В зоне турбулентности

19.01.200400:00

В 1903 году в США произошло два события, одинаково важных для истории мировой авиации: на пляже Китти-Хок в Северной Каролине аэроплан братьев Райт совершил первый в истории полет, а в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, 22-летний Уильям Боинг, будущий основатель корпорации Boeing, покинул стены Йельского университета и решил заняться бизнесом.

 

Минувший год для авиакосмического гиганта Boeing завершился крупными неприятностями. Вообще компанию в последнее время преследуют неудачи – мало того, что корпорация Boeing впервые в истории упустила лидерство по производству гражданских самолетов, отдав первенство концерну Airbus. Обвинения в шпионаже и неэтичном лоббировании собственных интересов в правительстве США повлекли за собой миллиардные штрафы, аннулирование военных контрактов на общую сумму около $20 млрд и запрет на участие в тендерах, объявляемых Пентагоном. Эти скандалы привели к перестановкам в высшем менеджменте корпорации.

 

Лодочный ангар

Из университета Уильям Боинг направился «в чащу леса». В начале ХХ века лесоторговля была вторым по прибыльности после золотодобычи бизнесом в США. Строевой лес в изобилии требовался центральным районам страны. Лесоторговля позволила Уильяму Боингу быстро сколотить приличное состояние, и в 1909 году он уже был одним из самых уважаемых граждан Сиэтла. Этот год стал поворотным в судьбе Боинга. В конце 1909-го в Сиэтле прошла торговая выставка Аляска – Юкон – Тихий океан, во время которой жители западного побережья впервые увидели летающую машину – небольшой дирижабль. Именно тогда Уильям Боинг понял, что сердце его принадлежит авиации. Когда несколько месяцев спустя в соседнем городке Джорджтаун состоялись показательные полеты на новом аэроплане Curtiss Reims Racer известного пионера американской авиации Чарльза Гамильтона, Боинг специально ездил посмотреть на его выступления. Полеты Гамильтона закончились аварией – 13 марта 1910 года аэроплан Гамильтона рухнул в пруд. Пилот не погиб лишь чудом. Увиденное не остудило пыл Уильяма Боинга, и следующие несколько лет он потратил на то, чтобы уговорить кого-нибудь из авиаторов взять его в полет.

Мечта оставалась неосуществленной вплоть до 1915 года, когда судьба свела Боинга с родственными душами – энтузиастами воздушных полетов лейтенантом флота Конрадом Уэстервельтом и пилотом Тирой Марони. На двухместном аэроплане Марони Боинг впервые сам поднялся в воздух, а приземлившись уже твердо знал, что ему нужен свой самолет. Боинг отправился в Лос-Анджелес учиться пилотированию самолетов у Гленна Мартина – непревзойденного авторитета тех лет. Из Лос-Анджелеса он вернулся на собственном гидроплане.

На берегу озера Юнион Боинг перестроил старый лодочный ангар для самолетов и организовал Pacific Aero Club, который давал возможность всем желающим за небольшие деньги совершить прогулку на аэроплане. Конструкция гидроплана Мартина не устраивала Боинга, и Уильям решил создать собственный самолет. Вместе с Уэстервельтом они нашли инженера-самоучку Херба Мантера, экспериментировавшего с аэропланами в своем сарае недалеко от Сиэтла, на островке Дюэмиш. Он помог разработать конструкцию нового гидроплана (названного B&W по первым буквам фамилий заказчиков) и построил два первых самолета. 15 июля 1916 года Уильям Боинг впервые поднялся в воздух на своем самолете, а всего месяц спустя зарегистрировал корпорацию Pacific Aero Products Co, которая должна была строить гидропланы для военно-морского флота США. В эту компанию Боинг вложил почти $100 000 – гигантские по тем временам деньги.

 

Парусиновые гидропланы

Однако конструкция B&W не понравилась руководству флота. Обе машины были проданы в Новую Зеландию, здесь на их долю выпала честь стать первыми аэропланами почтовой службы страны, однако на этом серия B&W прекратила свое существование. Вскоре лейтенанта Уэстервельта перевели на другое место службы, и Боинг остался без единомышленников. Он не сдался и уже в начале 1917 года нанял молодого инженера китайского происхождения Цу Вонга для разработки нового гидроплана.

В апреле 1917 года США вступили в первую мировую войну. 9 мая Боинг переименовал свою компанию в Boeing Airplane Co и решил заняться строительством военных самолетов. К началу лета Boeing представила новую модель гидроплана C, которая оказалась столь успешной, что руководство ВМФ США без колебаний подписало с Боингом контракт на поставку 50 самолетов этой серии в качестве тренировочных аппаратов. Сумма контракта составила $116 000.

Этот заказ в десятки раз превышал возможности сборочного цеха на острове Дюэмиш, однако Боингу при содействии его племянника Эдгара Готта, ставшего вице-президентом компании, удалось в рекордно короткие сроки организовать большое производство, в котором было занято 337 человек. Почти две трети работников были швеями, в обязанности которых входили раскройка парусины и шитье плоскостей для крыльев самолетов.

Боинг справился с первым контрактом, однако подписание перемирия 11 ноября 1918 года положило конец благополучию компании. Оборонные заказы закончились, и Boeing Airplane пришлось в срочном порядке переключаться на гражданскую продукцию. Из 337 сотрудников в компании осталось менее 80. Завод на острове Дюэмиш стал выпускать мебель и быстроходные катера, популярность которых среди контрабандистов в годы сухого закона помогла компании остаться на плаву. Тем не менее в 1919-м компания Boeing оказалась на грани банкротства, и только своевременный заказ министерства обороны США на модернизацию бипланов DH-4 помог ей выжить.

 

Первый мешок авиапочты

Спасителем Boeing Airplane стал Эдди Хаббард. Этот известный в США пилот был активным сторонником развития нового по тем временам сервиса – авиапочты. В марте 1919 года он встретился с Уильямом Боингом и обрисовал ему перспективы революционного направления в развитии гражданской авиации. В марте 1919 года Хаббард и Боинг вдвоем совершили перелет из Ванкувера в Сиэтл с первым в истории США мешком авиапочты, в котором было 60 писем. Через два месяца служба U.S. Post Office официально объявила о предоставлении нового вида услуг и начала доставку авиапочты между крупными городами США. Сначала национальный почтовый сервис был в руках у государства, Хаббарду удалось получить подряд на доставку почты только на линии Виктория – Сиэтл. Для этого он использовал новый самолет Боинга – летающую лодку В-1. Через несколько лет, в 1925 году, U.S. Post Office допустила к обслуживанию внутренних линий частные компании. Боинг завершил разработку нового самолета Boeing Model 40, когда правительство США объявило о тендере на обслуживание линии Сан-Франциско – Чикаго. Боинг выиграл тендер, предложив самые низкие расценки ($1,5 за 1 фунт почты), и организовал дочернюю компанию Boeing Air Transport Corporation, переименованную позже в Boeing System. Обслуживать линию Сан-Франциско – Чикаго вышли двадцать самолетов Model 40.

С 1926 года компаниям было разрешено перевозить на почтовых самолетах также и пассажиров. Это послужило толчком к бурному расцвету гражданской авиации в США. Вскоре инженеры Boeing завершили работу над первыми трехмоторными самолетами с закрытым фюзеляжем. Их кабины могли вмещать до 18 пассажиров, причем имелось место для обслуживающего персонала – первых в мире стюардесс. Успех этих летательных аппаратов был столь грандиозным, что Boeing System легко выигрывала подряды на обслуживание новых линий.

В 1927 году Уильям Боинг совершил первое серьезное корпоративное поглощение. Он купил главного своего конкурента – компанию Gorst’s Pacific Air Transport. Мощностей завода на острове Дюэмиш уже не хватало, и компания Boeing построила новое предприятие под Сиэтлом. Авторитет компании в это время был столь велик, что, когда посадочное поле Sand Point под Сиэтлом передали ВМФ США, Боинг пригрозил перенести свои операции в Лос-Анджелес и власти тут же выделили землю под новый аэропорт, который был назван Boeing Field (теперь это King County International Airport).

 

Строительство империи

Экономические успехи позволили Boeing активно разрабатывать новые модели самолетов. В конце 1920-х годов на рынке появились такие революционные модели, как скоростной Monomail с маленькой площадью крыла, истребитель Peashooter и двухмоторный бомбардировщик B-9.

Одновременно Боинг продолжал создавать собственную авиатранспортную империю. 1 февраля 1929 года он подписал с главой корпорации Pratt & Whitney Фредом Рентшлером соглашение о создании корпорации United Aircraft and Transport – гигантской по тем временам компании, уставный капитал которой достигал миллиона долларов. Она стала перевозчиком на всех авиатранспортных маршрутах на территории США, где использовались самолеты Boeing, а также производственные мощности обеих компаний-учредителей.

Почти неограниченная финансовая мощь United Aircraft and Transport позволила Боингу в короткое время присоединить к своей империи авиатранспортные компании Hamilton and Standard, Chance-Vought, строителя вертолетов Sikorsky, а также компанию Stearman, на производственных мощностях которой впоследствии была создана база Boeing в городе Уичита, штат Канзас.

 

20 часов до Сан-Франциско

Великая депрессия прошла для United Aircraft and Transport практически незамеченной во многом благодаря принятому правительством США в 1930 году акту Макнари – Уотрса, который был направлен на повышение надежности национальной почтовой службы за счет отлучения от почтовых контрактов небольших компаний. Вся территория США была поделена на три зоны, United Aircraft and Transport досталось обслуживание северной части США, American Airlines – южной, а для работы в центре страны была специально создана громадная компания Trans-Western Airlines (TWA). 1 июля 1931 года Боинг присоединил к своей компании перевозчиков Varney, Stout, Pacific Air Transport и National Air Transport, в результате чего United Aircraft and Transport создала пассажирскую авиакомпанию United Air Lines. В ее расписании значились рейсы между двумя побережьями США, и компания Boeing взялась за разработку новой модели, которую многие специалисты называют первым истинно пассажирским самолетом в истории мировой авиации. Модель 247, в названии которой впервые появилась позже запатентованная «семерка», могла принять на борт 10 пассажиров и перевезти их из Нью-Йорка в Сан-Франциско за 20 часов, включая остановки для дозаправки.

В этот момент, правда, Боингу изменило деловое чутье. Вероятно, причиной тому послужило «головокружение от успехов», но он собственными руками создал своего главного конкурента. Компания TWA долго и безуспешно пыталась купить у Boeing самолеты 247-й серии, а получив окончательный отказ, профинансировала работы Дональда Дугласа, который вскоре представил легендарную модель Douglas DC-3, по всем параметрам превосходившую самолет Боинга. Этот успех положил начало истории компании McDonnell-Douglas, долгие годы являвшейся единственным реальным конкурентом Boeing.

 

Дело почты

Проблемы у Boeing начались, когда в ноябре 1932 года президент Герберт Гувер проиграл выборы Франклину Делано Рузвельту, а пришедшие в Белый дом демократы начали расследование деятельности предыдущей администрации. Сенатор Хьюго Блэк добился вызова Уильяма Боинга в качестве свидетеля на слушания по «делу почты», во время которых последнего обвинили в «использовании монопольных методов ведения бизнеса». Разразился громкий скандал, и президент Рузвельт в 1934 году был вынужден отменить подряды на перевозку почты и передать этот сервис в ведение военной авиации США, состояние которой в те годы было настолько плачевным, что уже за первые две недели после введения в действие нового закона разбились десять самолетов. Это вызвало новый скандал, в результате которого доставка почты вновь была передана частным перевозчикам, однако новый руководитель почтовой службы США Джеймс Фейрли сумел провести через конгресс поправку, запрещающую выдавать лицензии на гражданские перевозки любой компании, производящей собственные самолеты. Эта поправка положила конец существованию единой United Aircraft and Transport. Boeing Airplane Company и United Air Lines превратились в независимые компании. Сам же Уильям Боинг воспринял эту новость как полное поражение и продал все свои акции United Aircraft and Transport. Он навсегда отошел от дел компании, до сих пор носящей его имя. До самой своей смерти (в 1956 году) Уильям Боинг с переменным успехом занимался бизнесом, никак не связанным с авиацией, а кроме того, получил международное признание как один из лучших коннозаводчиков США.

 

Boeing после Боинга

После 1934 года компания Boeing направила все свои усилия на разработку новых моделей самолетов. В 1935-м на свет появился истребитель Kaydet, ставший главным учебным самолетом авиации США. Этих машин было построено более 10 000 штук. В 1936 году Boeing заключила контракт с авиакомпанией PanAmerican и на долгие годы стала ее главным партнером. В 1938-м свет увидела пассажирская модель 307 Stratoliner, ставшая образцом самолета для пассажирских линий на следующие 10 лет. В это же время были разработаны бомбардировщики В-17 и В-29, а также морской бомбардировщик XPBB-1 Sea Ranger.

Во время второй мировой войны компания Boeing стала крупнейшим производителем военной авиатехники в мире. На ее мощностях собирались не только В-17 и В-29, но также самолеты, разработанные конкурентами – штурмовики Douglas DC-7B. Воздушный флот союзников, обрушивший в конце войны тысячи тонн бомб на Германию, был почти полностью собран на заводах Boeing. Бомбардировщик, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму, – это тоже детище Boeing. 1944 год вошел в историю компании под названием «Битва при Канзасе». В этом году на сборочном заводе в Уичите были побиты все мыслимые рекорды производительности. Работая в авральном режиме, завод выпускал до 16 самолетов в день – рекорд, который не побит до сих пор.

После войны заказы иссякли, для Boeing опять начались тяжелые времена. В 1946 году компании пришлось уволить 70 000 человек. Занявшему пост генерального директора Уильяму Аллену пришлось срочно искать пути выхода из кризиса. Компания начала работу над новыми пассажирскими самолетами, представила правительству США модели новых бомбардировщиков и впервые занялась производством баллистических ракет и ракет-перехватчиков класса «земля – воздух». Под руководством Аллена компания начала выпускать легендарные «летающие крепости» В-52, воздушные заправщики КС-135 и первые американские реактивные пассажирские самолеты модели 707. В 1958 году три самолета модели 707-120 приобрели военно-воздушные силы США для президента страны и его ближайшего окружения. Этому конвою были присвоены позывные Air Force One. С тех пор в большинстве стран мира самолет президента страны называется «борт номер один».

 

Вид на Луну

В 1960 году корпорация Boeing начала развивать космическое направление. Появились первые проекты обитаемой орбитальной станции Dyna-Soar и ракеты-носителя Saturn V, предназначенные для программы Apollo. В 1963 году NASA выбрало Boeing для организации полета на лунную орбиту и фотографирования лунной поверхности с близкого расстояния. Этот проект был реализован в 1966 году, а в 1969-м космический корабль Apollo 11, выведенный на орбиту с помощью носителя Saturn, доставил астронавтов на Луну.

В 1967 году в первый полет отправился лайнер 737, которому было суждено стать самым продаваемым самолетом всех времен и народов. Общее число проданных машин превысило 2000 штук. Спустя год на сцене появился самый большой в мире пассажирский лайнер 747: размах его крыльев был больше, чем протяженность первого полета братьев Райт.

Полоса удач прервалась в 1970 – 1972 годах, когда из-за свертывания государственной программы по разработке сверхзвукового самолета SST, прекращения программы Apollo и начинавшегося нефтяного кризиса Boeing пришлось сократить больше половины рабочих мест. Именно тогда местные власти почувствовали, что значит Boeing для экономики Сиэтла и всего штата Вашингтон. Тысячи безработных покинули город, а на шоссе, ведущем в центр страны, появился знаменитый плакат: «Если вы последний, кто уезжает из Сиэтла, – погасите за собой свет!» Выводить компанию из очередного кризиса пришлось уже новому генеральному директору – Торнтону Уилсону.

По мере преодоления нефтяного кризиса портфель заказов пополнялся, и дела компании снова пошли в гору. Уилсон справился с задачей по восстановлению компании и передал Boeing своему преемнику Фрэнку Шронцу, от которого пост генерального директора перешел к Филипу Кондиту.

При Кондите корпорация Boeing окончательно утвердилась как мировой лидер авиационной промышленности, крупнейший производитель гражданских и военных самолетов, основной американский подрядчик в строительстве международной космической станции, компания номер один в США по объему экспорта, гигант с годовым объемом продаж, достигающим $60 млрд. При Кондите Boeing совершила два грандиозных корпоративных приобретения: в 1996 году была куплена компания Rockwell – разработчик знаменитых «космических челноков», а в 1997-м – McDonnell Douglas, единственный американский производитель гражданских самолетов, который долгие годы составлял конкуренцию Boeing.

 

Черная полоса

На границе тысячелетий корпорация Boeing вновь попала в «зону турбулентности». В 2003 году Boeing впервые в истории отдала первое место среди поставщиков гражданских самолетов европейскому концерну Airbus. В первой половине 2003 года разразился «шпионский» скандал, в ходе которого Boeing была обвинена в использовании секретов Locheed Martin; кроме того, компании пришлось выслушать обвинения в неэтичном лоббировании своих интересов в правительстве США. Эти скандалы вынудили Фила Кондита сначала отправить в отставку нескольких сотрудников из высшего руководства компании, включая финансового директора Майка Сирса, которого многие называли будущим генеральным директором компании, а затем и самому подать в отставку.

Теперь компанией будет управлять группа бывших менеджеров McDonnell Douglas, причем пост генерального менеджера достался Гарри Стоунсайферу, бывшему СЕО приобретенной компании. В Сиэтле шутят, что «McDonnell Douglas купил Boeing на деньги Boeing». Вместе с тем некоторые аналитики опасаются, что Boeing может повторить и судьбу McDonnell Douglas.

Конкуренты утверждают, что у лидера мировой авиапромышленности нет новых идей. Это не совсем так: компания Boeing готовилась к технологическому прорыву, разрабатывая модель скоростного суперлайнера Sonic Cruiser, но решила не рисковать с выводом революционного самолета и заморозила этот проект. Запущенный в срочном порядке в производство лайнер 7J7 по большому счету является революционным только с точки зрения эргономики салона и внешнего дизайна, а в качестве ответа выходящему в 2006 году суперлайнеру компании Airbus А380 Superjumbo Boeing может предложить только модифицированную версию модели 747, находящейся на пороге своего сорокалетия. Военное подразделение Boeing проиграло компании Locheed Martin тендер на разработку истребителя пятого поколения, который оценивается в $200 млрд. Если руководство Boeing в срочном порядке не найдет путей выхода из кризиса, то компанию, чье имя стало символом успехов мировой авиации, ждет незавидное будущее.