Верной дорогой...
«Правительство - в отставку, Думу - распустить, выборы - отменить» - такой радикальный вариант, по слухам, рассматривался в окружении президента и мог быть приурочен к ежегодному Посланию Федеральному Собранию. Однако ничего такого не произошло: то ли президент уже не способен на радикальные шаги, то ли позиции Евгения Примакова стали настолько прочными, что его замена на какого-нибудь Строева, Явлинского или Булгака - идея абсолютно нереалистичная. Так или иначе, обнародованное 30 марта президентское Послание никаких сенсаций не содержит. Реакция на этот важный документ, как и предполагалось, оказалась неоднозначной: от восторженных оценок до разрушительной критики.
В целом из всего достаточно объемного документа можно сделать два основных вывода: во-первых, четкой стратегии вывода страны из кризиса ни у президентской администрации, ни у правительства по-прежнему нет; во-вторых, нынешний президент и его администрация не допустят отступлений от курса на построение в России рыночной экономики, несмотря на усиленное давление со стороны определенных политических сил (авторство экономической части послания приписывают главе администрации Александру Волошину).
Экономическая часть Послания содержит, во-первых, достаточно объективно раскрытые основные причины, приведшие к нынешней экономической ситуации в России. Это бюджетный дефицит, несогласованность ветвей власти и недостаточное внимание к реальному сектору экономики. Президент также признает, что сложившаяся в России экономическая модель является чем-то средним между рыночной и командно-административной системами. Во-вторых - перечень экономических задач, которые необходимо решить, для их устранения. Исходя из содержания Послания, понятно, что в президентской администрации на сегодняшний день достаточно трезво оценивают всю остроту экономических проблем страны. Однако в документе отсутствует какое-либо описание конкретных механизмов решений и сроков, что сводит весь документ к простой констатации. Это подтверждается большинством экспертов.
Так, Олег Говтвань, ведущий научный сотрудник Института народного хозяйства и прогнозирования, считает, что Послание президента вообще никакой роли непосредственно для экономики не играет. Допущенные ранее ошибки и меры, необходимые для их устранения, сейчас ни для кого не являются секретом. Олег Говтвань отмечает, что прежде всего необходимо вернуть субъектов экономики в правовое поле и заставить соблюдать законы и только после этого вести дальнейшие преобразования.
С другой стороны, Послание вселяет некоторый оптимизм. Президент фактически гарантирует дальнейшее движение по пути развития реформ и невозможность отката к командно-административной экономике как минимум до окончания его полномочий. Андрей Нещадин, исполнительный директор Экспертного института, резюмируя содержание Послания президента заключает, что, несмотря на все, Россия в очередной раз подтвердила выбранный ею единственно правильный путь развития экономики.
Однако сегодня возникает предположение, что Ельцин, отстаивая в своем Послании рыночный курс, взятый в 1991 году, фактически входит в негласный конфликт с правительством Примакова. Уже сейчас звучат разговоры о мобилизационной экономике и других подобных экономических экспериментах. Заявления президента о приверженности либеральным реформам не вызывают одобрения у левых. Балансирующему между рыночными экономическими реалиями и требованиями левых о смене курса правительству, заявления президента о незыблемости экономического курса также не прибавляют .
Таким образом, единственным оплотом (хотя бы номинальным) рыночных реформ в России сегодня остаются президент и его администрация, которые пока в состоянии сдерживать нерыночные идеи. Что по сути и было задекларировано в Послании президента.