«Вам посылка из Шанхая!»: западные автогиганты уходят, ждать ли нашествия китайцев?

Как антироссийские санкции открыли дорогу экспансии китайского автопрома и заменят ли китайские автомобили не только «Рено», но и «Мерседесы» — в статье Игоря Моржаретто, шеф-редактора радио «Автодор», партнера аналитического агентства «Автостат».

Так получилось, что я хорошо помню первое явление китайского автомобиля в нашей стране. Надо сказать, что это было не так давно — всего каких-то 18 лет назад. Нам явили довольно большой пикап неизвестной марки Admiral — красивый, брутальный… Правда, при ближайшем рассмотрении он оказался довольно-таки тесным, не слишком качественно собранным, не очень надежным… В общем, разочарование пришло довольно быстро вместе с ржавчиной на кузове (а она проявилась после первой же зимы).

По иронии судьбы сейчас я езжу на тестовом китайском пикапе — Great Wall Poer — красивом, стильном, мощном, брутальном. При том что я в принципе не поклонник такого типа автомобилей, у этого — практически не могу найти недостатков (кроме цены, но об этом ниже). И понимаю: за эти неполных два десятилетия китайский автопром очень сильно изменился, вырос… И это при том, что выросли и наши требования к современным автомобилям, мы хорошо знакомы с лучшими образцами для сравнения. Значит, все хорошо, раз спрос на машины из Поднебесной в России растет с каждым годом, появляются новые и новые модели, увеличивается количество дилеров китайских марок. Почему российские потребители все чаще выбирают продукцию китайского автопрома? Каковы перспективы этих машин в РФ?

Краткий курс китайской автоистории

Итак, китайские марки присутствуют на российском рынке уже почти 20 лет, но ситуация серьезно изменилась только в последние года три. Причем тот самый «поворот на Восток» начался еще до пандемии, до санкций и безо всякого на то понуждения сверху. На примере автопрома это особенно заметно.


Началось с того, что активизировались сами компании из КНР. Причин тому несколько. Первая — изменился подход к внешним рынкам, в том числе и к российскому. Ведь 10–15 лет назад многие китайские компании приходили на наш рынок формально, только потому, что государственная концепция развития автопрома Поднебесной требует от любого завода иметь экспортные перспективы. Но заниматься чужими непонятными рынками не очень-то хотелось, ведь свой — самый большой в мире, растет быстрыми темпами… Тут все понятно, и только успевай удовлетворять запросы родных покупателей. Поэтому, как мне кажется, на зарубежных рынках многие китайские производители присутствовали номинально: участвовали в выставках, продавали сколько-то сотен машин в год… Больше и не надо, главное — показать, что работа идет.

Ситуация изменилась три-четыре года назад (еще до карантина!), когда китайский авторынок вдруг начал показывать признаки стагнации. Два десятилетия подряд рынок рос высокими темпами, и практически все мировые автопроизводители пришли в Китай. Ежегодно открывались новые заводы — не только в виде совместных предприятий или собственных производств зарубежных компаний, но и чисто китайские. Причем национальные марки, как правило, начинали с выпуска лицензионных моделей (или беззастенчивого копирования известных моделей), но уже через несколько лет начинали скупать по всему миру ведущих инженеров и конструкторов, креативных дизайнеров и эффективных топ-менеджеров. В лучшие годы все эти предприятия выпускали (и продавали!) до 28 млн автомобилей в год! Но вдруг рост приостановился, и китайская «вторая волна» активно хлынула на внешние рынки, потому что надо же где-то продавать выпущенные машины… Тем более что к началу 2020 х годов и количество автопроизводителей значительно сократилось: остались только сильные игроки с интересными моделями и серьезными перспективами. 

Теперь китайские автомобили совсем не напоминали продукцию начала ХХI века. По дизайну, потребительским характеристикам, комфорту, качеству сборки «китайцы» уже вплотную приблизились к уровню «корейцев». Вот вам и вторая причина возросшего интереса к моделям из КНР в РФ.

Третья причина — цена, но об этом чуть ниже. Скажу только, что китайские авто традиционно стоили дешевле именитых конкурентов. Пусть ненамного, но всегда.

При этом в Поднебесной давно считают российский рынок одним из самых перспективных. Он достаточно емкий (в будущем, конечно, но в лучшие времена у нас продавали до 3 млн новых легковых машин в год). И потом компании из КНР рассматривали нашу страну как некий «полигон», на котором можно обкатать свои модели, ведь по своим потребительским предпочтениям россияне — европейцы. И те модели, что хорошо пойдут в РФ, через некоторое время можно без проблем предложить и на других рынках…

Кстати, за эти годы изменилось отношение к китайским машинам не только у российских автолюбителей, но и у наших чиновников. 15 лет назад, когда правительство активно приглашало в страну зарубежные автоконцерны, предлагая огромные льготы для тех, кто построит здесь свои заводы, несколько китайских производителей тоже попытались заключить инвестиционные контракты. И что же? По формальным признакам всем им отказали. Потому что в то время в правительстве бытовало твердое убеждение — китайцы придут сюда с дешевыми, массовыми моделями, и это означает смерть для традиционных российских марок: конкуренции они не выдержат.

Что интересно, на нашем рынке ведущие марки из КНР — Haval (ранее Great Wall), Chery, Geely, Changan — несколько лет назад для себя приняли решение и ушли из бюджетного сегмента, хоть и начинали на российском рынке с совсем недорогих моделей. Это понятно — на бюджетных машинах при отсутствии местного производства заработать невозможно, и нет смысла конкурировать с тем же АВТОВАЗом или УАЗом в их ценовой нише. Поэтому производители из КНР сосредоточились на более высоком ценовом диапазоне, причем сразу рванули в самый перспективный и быстрорастущий класс — кроссоверы. Главными соперниками здесь выступают компании из Южной Кореи. Думаю, у Китая в принципе есть сверхзадача — повторить (но в куда более быстром темпе) успех корейских компаний во всем мире.

Дорогие китайские кроссоверы уже вытесняют на российском рынке своих дешевых соотечественников. Фото: Chery

Слагаемые успеха

Надо сказать, что китайские компании не только предложили рынку новые интересные машины, но и правильно выбрали ценовую политику. Типа — «мы предлагаем много автомобиля за умеренные деньги». То есть наш продукт не хуже, чем у более известных конкурентов, но на 10–15 % доступнее. Вот так, но — никакого демпинга! Кроме того, ведущие компании сумели собрать в своих российских офисах довольно сильные профессиональные команды управленцев и реформировать свои дилерские сети. Если раньше китайскими автомобилями преимущественно занимались небольшие мультибрендовые региональные компании, то сейчас основной объем продаж формируют ведущие российские дилерские группы. Посмотрите на вывески в крупных дилерских «деревнях» в Москве и Подмосковье, Омске и Краснодаре, в любом большом городе — рядом с логотипами ведущих японских или европейских производителей безо всякого стеснения красуются названия китайских компаний. Или вовсе заменили их! Теперь китайские марки — лидеры по расширению дилерских сетей в России.

Года полтора назад специалисты аналитического агентства «Автостат» провели опрос среди дилеров — что именно вам нравится (или не нравится) в работе с марками из КНР? В качестве преимуществ дилеры назвали отсутствие бюрократии (42 %), регулярное обновление модельного ряда и гибкую ценовую политику (по 33 % опрошенных). Среди недостатков — проблемы со своевременными поставками запчастей (40 %). Больше всего дилерам нравилось, как складываются отношения с марками Haval, Chery, Geely. Особенно с компанией Great Wall (бренд Haval) — благодаря наличию российской сборки компания была готова быстро удовлетворять все заказы дилеров. Была налажена местная сборка и у компании Geely: собственный завод работал недалеко от Минска в Белоруссии. Впрочем, в нынешней непростой ситуации наличие или отсутствие собственного производства в РФ уже особой роли не играет: сейчас все испытывают чудовищные логистические проблемы. И особенной разницы нет, что везти — готовые авто или машинокомплекты. И то и другое доставить в нашу страну непросто…

Лидеры и догоняющие

В России сейчас четко обозначилась тройка лидеров — Haval, Chery, Geely. Особенно хорошие результаты в борьбе за «желтую майку лидера» показывают два первых бренда; они периодически меняются местами в гонке и, похоже, имеют примерно равные шансы на успех. Причем у обеих компаний регулярно обновляется модельный ряд (из последних новинок этой весны — обновленные бестселлеры Haval F7 и Chery Tiggo 7 Pro Max), отличные условия гарантии (у Chery на последние модели — 7 лет или 20 тыс. км пробега!) и… наличие автомобилей в салонах дилеров. Geely немного отстает, хотя и модельный ряд у компании более всех «европеизирован» за счет кооперации с компанией Volvo (например, кроссоверы Coolray и Tugella построены на разработанной шведами платформе). Но здесь, как мне кажется, вопрос политический.


В китайской «табели о рангах» Geely вообще-то находится на более высокой ступеньке, чем две другие компании; они вообще в рейтинге продаж на национальном рынке занимают только 8-е и 9-е места. Но степень риска в условиях западных санкций у каждой из компаний — своя. Скажем, Great Wall Motor — крупнейшая частная автокомпания страны и поэтому может рискнуть. Chery основана правительством одной из провинций, поэтому (на уровне государственном) — какой с нее спрос? В случае с Geely ситуация куда сложнее: мало того, что это огромная многопрофильная компания, где автомобильное направление лишь одно из многих, — корпорация множеством нитей (если не канатов!) связана с крупнейшими мировыми компаниями. В том же автомобильном бизнесе — с Volvo, Volvo Trucks и Mercedes. Да, российский рынок для компании из КНР очень важен, но рисковать отношениями с «грандами»?.. Поэтому, думаю, у нас в стране Geely будет вести себя очень осторожно. На всякий случай… Зачем в такой ситуации рваться в лидеры продаж?

В этом свете легко объясняется и практическое отсутствие в России главных игроков на автомобильном рынке КНР —той же компании FAW, например. «Первый автозавод» (так расшифровывается аббревиатура названия) имеет сегодня максимальное число СП с ведущими мировыми автопроизводителями и, видимо, никак не хочет портить с ними отношения. А то как-то некрасиво получается —они из России уходят (или просто приостанавливают деятельность), а мы (китайцы) тут же спешим занять освободившееся место…

Я не сторонник крайностей. И не думаю, что «Китай нас выручит», так же, как и не рассматриваю вариант, что «Китай под угрозой санкций нас бросит». Истина —она, как обычно, где-то посредине. Китайские компании свою выгоду видят, но лишний раз рисковать не будут. Зачем им дополнительные проблемы с Америкой? И так хватает… Поэтому на передовые позиции выдвигаются пока не самые главные игроки. Причем можно ожидать, что их число увеличится: например, о своих больших планах уже заявили и другие компании —Changan и Dongfeng; после смены собственника вновь может вернуться и Lifan. И даже есть вероятность, что придется нам учить и новые китайские имена.

Не стоит забывать, что у всех этих производителей на своем рынке есть широкая линейка электромобилей. В будущем компании из КНР могут «двинуть» на наш рынок и машины на «зеленом» топливе — на любой вкус и кошелек. Но пока они сосредоточились на сегменте кроссоверов как наиболее маржинальном.

Китайские автопроизводители активно осваивают постсоветское пространство, не только продавая сюда готовые машины, но и строя здесь свои заводы. Автомобили Haval от Great Wall Motor сегодня производятся как в Казахстане, так и на заводе компании под Тулой в России. Фото: Haval

Новинки тяжелого года

Что интересно — в условиях нашего совсем сжавшегося рынка (в апреле он упал на рекордные 78 %, май, говорят, будет не лучше…) китайские компании продолжают фонтанировать новинками. И это хоть как-то оживляет картину. В ближайшее время нас ждет целый ряд ярких премьер.

Так, на заводе в Тульской области уже начали собирать новый высокотехнологичный кроссовер Haval Dargo c 2 литровым бензиновым двигателем мощностью 192 л. с. и 7 ступечатой роботизированной коробкой передач. Как обещают, на выбор — передний или полный привод. Предзаказы уже принимаются, хотя цены и сроки начала продаж пока неизвестны.

А Chery в ближайшее время обещает представить модный компактный кроссовер нового поколения Omoda 5. Он тоже будет оснащен турбированным двигателем объемом 1,6 л (197 л. с.), который работает в паре с 7 ступенчатым «роботом». Привод пока только передний. Цены, естественно, неизвестны так же, как и конкретная дата появления машины на нашем рынке. Но в Китае футуристического вида кроссовер, предназначенный для молодежной аудитории, стоит относительно недорого (в пересчете на рубли — от 1,1 до 1,8 млн). Может, и нам повезет?..

И Geely уже сертифицировала для российского рынка новый кроссовер Monjaro. А компания Dongfeng пообещала вскоре выкатить Rich (возможно, он у нас будет называться иначе) — классический рамный полноприводный пикап. (По сути, это лицензионная копия японского Nissan Navara.) Под капотом — турбодизель объемом 2,5 л (мощность — 136 л. с.), коробка передач — 5 ступенчатая механическая.

Неожиданно может появиться и коммерческий электромобиль: уже осенью, как обещают, в России стартуют продажи небольшого китайского электрогрузовика WOLV FC25. Грузоподъемность — 800 кг, зато объем мощностью 30 кВт, запас хода — 200 км, время зарядки батареи — 5 часов. Что же, для городских поездок вполне достаточно…


И самая главная новость: вполне возможно, что именно китайская компания станет основным партнером по возрождению автомобильной марки «Москвич». Как сообщают официальные источники, власти Москвы, Минпромторг и КамАЗ ведут переговоры с китайскими компаниями о выпуске машин на освободившемся после ухода Renault автозаводе в Москве.

По некоторым сведениям, тема обсуждается с JAC Motors, FAW, BYD и другими брендами, чьи платформы могут стать базовыми для производства «Москвичей». Если судить по некоторым утечкам информации, речь идет о локализации в России электромобиля JAC, причем приступить к крупноузловой сборке машин планируют уже в конце 2022 года! Так это или нет — узнаем уже в ближайшее время. Но в любом случае понятно, что без помощи одной из китайских компаний этот амбициозный проект московского правительства не поднять…

Как сломать стереотип

Теперь о том, насколько уже китайские авто могут выиграть в честной конкуренции со своими более именитыми соперниками. По мнению генерального директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, для знака равенства китайских авто с корейскими и японскими автомобилями осталось одно —последовательно завоевывать сердца потребителей, формируя образ современного и надежного автомобиля. Это большая работа, которую не сделать за один год. Именно поэтому автомобили ведущих китайских брендов стоили на 10–5 % меньше, чем их соперники.

В любом случае думаю, что в перспективе китайские бренды будут стабильно увеличивать суммарную долю на российском рынке. Даже в «мирных» условиях она росла на 1– % в год. За первую четверть 2022 года доля автомобилей китайского производства только основных ведущих компаний —Chery, Haval, Geely и Changan —на российском рынке увеличилась почти в два раза относительно аналогичного периода прошлого года —с 4,7 до 8,6 %. А в апреле 2022 года на их долю пришлось уже 12,6 % от общего объема продаж новых легковых машин! Лидерами по количеству проданных автомобилей из Поднебесной за первые 4 месяца этого года стали три столичных рынка —Москва (4444 штуки) и область (3223), а также Санкт-Петербург (2318). За ними в топ-5 —Краснодарский край (1578) и Челябинская область (839 штуки). Так что миф о том, что машины из КНР активнее всего покупают в регионах, пора сдать в утиль.

Тут один популярный автомобильный сайт решил выяснить, насколько российские автолюбители готовы пересесть на китайские автомобили. И что же? Почти половина опрошенных —43 % —ответили положительно, 54 % проголосовавших, напротив, пока не готовы покупать машины из Поднебесной. При этом 3 % респондентов уже ездят на них.

Но в головах большинства россиян китайские автомобили пока ассоциируются с невысоким качеством, ненадежностью и недолговечностью. Так что главная задача «китайцев» — сломать этот стереотип и на практике доказать обратное. Опыт использования (достаточно интенсивного) кроссовера Chery Tiggo 7 Pro в течение года в семье моей старшей дочери пока положительный. За год пришлось, правда, один раз вызывать техпомощь, когда машина вдруг отказалась заводиться… Но, как выяснилось, виной был «глюк» сигнализации, которую установил дилер. Он же и оплатил все расходы. И еще потребовалась корректировка программного обеспечения — были небольшие проблемы с работой климат-контроля. А в целом автомобиль молодую семью радует!

Пока в России представлена лишь очень небольшая часть модельного ряда китайских автокомпаний; в первую очередь к нам везут автомобили самого популярного сегмента — кроссоверы. Надеюсь, номенклатура китайских авто в ближайшее время существенно расширится из-за прекращения поставок и производства автомобилей европейских, японских и американских марок…

Концепт-кар электромобиля EV-Concept от Hongqi. Линейка компактных седанов представительского класса E-QH5, к которой относится и этот концепт, была создана исключительно для онлайн-заказов. Фото: Long Wei / Sipa Asia / Global Look Press

Сколько смогут продать китайских автомобилей в России в этом году? За 4 месяца этого года — почти 30 тыс. штук, но надо принять во внимание, что в марте — апреле логистические цепочки поставок практически обрушились. С учетом того, что на их восстановление уйдет еще не меньше 2–3 месяцев, можно предположить, что по итогам года все китайские компании смогут продать у нас примерно 200 тыс. автомобилей. Что составит… порядка четверти всего нашего рынка. Увы (это я про рынок вообще).

Но это — с учетом того, что цены на рынке придут в некое равновесие. Ведь пока рекомендованные розничные цены (РРЦ), установленные китайскими автопроизводителями, чрезвычайно задраны и отпугивают большинство потенциальных покупателей. Но и продавцов можно понять — в завышенных ценах отражаются потенциальные рыночные риски автокомпании, и чем выше риск, тем выше итоговая рекомендованная розничная цена. А эти цены, выросшие с начала года на 30–50 %, компании установили в конце марта — начале апреля, когда курс рубля совершал невиданные кульбиты. В итоге ценники, например, на популярный кроссовер Chery Tiggo 4 в марте вдруг выросли на 35–45 % (в зависимости от комплектации) и теперь варьируются в диапазоне 1,7–2 млн рублей (а ведь два года назад цена начиналась с 800 тыс. рублей… были же времена!). Но ситуация меняется, и, как правило, дилеры готовы предоставить неплохую скидку на эту модель — 200 тыс. рублей. А общая максимальная выгода на Chery Tiggo 4 с учетом различных акций сейчас достигает 340–350 тыс. рублей. И это уже интересное предложение — с учетом того, что «живые» автомобили у дилеров есть и уже никакие «допы» продавцы не навязывают. Так что остается надеяться, что ситуация с ценами на китайские автомобили в обозримом будущем стабилизируется и они даже могут немного откатить назад. Ведь после насыщения рынка может возникнуть конкурентная борьба среди китайских марок.

…А что? Привыкли же мы уже выбирать среди нескольких моделей и марок китайских телефонов, уверенно произносить названия китайских телевизоров. Что же —выучим и имена автомобилей из Поднебесной. Тем более что они имеют иногда очень романтичное значение. Chery, к примеру, это вовсе не «вишенка», а «благословение свыше». Вот так.