ВДНХ к югу от Гайд-парка

Штирлиц, как известно, любил назначать встречи своим агентам в музеях. Intel решила последовать его примеру. Для воздействия на свою целевую аудиторию компания организовала серию музейных образовательных проектов.

С августейшим участием

В конце июня королева Великобритании открыла новый корпус Лондонского музея науки - "Парадное крыло" (Wellcome Wing). Этот проект обошелся в 50 млн фунтов стерлингов. В числе основных спонсоров проекта - компания Intel. В чем маркетинговый смысл подобных акций?

"Это уже пятый музейный проект Intel, - говорит вице-президент и директор подразделения стратегического маркетинга Intel Деннис Картер. - Наш первый музей был открыт в 1983 году в городе Санта-Клара в Силиконовой долине. Первоначально он мыслился как музей "для служебного пользования", где были собраны материалы по истории корпорации, образцы нашей продукции. Однако в начале 90-х мы начали чувствовать общественный интерес к истории Intel. Поэтому в 1992 году музей в Санта-Кларе был открыт для публики. Ежегодно его посещают около 100 тыс. человек, и это несмотря на то, что Санта-Клара не является туристическим центром".

Деннис Картер считает, что таким образом был найден инструмент, идеально подходивший для стратегического маркетинга Intel. Музей - это место, куда приходят люди, интересующиеся научными знаниями. Много среди посетителей музеев и учащейся молодежи. Intel имеет большое количество образовательных программ, рассчитанных на школьников старших классов и студентов. Тинэйджеры испытывают огромный интерес к Интернету, но оптимистичные прогнозы относительно всеобщей виртуальной экономики не сбудутся, если тинэйджеры этот интерес по каким-либо причинам потеряют. Несмотря на драматическое падение Nasdaq нынешней весной, Intel не сомневается в перспективах Интернет-экономики. (См. об этом интервью Крейга Баррета нашему журналу, публикуемое здесь же.)

Корпорация посчитала, что музей - это подходящее место для серьезного разговора с целевой аудиторией. Музей располагает к неспешной, обстоятельной беседе, в ходе которой посетитель не только приобретает сведения о предмете, но и может "потрогать" его.

Темой повествования в музее в Санта-Кларе является компьютерная индустрия. Музейная экспозиция начинается со стеклянных колб с кремнием и заканчивается видеороликом о современных информационных технологиях. Так, Intel рассказывает о том, как сделана ее продукция (среди экспонатов музея есть многократно увеличенные микросхемы, которые по сигналу посетителей рассказывают о принципах своей работы).

В двух других музейных проектах главным героем является вовсе не Intel. В этих проектах интерактивные технологии Intel используются для раскрытия иных тем. В 1996 году Intel организовала совместную программу с американским Смитсоновским институтом, предоставив свои технологии самой большой в мире передвижной выставке America's Smithsonian. Кроме того, Intel имеет совместный проект с нью-йоркским Музеем американского искусства Whitney. Здесь используются наручные планшетные компьютеры, с помощью которых посетители участвуют в интерактивной экскурсии по музею, основанной на экспозиции The American Century. В Intel объясняют, что затеяли эти проекты не в целях продвижения брэнда, а для поддержки пользовательского интереса к высоким технологиям.

Четвертый музейный проект Intel - аналог первого. В апреле 2000 года компания открыла в Пекине общественный музей, подобный музею Intel в городе Санта-Клара. "Мы считаем китайский рынок чрезвычайно перспективным, - говорит куратор проекта Джодел Френч. - Возможностей для бизнеса в Китае становится все больше. Это первая причина для открытия музея в Пекине. Второй мотив - тот интерес, который китайские студенты испытывают к высоким технологиям и компьютерному образованию. За время, прошедшее со дня открытия музея в Пекине, его посетили 240 тыс. человек".

Что касается последнего проекта Intel, то он разместился в лондонском Музее науки. Выбор места, как объяснил Деннис Картер, продиктован несколькими обстоятельствами. Лондон - один из мировых туристических центров. Музей науки, основанный принцем Альбертом в 1857 году в районе Гайд-парка, имеет репутацию одного из самых интересных и потому самых посещаемых политехнических музеев мира.

В прошлом году в музее побывало 1,4 млн человек, в 2000 году ожидается 1,6 млн посетителей. Экспозиция музея, состоящая более чем из 200 тыс. предметов, отражает историю развития научной мысли "от Ромула до наших дней". Здесь, в частности, "припарковались" знаменитый паровоз Стефенсона "Ракета" и модули космической станции "Аполлон".

"Экспозиция Wellcome Wing позволит людям стать ближе к технологиям - от самых ранних разработок до микросхем, современных процессоров и будущих массовых Интернет-систем", - говорит Деннис Картер.

Как сообщил корреспонденту "Ко" г-н Картер, музейные проекты не являются сугубо благотворительными, компания относится к ним как к маркетинговым акциям. Но в то же время эти акции нельзя оценивать с позиций тактического маркетинга - они не оказывают непосредственного влияния на рост объема продаж здесь и сейчас. Intel относится к этим программам как к инструментам стратегического маркетинга, стимулирующим рост спроса не в краткосрочной, а в долгосрочной перспективе.