Вечный номер

24.10.200500:00

Уже в ближайшем будущем россияне смогут переходить от оператора к оператору без смены номера мобильного телефона. Как будет работать эта услуга и кто выиграет в результате ее внедрения – решается уже сейчас. Сами операторы относятся к нововведению весьма настороженно.

 

Перспектива потери привычного номера мобильника пугает в первую очередь деловых людей. Для них изменение номера может привести к далеко идущим и трудно прогнозируемым последствиям. Нередко такие последствия предполагают, если говорить на бизнес-арго, «упущенную выгоду». Во многих странах уже существует решение этой проблемы – услуга трансфера мобильного номера или Mobile Number Portability (MNP).

 

Путь западный, традиционный

 

В 2003 году вступила в силу принятая Европарламентом директива «О всемирных услугах». В соответствии с ней все страны-участники ЕС обязаны обеспечить абонентам беспрепятственный переход от оператора к оператору. В ноябре 2003 года после долгих судебных разбирательств право сохранять номер получили и абоненты сотовой связи в США. Такая возможность способствует более активной конкуренции между самими операторами, что, естественно, не может не радовать их абонентов.

В мировой практике существуют три модели сервиса MNP. В одном случае за услугу платит абонент, в другом перенос номера оплачивается принимающей стороной (эта модель применяется в скандинавских странах), а в третьем – расходы делятся по «смешанной схеме». Наибольшей популярностью в мире пользуется именно последняя, смешанная модель. Так, например, в Европе абонент, желающий сохранить за собой номер, должен заплатить 5 – 10 евро «отступных» своему оператору. Кроме того, оператор, являющийся принимающей стороной, выплачивает дополнительно около 15 евро компании, потерявшей абонента. Это защищает рынок от разовых рекламных акций, которые подталкивают абонентов к смене сети.

 

Путь российский, особенный

 

Несмотря на многочисленные обещания чиновников, россиянам сервис MNP до сих пор не доступен. В марте 2005 года министр информационных технологий и связи России Леонид Рейман сообщил, что его ведомство уже в текущем году разработает законодательные нормы по сохранению телефонного номера за абонентом при его переходе к другому оператору сотовой связи. Министр выразил надежду, что параметры новой услуги удастся быстро согласовать со всеми заинтересованными сторонами. Судя по отсутствию видимых результатов, эта надежда не оправдалась.

В настоящее время сформирована рабочая группа, в состав которой вошли представители Мининформсвязи России, ассоциации GSM, ассоциации «Сотел», «Связьинвеста» и других имеющих большое влияние на рынок компаний, объединений, министерств и ведомств. Группа приступила к разработке пакета законов, регламентирующих механизмы взаимодействия операторов в процессе переноса телефонного номера. Но ответа на вопрос, кто и сколько будет платить за услугу, нет. Так что обещания внедрить ее в России в 2006 году могут оказаться фикцией.

 

В чем подвох?

 

Триумфальному шествию MNP по России мешает несколько препятствий, которые так или иначе придется преодолеть. Во-первых, эта услуга предполагает относительно большие финансовые затраты. По некоторым оценкам, инвестиции в оборудование для MNP в масштабе страны составят около $80 млн. Значительная часть этих денег пойдет на создание оператора-посредника, основными обязанностями которого будут сбор, хранение и предоставление по требованию операторов сотовой связи информации обо всех перемещениях номера.

Во-вторых, непонятно, как быть с абонентами, которые будут считать, что звонят или принимают вызов внутри своей сети, а на самом деле общаются уже с абонентом другого оператора. На Западе эта проблема не стоит, поскольку тамошние абоненты за входящие звонки не платят, а стоимость исходящих не зависит от того, на какой номер, зарегистрированный в стране, совершается вызов. Очевидно, что для решения этой проблемы необходимо сначала установить единую стоимость всех исходящих вызовов: внутрисетевых, фиксированных местных и мобильных по всей стране, а затем сделать бесплатными входящие звонки с любых телефонов. Бесплатные входящие, в свою очередь, предполагают наличие повременной оплаты за пользование фиксированной связью, иначе получится, что разговаривать будут все, а платить – никто.

Есть и еще одно препятствие. Сегодня каждый телефонный номер принадлежит оператору, который передает его абоненту в аренду на время действия договора. Поскольку в особенной тяге к благотворительности операторов заподозрить трудно, можно предположить, что выкуп номера будет стоить немалых денег. Правда, по заявлениям Мининформсвязи, Россия должна принять скандинавскую модель, при которой за переход абонента расплачивается принимающая сторона. Но в таком случае с учетом менталитета наших сограждан можно ожидать появления грандиозного количества любителей «халявы», которые будут менять оператора каждые две недели, как только им предложат очередные «не лишние 10 баксов». Если подобные опасения оправдаются, то предварительная оценка Мининформсвязи в 5 – 10% абонентов сотовой связи, которые сменят оператора после запуска услуги MNP, будет выглядеть скорее злой шуткой, нежели просчетом. Даже в Финляндии, у граждан которой менталитет все же отличается от российского, каждый второй абонент сотовой связи меняет оператора раз в месяц!

Очевидно, что операторы с целью подстраховки значительно повысят стоимость подключения к своим сетям.

 

Кому выгоден MNP?

 

Внедрение MNP может привести к новому перераспределению многоговорящих абонентов между операторами. Мало говорящих абонентов брать в расчет бессмысленно, поскольку они активно меняют SIM-карты и без сохранения номера.

Кто именно из российских операторов выиграет от ввода в строй MNP, предугадать пока невозможно. Возможно, большинство людей не так уж сильно «привязаны» к номеру своего мобильного. Но для бизнес-клиентов номер сотового телефона – это рабочий инструмент. Такие клиенты зачастую не могут сменить переставшего их устраивать оператора из-за того, что боятся потерять номер, известный широкому кругу нужных им людей. На Западе MNP появился несколько лет назад и пользуется большим спросом. Пока рано говорить о деталях внедрения MNP в России и о том, к каким результатам это внедрение может привести. Сегодня мы имеем дело только с проектом. Впрочем, совершенно понятно, что для успешной реализации новой услуги необходима крепкая законодательная основа.

В сотовых компаниях перспективы ввода MNP комментируют сдержанно. Хотя там признают, что появление данной услуги может привести к «оздоровлению» конкурентной борьбы между операторами. После ее появления сотовикам придется активизировать свою маркетинговую деятельность и найти неценовые методы борьбы за абонентов.

 

Как сменить оператора, не дожидаясь MNP

1. Меняете у своего оператора тариф на такой, в котором абонентская плата ниже и нет сроков действия платежа. 2. Устанавливаете переадресацию со старого номера на новый. 3. Сообщаете всем звонящим, что у вас изменился телефон.

Первое время придется добавлять к стоимости каждой минуты входящего вызова 11 центов – такова средняя стоимость переадресации на местные номера. Зато никто из ваших знакомых не окажется потерянным вместе со старым номером.