В Якутии начали строить мост за 130 млрд рублей

Для Якутии 17 октября станет историческим днем. Возле села Старая Табага, которая входит в городской округ Якутск, состоялась торжественная церемония символической заливки первой буронабивной сваи под опору моста, разговоры о необходимости которого шли с 1980 года. Основной цикл стройки открыл глава республики Айсен Николаев. 

Проект Ленского моста создавали в лучших инженерных институтах России. Он будет первым мостом в мире, который построен на вечной мерзлоте. Его проектировщики  учитывали особые условия строительства и эксплуатации: низкие температуры зимой, интенсивный ледоход, сильные паводки и сложную логистику завоза материалов.

Ленский мост позволит создать около Якутска транспортный узел. В него сойдутся железная дорога, речной и авиационный транспорт, а также трассы республиканского значения. Он соединит Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали с Северным морским путем, автомобильные дороги «Лена» и «Колыма» с автодорогой «Вилюй». Другими словами, Восточная часть России соединится с побережьем Охотского моря. Мост от Старой Табаги до села Хаптагай Мегино-Кангаласского района позволит увеличить грузоперевозки в регионе в три раза — до шести миллионов тонн в год.

Строительство Ленского моста сформирует северный широтный пояс «Восточная Сибирь — Мирный — Якутск — Магадан». Благодаря ему маршрут от Новосибирска до Магадана сократится на 905 километров, а в будущем мост поможет создать международный транспортный коридор Россия — Азиатско-Тихоокеанский регион.

Стоимость проекта составляет 130 миллиардов рублей. Эксперты Минэкономразвития считают, что социально-экономические эффекты проекта превосходят инвестиции в 1,6 раз. Благодаря мосту снизятся транспортные расходы, что окажет серьезное влияние на расходы различных отраслей экономики, а это, в свою очередь, повлияет на рост доходов граждан и положительно скажется на качестве жизни населения, не считая того, как значительно возрастет транспортная доступность населения.

Автомобильный мост будет двухполосным с пропускной способностью 5,3 тысячи автомобилей в сутки. Его общая протяженность с автомобильными подходами составит 14,5 километра, без них — 4,6 километра, из которых 2,5 километра будут находиться в русловой части.

Проектировщики разработали уникальную конструкцию вантового моста, который будут удерживать три пилона высотой от 194,5 до 284,5 метра. Для моста придется построить 26 опор. Три из них — в русле реки, остальные на берегах. Под каждой опорой будет от 18 до 32 буронабивных свай в сухопутной части, от 102 до 208 — в русловой. Сваи имеют диаметр полтора метра и длину от 10 до 40 метров. Для строительства самой большой опоры моста для центрального пилона потребуется 208 свай и более 10 тысяч кубометров бетона.

Инвестиционный проект вошел в национальную программу развития Дальнего Востока. Федеральное финансирование Якутия получит в 2025 году. Проект реализуется по концессионному соглашению между правительством Якутии и Группой «ВИС». Как отметил председатель ее совета директоров Сергей Ромашов,  работы в русле реки начнутся летом 2025-го. Финансовым партнером концессии выступает Сбербанк. Управляющий Якутским отделением «Сбера» Олег Бугай напомнил, что решение о финансировании строительства моста «принято еще в 2020 году».

Как рассказал министр транспорта Якутии Владимир Сивцев, подготовительные работы начались в августе. В настоящий момент идут отсыпки технологических площадок, установка бетонных заводов, станков для формирования арматурных буронабивных свай. Также там возведут рабочие городки. При строительстве моста будет создано 1,5 тысячи рабочих мест.