Ваша карта бита
Недавно вступившие в силу поправки к Закону о валютном регулировании, регламентирующие нормы вывоза наличной валюты из страны, послужили прекрасным поводом для конспирологических рассуждений о влиятельности «пластикового» лобби. Действительно, на первый взгляд может показаться, что ограничение в $10 000 (свыше указанной суммы можно вывести валюту только при наличии специального разрешения) играет на руку банкам – эмитентам международных пластиковых карт.
«Сити» принят
Однако «челноки», эмигранты и прочие желающие вывезти больше $10 000 вполне могут удовлетвориться дорожными чеками или их пластиковыми аналогами вроде Visa Travel Money, не привязанными к банковскому счету. Таким образом, о значительном пополнении пассивной базы говорить не приходится. Поэтому банки, предлагающие клиентам соответствующие продукты, выигрывают разве что за счет комиссии, взимаемой при выдаче чека или Visa Travel Money.
Учитывая довольно острую конкурентную ситуацию, складывающуюся на «карточном» рынке, это тоже немаловажно. Как отмечает заместитель начальника управления пластиковых карт «МЕНАТЕПа СПб» Михаил Афанасьев, доходность «карточных» операций российских банков складывается главным образом «за счет тех тарифов, которые они накладывают на саму карточку».
Иными словами, на эквайринговые доходы банки теперь закладываются в гораздо меньшей степени, чем раньше. Очевидно, виной всему довольно низкие ставки, установившиеся в этом сегменте рынка в результате многолетней конкурентной борьбы. Достаточно вспомнить, как после кризиса 1998 года демпинговали Альфа-банк и ИМПЭКСбанк. Предпринимавшиеся в разное время международными платежными системами попытки создать некое подобие единой эквайринговой компании так и не увенчались успехом. Зато свою деятельность в России заметно активизировали Райффайзенбанк и Ситибанк. Причем последнему Visa предоставила права на эквайринг, не дожидаясь, пока тот выполнит требуемые для получения соответствующей лицензии нормативы по эмиссии.
А ведь наиболее привлекательные с точки зрения эквайрингового оборота западные ритейлеры, которые также постепенно выходят на российский рынок, скорее станут работать с банками, обслуживающими их материнские компании. И уж точно не примут эквайринговые услуги россиян, предлагающих слишком высокие ставки.
Поэтому, как правило, банкам приходится, по словам одного из банкиров, «подписываться на более низкую комиссию, компенсируя издержки за счет тарифов по расчетно-кассовому обслуживанию данной торговой точки».
Если раньше эквайринговые войны охватывали в основном Москву и в меньшей степени Санкт-Петербург, не затрагивая провинцию, то сейчас даже в регионах лидеры рынка вроде Росбанка или Альфа-банка не могут рассчитывать на спокойную жизнь. Только на сей раз не столько из-за иностранных «дочек», сколько из-за своих российских конкурентов, активно скупающих региональные банки.
Ведь покупатели вроде МДМ-банка, «УралСиба» или «Петрокоммерца» получили, таким образом, доступ к налаженным эквайринговым сетям. Даром, что купленные банки подчас выстраивали их исключительно под локальные продукты. В этом плане весьма показателен пример «УралСиба», который, еще будучи миноритарным акционером пермского банка «Дзержинский» (который, к слову, не имеет членства в международных платежных системах), в пермском бутике Dimanche установил торговый терминал, принимающий к оплате международные карты.
От зарплаты до зарплаты
Впрочем, в «УралСибе» не считают целесообразным заострять внимание исключительно на эквайринге. По словам представителей банка, «в «УралСибе» «карточный» бизнес рассматривается как комплексный проект».
О комплексном подходе говорит и начальник управления розничных банковских продуктов МДМ-банка Андрей Звездочкин. По его словам, «развитие розничного бизнеса вообще требует серьезных капитальных вложений, и они наиболее эффективны, когда развиваются все направления в комплексе».
В качестве квинтэссенции такого подхода к «пластиковому» бизнесу банкиры называют зарплатные проекты. По словам вице-президента «Петрокоммерца» Игоря Липанова, такие системы не только существенно пополняют банковские пассивы, но также позволяют подготовить почву для реализации программ потребительского кредитования с использованием пластиковых карт. А на настоящих «кредитках» банк может заработать гораздо больше, чем на дебетовых картах. Ведь помимо комиссии за выдачу наличных (которая, кстати, для кредитных карт выше) и комиссии за эквайринг сюда добавляется еще и кредитная маржа.
Видимо, поэтому «карточные» войны если и разгораются сейчас, то главным образом из-за зарплатных проектов. Благо региональные власти, почувствовав, куда ветер дует, явно не прочь подзаработать на амбициях банков федерального уровня. Так, администрация Ангарска провела тендер по внедрению зарплатных проектов, который выиграл иркутский филиал Гута-банка. Красноярское ЗАО «ДСУ-1» подписало соответствующее соглашение с «УралСибом», хотя этот регион считается вотчиной Росбанка. Не менее примечательны и реализованные «УралСибом» зарплатные проекты в нефтедобывающей компании ООО «Белые ночи» и в ОАО «Нефтеюганский Авиаотряд», на которые вполне мог бы претендовать, например, «МЕНАТЕП СПб».
Игры с нулевой суммой
Впрочем, не исключено, что усилия банков по расширению своей «зарплатной» клиентуры окажутся тщетными благодаря обострившейся перед выборами активности некоторых депутатов Госдумы. Так, зампред думского банковского комитета Владимир Тарачев предлагает наделить ЦБ правом устанавливать лимит снятия наличных по пластиковым карточкам. По его замыслу, это нововведение поможет бороться с легализацией преступных доходов. Оппоненты Тарачева не без оснований считают, что искомой цели данная мера не достигнет (аргумент предельно прост: если деньги попали на банковский счет, значит, они уже отмыты), зато население от «пластика» оттолкнет. Причем в наибольшей степени тарачевская инициатива в случае ее реализации способна ударить как раз по региональным зарплатным проектам. Ведь, несмотря на все старания банков по развитию сетей приема карт, в провинции все же привыкли незамедлительно обращать полученную на карточку зарплату в наличные.
Однако Тарачев связывает «планируемые изменения с другим законопроектом, проходящим сейчас через Думу: освобождением безналичных расчетов через пластиковые карты от налога с продаж». Надо ли говорить, насколько важно для «карточников» принятие этого законопроекта. Поэтому вполне возможно, что банковское лобби уступит борцам с преступными доходами в надежде, что клиенты будут чаще использовать карточку как средство оплаты, нежели как инструмент для снятия наличных.
Благо привыкать к политике кнута и пряника «карточникам» не впервой. Они же смирились с недавним решением Visa запретить банкам, не являющимся членами платежной системы, выдавать по ее картам наличные. А ведь за счет предоставления этой услуги кормились не только «нелегалы», число которых достигает чуть ли не 250, но и сами банки – участники Visa, заключившие соответствующие агентские соглашения. Зато Visa существенно понизила комиссию за так называемые трансграничные операции (с 1% до 0,35%). Должна же она как-то компенсировать издержки, которые понесла в результате принятого решения, тем более что «нелегалы», выдававшие наличные по «визовским» картам, вряд ли делились полученными комиссионными с платежной системой. А снижение «трансграничной» комиссии, явно предпринятое на фоне резкого укрепления рубля по отношению к доллару (большинство же карт в России долларовое), на фоне начавшейся войны в Ираке уже теряет свою актуальность.