Венчурный рынок отреагировал на обыски в РВК

03.06.202020:56

Сегодня в офисе «Российской венчурной компании» и дома у Александра Повалко, который возглавляет РВК с 2016 года, сотрудники ФСБ и следственного департамента МВД провели обыски. Как сообщает издание «Коммерсант», руководство компании подозревается в использовании бюджетных средств, предназначенных для инвестиций в высокотехнологичные стартапы, в личных проектах. Предварительно ущерб оценен в 600 тысяч долларов, но сумма может вырасти в пять раз. 

По одной из версий, дело возбуждено из-за инвестиций в американский проект в сфере робототехники. Об этом пишет Forbes. По другой — это эхо прежних расследований: в 2018 году экс-член правления РВК Ян Рязанцев и Михаил Чучкевич, который был экс-советником Анатолия Чубайса и партнером Михаила Абызова, обвинялись в хищении 1,3 млрд рублей из РВК. 

Журнал «Компания» узнал у инвесторов, какое значение для венчурного рынка может иметь эта новость. 

Александр Румянцев, венчурный инвестор:

Это печальная новость, она меня расстроила, так как в очередной раз это вызовет недоверие к российскому венчурному рынку. Однако больше на венчурный рынок она, наверное, никак не повлияет, потому что хуже, чем сейчас быть уже просто не может. Российского венчурного рынка практически нет, сделок слишком мало.

Частных инвесторов текущая ситуация с РВК также касается мало: РВК не выкупает у них доли в проектах, а работает в основном с корпорациями. Возможно, для крупных российских корпораций — это очень негативный сигнал, думаю, это удар по ним.

В целом о деятельности РВК можно сказать, что результат 10-летней работы ничтожно мал для всего рынка, сделок как не было, так и нет. У меня в портфеле более 60 стартапов, ни одному из них РВК не помогло. Да, они делали акселератор GenerationS, форумы для предпринимателей, но результатом же должны быть сделки, появление новых стартапов.

Похоже, этот институт не оправдал себя, и я думаю, что это одна из причин, по которой были инициированы проверки. 

Александр Чачава, управляющий партнер фонда LETA Capital:

Инвестиционный климат в России находится в плачевном состоянии, такие новости точно не идут ему на пользу. Частные инвесторы стараются избегать совместных проектов с государственными инвесторами, потому что государство раз за разом доказывает, что оно как институт не умеет работать с венчурными рисками и ничего в этом не понимает, особенно это касается контролирующих органов. Мне кажется, самая правильная стратегия государства, это обеспечение комфортного регулирования и налоговых льгот для инновационных стартапов, но не попытка интегрироваться в инвестиционную экосистему. 

Государство — неэффективный собственник и неэффективный венчурный инвестор, не только в России, но в России особенно. А с нашим регулированием, квалификацией контролирующих органов и отсутствием умения работать с риском — это вообще катастрофа. 

Евгений Борисов, Партнёр Kama Flow:

РВК — важнейший элемент инвестиционной отрасли России. На самом деле сложно представить нормальное развитие венчурного индустрии, если с РВК случатся какие-то эксцессы. И это будет особенно печально, учитывая темпы по запуску новых венчурных фондов, которые РВК набрала в последние годы, и на которые рынок очень рассчитывал. Про общее влияние на инвестиционный климат — здесь лучше просто промолчать, и так все понятно. Про частные инвестиции в технологические компании с «русским углом» на какое-то время можно будет забыть, учитывая чувствительность инвесторов к подобного рода событиям. Тем более что большинство сделок в России осуществляется с участием государственных институтов развития, т.е. этот случай провоцирует недоверие к системе в целом.

Но, насколько мне известно, сегодняшние мероприятия связаны с расследованием уголовного дела об инвестициях в компанию Alion, которые были сделаны довольно давно, при прежнем руководстве РВК. Более того, новая команда в свое время начала с внутреннего аудит портфеля РВК и по сути по результатам этого аудита сама инициировала взаимодействие с правоохранительными органами. В целом, эта активизация силовых структур как-то не очень стыкуется с недавними инициативами президента о необходимости смягчения давления на сектор венчурных инвестиций с госучастием — такой закон был недавно принят Госдумой и с радостью воспринят инвестиционным сообществом.

При этом нужно понимать, что Национальная технологическая инициатива (долгосрочная стратегия технологического развития страны, РВК это проектный офис НТИ — прим. «Ко») — это не просто тот или иной проект, это огромная экосистема, в которую вовлечены сотни участников, от маленьких стартапов до ведущих российских корпораций. На мой взгляд, именно благодаря системной роли НТИ для российской экономики и инноваций, она достаточно устойчива к любым внешним шокам. 

Дмитрий Иванов, исполнительный директор Klopenko Group и венчурного клуба ITLEADERS:

Обыски в РВК — не новость для венчурного рынка. Все работающие на нем уже видели похожую ситуацию в Сколково и вокруг него. В целом это к сожалению логичная тенденция. Такие вещи не служат развитию венчурного рынка, который и так особенно не стремится развиваться в России. Вообще уже много есть анекдотов на тему того, что российская внутренняя политика и общая логика венчурных инвестиций несовместимы. То есть венчурный бизнес по определению выглядит мошенническим для наших правоохранительных органов. Так всегда было и есть. Смеялись над этим в 2011-2012-х годах, но как видите это до сих пор актуально. 


АО «Российская венчурная компания» было создано в 2006 году с целью вывести Россию в лидеры в сфере высоких технологий. Для этого РВК инвестирует в разработки беспилотников, ИИ, квантовые технологии... По структуре РВК — это фонд фондов. В его портфель входят классические венчурные фонды; фонды для молодых управляющих (1st time GP); фонды поздних стадий; фонды ранней стадии поддержки НТИ; корпоративные фонды и зарубежные венчурные фонды. В их работе деньгами так же участвуют, например, Роснано и Сколково.

Общий объем капитала фондов - 64,5 млрд руб. Собственный же уставный фонд РВК составляет чуть более 30 млрд и полностью принадлежит государству.

Всего за время работы инвестиции РВК получили около 270 стартапов.