Великий Град глазами Страховой Компании

19.07.199900:00

Во времена раннего средневековья летописцы обожали отображать в своих бесконечных книгах всевозможные несчастья и их последствия. В частности, немалое место занимали:: чума и мор; нашествия разнообразных печенегов и размеры рати, павшей в неравной борьбе с захватчиками; новые налоги, вводимые государями, и описания народных бунтов, ими вызванных. Не последнее место занимали и природные катаклизмы - например, страшный холод.

Как гласила одна из болгарских летописей XIV века, "сковал Черное море, и до Царьграда можно было ехать по морю на конях" (стынет кровь в жилах от описания ворон, замерзающих на лету, равно как и толщины льда - 15 локтей). Между тем в отдельных секторах современного бизнеса стихийные бедствия занимают не последнее место и даже могут быть использованы на благо собственной репутации. Конечно, можно воспользоваться маркетинговым приемом, описанным у Стивенсона, и в ливни раздавать на площадях зонтики с логотипами водки "Пять звезд", спасающей от простуды при любой погоде. Это не банально, но накладно. Между тем рекламировать можно не только собственную заботу о потребителях, но и собственные убытки от стихии.

Так, в середине июля сразу несколько российских страховых компаний распространили сообщения о том, какой ущерб принес автовладельцам грандиозный град, случившийся 8 июля. Град и впрямь был хоть и недолог, но силен а главное, увесист: автор этих строк, стоя под козырьком у дверей "Компании" и обозревая стихию в самом разгаре, вынужден был прервать обозрение после того, как получил по голове несколькими случайно отлетевшими от асфальта градинами. О голубином яйце врать не будем, но в принципе не хотелось бы быть в этот момент посреди широкой площади. Больно.

Еще хуже было отдельным автомобилям, припаркованным на автостоянках на ВДНХ и в Останкине, где по воле рока стихия бушевала особенно "весело". Так, на собранной по метеорологическому поводу пресс-конференции страховой компании РОСНО гендиректор Евгений Кургин заявил, что суммы страховых выплат владельцам авто, попавшим под град и имевшим счастье быть застрахованными в РОСНО, превысил $1 млн. Группа "Ренессанс Страхование" получила аналогичных заявлений о компенсации ущерба держателям полисов автострахования на сумму $100 тыс. При этом в группе подчеркивают, что заявления пострадавших все прибывают и сумма будет расти. С рассказами о выплатах по случаю стихии выступили еще несколько крупных компаний, страхующих автомобили, при этом мало кто удержался от указания суммы своих выплат.

Казалось бы, зачем страховщикам рассказывать людям о таком неприятном факте, как массовые страховые выплаты, которые в конечном счете снижают рентабельность компании и съедают ее прибыли? Причин две.

Первое. Как отмечает "Ренессанс Страхование", более 70% застрахованных поврежденных автомобилей составляют иномарки. У них в основном повреждены лобовые и задние стекла, крыши, капоты и крышки багажников. Человеку, владеющему иномаркой, прямой намек: а сколько б ты заплатил, если бы у твоего "Паджеро" град навел трещин на лобовое стекло? А мы в таких случаях за вас платим сами. И никаких призывов покупать страховые полисы: клиент сам решит, за что ему выгоднее платить и сколько. Почему иномарки? Именно на страховании зарубежных автомобилей страховые компании делают основные деньги.

Для полного успеха акции, несомненно, страховщикам надо было бы найти (или изготовить на средства рекламного бюджета) незастрахованный "Линкольн", смятый градом в лепешку, и опубликовать интервью с кающимся, что не купил полис, владельцем машины. Видимо, придумать что-то подобное им помешал другой катаклизм: жара, снижающая эффективность работы всех московских офисов уже пятую неделю.

Вторая причина. Рекламировать свои потери и убытки, вообще говоря, дело не такое безумное. Если страховая компания действительно выплачивает все без сутяжничества (так, в РОСНО по случаю града сократили срок выплаты страховых сумм до 4 - 5 дней), значит, дела у нее идут весьма неплохо. Страховщикам в этой ситуации очень полезно завышать суммы выплат (больше уважения), так же как это делали летописцы, говоря о "моровой язве", от которой вымирало порой в шесть раз больше населения, чем было в городе, или о "великом снеге", засыпавшем церкви по колокольни. Потребителя нелишне изумить - это знали еще в давние времена, когда главным страховщиком, на которого рекомендовалось надеяться, был Отец Небесный.