе. «Прежде всего нужно посмотреть, будет ли этот закон исполняться? Например, существует запрет на разговоры по мобильному телефону во время движения, но он никем не соблюдается, – говорит заместитель генерального директора компании «Мейджик Системс» Алексей Петров. – Если же новый закон все-таки будет выполняться, мы отреагируем на изменения. В зависимости от сложности автомобильная сигнализация стоит от $50 до $300. Радиоблок увеличивает эту цену примерно на $50».

Не исключено, что в Москве может возникнуть «теневой» бизнес по установке охранных радиоустройств, и это вызовет проблемы у легальных пользователей эфира – самодельные радиоустройства будут работать на той частоте, которую сочтет подходящей кустарный изготовитель.

Решение Мосгордумы вызывает некоторое удивление и у страховщиков. По словам директора по корпоративному страхованию компании «АФМ» Марии Бойко, страховщики крайне неохотно заключают контракты с автовладельцами, машины которых не оборудованы сигнализацией. «Для страхования дорогих машин страховщики требуют обязательной установки сигнализации. В случае угона любой машины, если доказывается, что сигнализация не была включена, страховая выплата, как правило, не производится», – сказала она.

По мнению юриста Московского общества защиты потребителей Антона Недзвецского, новый московский закон, как и другие подобные законодательные акты, нарушает целостность российского юридического пространства. «Такие законы нужно принимать на федеральном уровне. Теоретически автомобилист, приехавший в Москву из другого региона, где использование звуковых сигнализаций разрешено, может обжаловать решение Мосгордумы в Конституционном суде. Проблема состояния акустической среды действительно существует, но решать ее лучше другими способами. Например, при регулярном техосмотре проверять исправность сигнализации – тогда будет меньше случаев самосрабатывания».

Не исключено, что новый московский закон проживет лишь до того времени, пока ушлый автолюбитель не инициирует его рассмотрение в Конституционном суде РФ.