Вечные ценности
Скрипку работы Антонио Страдивари теперь можно купить через Интернет и при этом быть абсолютно уверенным в чистоте сделки.
В интервью "Ко" президент европейского отделения Christie's Йохан Пулкканен
констатирует возвращение на рынок коллекционеров и рассказывает о новых
технологиях в его бизнесе.
- Чем арт-рынок живет сегодня?
-
Экономический кризис в первую очередь сказался на потенциальных покупателях,
что, разумеется, повлияло на некоторые сегменты арт-рынка. За последнее время
коллекционеры смогли более четко осознать свое финансовое положение, и сегодня
мы можем наблюдать, как к ним возвращается уверенность. Показатели последних
нескольких месяцев говорят о том, что арт-рынок успешно адаптируется. Общее
количество выставляемых на торги работ снизилось, но процент продаваемых
произведений остается стабильным, а цены внушают оптимизм. На рынок возвращаются
настоящие коллекционеры.
- Покупатели из каких стран играют на рынке первую скрипку?
- Мы наблюдаем
существенный рост числа новых состоятельных клиентов из развивающихся регионов,
которые сражаются за топ-лоты наравне с покупателями из Европы и США. Одним из
этих регионов, безусловно, является Азия, особенно Гонконг. В 2006 году в Дубае
мы первыми начали проводить торги на Ближнем Востоке, и с тех пор ассортимент
работ и круг участников существенно расширились. Все больше покупателей из стран
Северной Африки и из Турции. На сегодняшний день суммарная выручка от этих
торгов составляет $127 млн. Не секрет и то, что значительную роль на торгах
Christie's, особенно в Лондоне, играют клиенты из России.
- Как решается
проблема юридической чистоты лотов и сделок?
- Наши эксперты с неизменным
вниманием относятся к каждому произведению искусства, которое выставляется на
торги. Обязательной практикой является запрос у комитента письменного
подтверждения его прав на обладание той или иной работой. Мы также стремимся к
тому, чтобы описания работ в каталоге были максимально детализированы и включали
в себя информацию о провенансе, предыдущих продажах, об участии в выставках и
упоминаниях в специализированной литературе. Все это способствует большей
прозрачности нашего бизнеса, в которой заинтересованы как комитент, так и
потенциальный покупатель. Следование этим стандартам - приоритетный принцип
нашей работы.
- Применяются ли на рынке новые технологии?
- В июле
2006 года мы запустили систему торгов через Интернет - Christie's Live. В 2008-м
выручка от таких продаж составила $82 млн (включая комиссионные). По итогам
первого полугодия 2009-го число зарегистрировавшихся для участия в торгах через
нашу систему возросло на 105% по сравнению с первым полугодием 2008-го, а
количество сделок - на 41%. Ежеквартально число делающих ставки через Сеть
увеличивается на 32%. Интернет-канал, конечно, предпочтителен для клиентов,
которые не имеют возможности принять непосредственное участие в торгах, но
нередко им пользуются и те, кто живет рядом с местом их проведения. Например,
около 48% французов, делавших ставки по Интернету, живут в Париже, 33% англичан
- в Лондоне, а 16% американцев - в Нью-Йорке. Пока самым дорогим проданным через
Сеть лотом является скрипка Страдивари "Пенни", в апреле 2008-го приобретенная
неизвестным покупателем из России за $1,1 млн. Мы также используем такие
ресурсы, как YouTube, Facebook и Twitter. В июле 2009 года стартовало приложение
Christie's iPhone, позволяющее узнавать подробности наших аукционов одним
кликом.
- Какой самый запомнившийся лично вам лот, клиент,
приобретение?
- В последнее время на наши торги выставлялся целый ряд
выдающихся произведений, и выбрать из них одно довольно трудно. Мне особо
запомнились пасхальное ("Ротшильдовское") яйцо-часы с сюрпризом, "Портрет Адель
Блох-Бауэр II" кисти Густава Климта, уникальный кабинет, находившийся в поместье
Бадминтон и ставший на сегодняшний день самым дорогим предметом мебели (был
продан за ?19 млн), рисунок Леонардо Да Винчи "Лошадь и наездник" и полотно
Натальи Гончаровой "Сбор яблок", которое на протяжении нескольких дней до торгов
висело в моем кабинете.