Верхи захотели
Многострадальная банковская реформа в последнее время вызывает неподдельный интерес со стороны российских властей. Не успел президент обмолвиться о своем нежелании «убивать» отечественный банковский сектор, как Минфин совместно с ЦБ разработали проект стратегии развития отрасли на период до 2007 г. А Минэкономразвития, тем временем, подготовило концепцию поддержки российского экспорта, ключевая роль в которой отводится пока малоприметному Росэксимбанку.
Понятно, что умы госчиновников занимает, главным образом, судьба госбанков. Другое дело, что их доминирующая роль (с чем собственно говоря и пытались бороться инициаторы банковской реформы) не только никоим образом не смущает авторов предложенных концепций, но принимается как должное. Более того, по словам руководителя департамента макроэкономической политики и банковской деятельности Минфина Антона Силуанова, «государство сохранит участие в двух универсальных банках - Внешторгбанке и Сбербанке, а также в четырех банках-агентах: Российском банке развития (РБР), Россельхозбанке (РСХБ) , Росэксимбанке и Внешэкономбанке (ВЭБ)».
Сегодня «Сбербанк» и ВТБ по капиталу и активам дадут фору любому частному универсальному банку. Кроме того, выданная РСХБ лицензия на работу с физлицами и передаваемые в управление ВЭБу пенсионные накопления так называемых «молчунов» не позволяют назвать упомянутые финансовые институты узкоспециализированными.
Нельзя недооценивать и Росэксимбанк, которому, по словам Силуанова, отводится «особое место в системе экспортного кредитования российских производителей». Согласно концепции, разработанной в ведомстве Германа Грефа, «Росэксим» будет гарантировать получаемые российскими банками экспортные кредиты только в том случае, если экспортер перечислит в «Росэксим», в качестве обеспечения, от половины до двух третей суммы выданной гарантии. Таким образом, весьма вероятно, что, в целях упрощения процедуры, паспорта большинства экспортных сделок окажутся в «Росэксиме».
Правда, в минэкономразвития подзабыли о ВЭБе, новом владельце Росэксимбанка, который, помимо всего прочего, сейчас обслуживает крупнейшие экспортные сделки. Наблюдатели склонны рассматривать такую забывчивость, как своеобразную месть за передачу ВЭБу пенсионных накоплений «молчунов». Как известно, это решение правительства очень не понравилось Герману Грефу.
Поэтому интерес МЭРТ к банковской проблематике (в лице «Росэксима») обусловлен скорее внутриправительственными баталиями, нежели желанием реформировать банковский сектор. (Хотя и открывает довольно неплохие перспективы для некоторых питерских банкиров, сохранивших приятельские отношения с главой департамента поддержки экспорта МЭРТ Вадимом Зингманом).
Да и ЦБ с Минфином явно не забывают о текущей конъюнктуре, когда утверждают, что государству к 2005 - 2007 гг. «должно принадлежать менее половины в капитале ВТБ». В противном случае, по мнению Силуанова, «ЕБРР, планирующий приобрести 20% акций банка, продаст свою долю правительству по цене приобретения».
Иными словами, в правительстве и ЦБ прекрасно понимают, что участие государства в банковских капиталах не является благом. Но другой конфигурации банковской системы, судя по всему, не будет. По крайней мере, до 2008-го.