Валюта утекает в цифру

29.06.202118:24
Дмитрий Волков — технический директор международной криптобиржи CEX.IO

CBDC (цифровая валюта центрального банка) становится трендом в государственной экономике и политике центральных банков. Эта тенденция связана как с ростом интереса потребителей к криптовалютам, так и с пониманием регуляторов необходимости интеграции цифровых активов в традиционную финансовую систему. Европа является одним из лидеров по внедрению CBDC в повседневную жизнь граждан. Тем не менее глава ЕЦБ Кристин Лагард ожидает полноценного ввода цифрового евро не ранее чем через 4 года. 

Зачем нужен CBDC Европе

В июньском отчете ЕЦБ регулятор признал риск потери монетарного суверенитета в случае отсутствия собственной цифровой валюты. В центральном банке отметили существующую угрозу финансовой стабильности, если доминирующую роль в сегменте внутренних и внешних платежей будут занимать независимые цифровые валюты или неподконтрольные ЕЦБ. Таким образом, CBDC для еврозоны является не просто данью моде и приверженности криптовалюте, а способом защиты национальных платежных систем и поддержки международного использования традиционных валют в цифровом мире.

Более того, власти Европы опасаются, что конфиденциальность граждан в нерегулируемых криптовалютах находится под угрозой, в то время как ЕЦБ не имеет интереса в хранении, управлении и монетизации пользовательских данных. Это, конечно же, аргумент в пользу защиты интересов граждан. Чтобы выяснить мнение европейцев по поводу запуска цифровой валюты, ЕЦБ организовал опрос, который прошел в период с октября 2020-го по январь 2021 года. Регулятор получил свыше 8000 ответов, и самым главным требованием жителей еврозоны для внедрения цифрового проекта было решение проблемы с защитой персональных данных.

Также европейцам важно, чтобы цифровой евро можно было использовать в любой точке еврозоны, без дополнительных трат и сложностей с оплатой товаров и услуг. Помимо этого, в европейском обществе назрела необходимость в сшивке наличных и безналичных финансов, то есть потребители хотят иметь возможность безналичной оплаты не только в онлайн-режиме, но и в офлайн. И CBDC вполне может удовлетворить эту потребность.    

Есть ли препятствия?

С одной стороны, Еврозона имеет определенные преимущества перед другими государствами, так как опыт гармонизации национальных валют с курсом евро для последующего введения единой валюты на территории еврозоны может быть успешно перенесен и на внедрение CBDC. С другой стороны — экономическая разница между странами — членами союза требует от ЕЦБ предельной аккуратности. 

Так, согласно исследованию Morgan Stanley, запуск европейской цифровой валюты может привести к выводу 8% депозитов из банковской системы еврозоны, что соответствует 873 млрд евро. При этом для банков таких стран, как Греция, Эстония и Латвия, отток депозитов может составить 17–30%, а это уже существенная нагрузка на финансовую систему. В итоге забюрократизированность процедур и необходимость всестороннего изучения влияния CBDC на экономическое положение большого числа стран, входящих в ЕС, будет, безусловно, тормозить процесс. 

ЕЦБ следит за другими CBDC

Тем не менее, если мы говорим не о зоне обращения евро, а о Европе в целом, то здесь есть пример Швеции, на который, скорее всего, ЕЦБ и будет ориентироваться. Шведы активно пилотируют проект цифровой кроны и среди европейских государств, по всей видимости, находятся ближе всего к принятию CBDC. Центральный банк страны сейчас производит оценку эффективности электронной кроны в розничных платежах и тестирует устойчивость сетевой инфраструктуры.

С другой стороны, есть пример Багамских островов, где уже введена собственная цифровая валюта. Представители ЕЦБ заявили, что будут внимательно следить за развитием ситуации, так как устойчивого опыта успешной интеграции CBDC в традиционную финансовую систему пока нет. Например, в России цифровой рубль еще не дошел до стадии пилотирования. Тем не менее ЦБ РФ собирается перейти к тестированию CBDC уже в 2022 году. Предполагается, что россиянам нужно будет заводить два кошелька: один — для онлайн-оплаты, второй — для использования в офлайн на мобильном устройстве.

В США ценность криптовалют и CBDC долго подвергалась сомнению, правительство и ФРС совсем недавно задумались о необходимости цифрового доллара. В Китае пилотируют цифровой юань и методы его популяризации среди населения. Этот опыт, скорее всего, также будет взят на вооружение в ЕЦБ, однако, отметим, что административные решения в КНР по распространению CBDC вряд ли будут использоваться в Европе в связи с кардинальной разницей политических и экономических систем.

По мнению аналитиков международной криптобиржи CEX.IO, Европа последовательно делает шаги в сторону принятия CBDC. Нужно признать, что в еврозоне существуют специфические препятствия, тем не менее время, которое берет ЕЦБ на внедрение цифровой валюты, оставляет регулятору возможность маневра. Изучая в реальном времени опыт внедрения CBDC в других странах, Европейский центральный банк может при необходимости оперативно скорректировать действия, чтобы избежать негативных последствий как для экономики еврозоны, так и отдельных государств — членов союза.