Валерьянка с зеленкой
Локомотивом российского фармрынка, как считают, основываясь на собственных исследованиях, в DSM Group, остается коммерческий розничный сегмент. Наибольший прирост отмечался в первые месяцы 2013 г. (+14-18%), в мае рынок "просел" до 8,5%. Снижение продаж обусловлено уменьшением спроса на сезонные противопростудные препараты. Однако непривычно холодное лето также внесло свои коррективы в потребление медикаментов, и рынок вернулся к ожидаемым показателям (в среднем прирост составил 14%). Объем продаж в упаковках за восемь месяцев снизился на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Среди других трендов - рост цен на лекарства и увеличение спроса на более эффективные, а значит, более дорогие препараты.
Также по итогам восьми месяцев 2013 г. доля лекарств с ценой ниже 50 руб. в денежном выражении составила 8%. В упаковках снижение на уровне 2%, а общая доля в структуре продаж на коммерческом рынке снизилась с 61% в 2011 г. до 55% в 2013 г.
По сведениям DSM Group, отечественный фармацевтический рынок
по-прежнему остается преимущественно рынком импорта. По итогам первого полугодия 2013 г. 58% препаратов, реализованных на рынке, были отечественными, однако ввиду своей невысокой цены относительно импортных лекарств в стоимостном выражении они занимают лишь 24%.
По данным исследования, проведенного, в свою очередь, аудиторской компанией Deloitte, 38% респондентов заявили, что какое-либо заметное снижение доли импортных лекарственных препаратов на российском рынке если и возможно, то не ранее чем через два-три года, а около 50% участников исследования отметили, что не ждут существенного понижения доли импорта и после 2016 г.
Впрочем, Минпромторг РФ исходит из другой статистики. По его данным, сейчас объем производства отечественных лекарств составляет 65%, а власти и регуляторы рынка ориентируются на то, чтобы к 2018 г. довести объемы выпуска российских лекарств по номенклатуре жизненно необходимых лекарственных препаратов до 90%.
К числу самых популярных препаратов, производимых отечественным фармпромом, относятся спиртовые настойки (пустырника, валерианы, боярышника), йод, зеленка и анальгин. К примеру, настойку пустырника выпускают 46 российских предприятий.