Вертикальное виноделие

19.11.200100:00

Российские винзаводы скупают виноградники. Это происходит на фоне резкого роста импорта дешевого вина и увеличения таможенных пошлин на виноматериалы из Молдавии. Крупнейшие винзаводы создают вертикально интегрированные алкогольные холдинги. Конкуренты считают такую тактику ошибочной.

 

Каждому виноделу – по винограднику

Минувшим летом винзаводы активно скупали виноградарские хозяйства в благоприятном для виноделия регионе России – Темрюкском районе Краснодарского края. За два месяца под контроль винзаводов перешли более десяти лучших агрофирм. В регионе осталось еще 38 хозяйств, но собственников на них пока не нашлось.

В то время как водочный рынок остается стабильным (годовое потребление – 215 млн дал), потребление вина ежегодно возрастает на 20 – 30%. Емкость этого рынка оценивается в $250 млн в год. По данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), в прошлом году россияне выпили 52 млн дал вина. При этом заметно снижается потребление винных напитков (то есть дешевых вин с добавлением спирта, ароматизаторов и красителей).

Эта тенденция не осталась незамеченной алкогольными компаниями, производящими дешевые вина (до 150 руб. за бутылку в рознице).

Список покупателей виноградников возглавила челябинская торгово-промышленная группа «Ариант», скупившая семь агрофирм. В состав челябинской группы входят металлургические, лесоперерабатывающие и другие предприятия. Завод вторичного виноделия группы «Ариант», строительство которого пять лет назад обошлось в $30 млн, выпускает 1,3 млн дал вина в год. Преимущественно это вина с обозначением сорта винограда, из которого делается вино (каберне, алиготе и т. д.).

Две агрофирмы приобрел Детчинский винзавод (Калужская область) с объемом производства 1,5 млн дал в год. Основанный в 1975 году, завод в советские времена выпускал пиво «Жигулевское» и безалкогольные напитки. В 1995 году Детчинский завод выкупила группа частных инвесторов, и после реконструкции, на которую было потрачено $3 млн, завод стал производить вино. Главной маркой завода стала «Монастырская изба».

Одно из лучших хозяйств оказалось под контролем небольшой московской компании «Мильстрим». Она существует с 1998 года и производит столовые, сортовые и выдержанные вина под марками «Мильстрим» и «Лазурная долина» в упаковке bag-in-box (3-литровый мешок в коробке). Объем ее производства – около 400 тыс. дал в год. Продукция продается в Москве и Санкт-Петербурге.

Даже безалкогольный комбинат «Очаково» выкупил одну агрофирму. Правда, подробностей своего «винного проекта» в компании не разглашают.

А вот крупнейший российский производитель вина – Московский межреспубликанский винодельческий завод (ММВЗ) интереса к краснодарским виноградникам не проявил. ММВЗ не купил ни одной агрофирмы.

 

Свое – дешевле

Массовая скупка виноградников вызвана рядом причин. Для заводов это – возможность получить независимую от изменений таможенного законодательства сырьевую базу. «Мы постоянно зависели от поставок сырья, – говорит генеральный директор группы «Ариант» Александр Кретов. – Поэтому и решили создать собственную сырьевую базу».

С похожими проблемами столкнулся Детчинский винзавод. «Расширение производства требовало больших запасов сырья, – говорит гендиректор завода Валерий Логинов. – А непредсказуемость российского таможенного законодательства заставила нас задуматься о собственном сырье». По словам Логинова, покупка двух агрофирм обошлась заводу в 20 млн руб. Еще 15 млн руб. было потрачено на выплату долгов приобретенных хозяйств.

Компания «Мильстрим», использующая для производства вина только российские виноматериалы, не имела собственного завода. С покупкой агрофирмы «Мильстрим» стал собственником виноградников, завода первичного виноделия и сейчас строит цех розлива вина в bag-in-box и бутылки. «Наша марка уже хорошо известна на рынке, – говорит гендиректор компании «Мильстрим» Геннадий Юфик. – На новом заводе мы сможем контролировать все этапы производства, начиная от выращивания винограда и заканчивая бутилированием».

До недавнего времени большинство российских винзаводов работали на импортном сырье. Недорогие виноматериалы поставлялись из Молдавии и других стран. Несмотря на это, около 30% продукции российских заводов делалось из краснодарского винограда, хотя сами хозяйства находились в плачевном состоянии.

«Из 18 агрофирм Темрюкского района только шесть имели свои заводы первичного виноделия, – рассказывает гендиректор компании «Ариант» Александр Кретов. – Остальные были в полной зависимости от винзаводов, которые брали виноград, делали виноматериал, а рассчитывались с хозяйствами по мере его продажи. Сами колхозы получали деньги в последнюю очередь. В конечном итоге все могло закончиться потерей отечественной сырьевой базы».

Летом 2001 года соотношение импортных и российских вин в рознице резко изменилось. Это произошло после вступления в силу II части Налогового кодекса, согласно которой реализация российского алкоголя может осуществляться только через акцизные склады, где бутылки оклеиваются специальными региональными марками. Из-за отсутствия готовых акцизных складов и новых региональных марок недорогие импортные вина (особенно молдавские) потеснили с прилавков продукцию российских винных компаний. Импорт вина увеличился почти в два раза. По данным НАА, за период с января по август его объемы составили около 17 млн дал ($168,5 млн.). При этом 12,7 млн дал вина импортировалось из стран СНГ ($126 млн.).

Этот процесс не остановило даже введение с 1 июля 2001 года НДС на ввозимые из Молдавии вина и виноматериалы, которое вызвало повышение цен на 20%.

Теперь винзаводы рассчитывают на значительное уменьшение себестоимости своего товара. «Покупка виноградников позволит нам получить конкурентное преимущество, а также контролировать рынок виноматериалов, – считает Валерий Логинов. – Мы рассчитываем в будущем получать дополнительные доходы на разнице в стоимости сырья. С ростом курса доллара будет расти и разница в рублях между стоимостью импортного и российского виноматериала». По мнению Логинова, экономия может составить до 3 руб. с бутылки – совсем неплохой показатель для дешевого вина. При производстве 20 млн бутылок в год компания сможет сэкономить $2 млн.

Тех же целей собирается достичь и «Ариант». По словам Александра Кретова, «Ариант» уже заключил договоры о поставке в следующем году 600 тыс. дал виноматериала на три российских завода – «Корнет», «Ростовский винкомбинат» и «Цимлянский винкомбинат».

 

Вино с сюрпризом

На решительные действия российских виноделов остальные участники рынка отреагировали неоднозначно. «Больше головной боли, чем заработка», – считает директор по маркетингу компании-импортера, пожелавший не раскрывать своего имени.

Скупку акций настороженно восприняла и администрация Краснодарского края. «В начале 90-х годов инвесторы просто разоряли крепкие хозяйства, – рассказывает заместитель председателя комитета по виноградарству и алкогольной промышленности Краснодарского края Дмитрий Козаченко. – Например, агрофирма «Азовский», которая раньше выращивала более 10 тыс. тонн винограда, сейчас не производит ничего. Кроме того, есть обеспокоенность по поводу того, что новые владельцы будут вывозить виноматериалы, а значит, акцизы будут уходить в другие регионы». По словам Дмитрия Козаченко, чтобы решить эту проблему, краевая власть и новые владельцы договорились временно передать блокирующий пакет акций государству, а также заключить инвестиционное соглашение, в котором по годам расписано, сколько средств компания планирует вложить в реконструкцию винзаводов и перезакладку виноградников. Правда, из новых собственников на эти условия согласился только «Ариант», «подаривший» блокирующий пакет краевой администрации.

Стратегию Детчинского завода не разделяет руководство ММВЗ, производящего 2 млн дал вина в год. «В последнее время мы практически полностью отказались от поставок российского сырья, – говорит коммерческий директор ММВЗ Сергей Никитин. – Качество этого сырья уступает импортному, а цена за него высокая. К тому же небольшие объемы российского сырья не смогли бы удовлетворить наши потребности». Руководство ММВЗ считает, что гораздо более привлекательны виноградники в той же Молдавии или других странах. По словам Никитина, завод присматривается к виноградникам за рубежом.

По другой версии, ММВЗ просто не успел купить коммерчески привлекательное хозяйство. Россия не слишком богата виноградниками: только Краснодарский и Ставропольский края могут в промышленных масштабах выращивать виноград. При этом в Темрюкском районе все агрофирмы уже скуплены. «Специалисты ММВЗ приезжали летом в Темрюкский район, но все уже было продано, – говорит один из новых собственников, пожелавший остаться неизвестным. – У оставшихся колхозов такие долги, что проще все построить заново. Что же касается покупки виноградников за границей, то при нашем таможенном законодательстве это просто абсурдно».

Сами виноделы пока не намерены отказываться от контактов с зарубежными поставщиками сырья и собираются только наращивать ассортиментный ряд.

Вино слаще меда

Виноделы пытаются лоббировать свои интересы в различных ведомствах и налаживают региональные связи. Компании, скупившие виноградники, и администрация края пытаются провести отмену ГОСТа Р51157-98, разрешающего производство нетрадиционных вин с добавлением сахара и ароматизаторов. Если это произойдет, виноделы должны будут либо переориентировать свой бизнес на производство натурального вина по ГОСТу 7208-93, либо уйти с рынка. Тогда их место может занять вино из краснодарского винограда.

До 65% целевой аудитории продукции российских виноделов составляют женщины. При этом 60 – 65% продаж приходится на полусладкие вина, вкус которых достигается за счет добавления сахара. «Сладкое вино для прекрасной половины является ожидаемым и привычным», – говорят виноделы. Такого же вкуса можно добиться и без добавления сахара – при помощи концентрированного виноградного сока. Например, в компании «Ариант» производство натуральных вин сейчас составляют лишь 40%, а остальное приходится на вина с сахаром. Но, по словам Кретова, в скором будущем компания намерена полностью отказаться от производства нетрадиционных вин.

То же собирается сделать и Детчинский винзавод. Компания в ноябре 2001 года запускает новое производство мощностью 500 тыс. дал в год. Инвестиции в проект составили более $1 млн. Менеджмент компании также планирует делать вино в самой зоне виноделия, для чего уже в следующем году собирается строить там новый завод. «Уже зарегистрировано несколько новых торговых марок, названия которых будут подтверждать происхождение вина и популяризировать натуральные кубанские вина, – обещает Валерий Логинов. – Правда, раскручивать новые винные брэнды очень сложно. Цена одной бутылки вина может возрасти на 10 руб.».

Сейчас ведущей торговой маркой Детчинского завода является «Монастырская изба». Детчинский завод владеет исключительными правами на эту марку, и она обеспечивает 90% всех продаж винзавода. «Монастырская изба» занимает 5% российского винного рынка, – говорит Валерий Логинов. – С владельцами марки у нас заключен долгосрочный договор».

У ММВЗ основные продажи приходятся на марку «Арбатское». По данным самого завода, каждая шестая бутылка вина, продаваемая в Москве, – это «Арбатское». У остальных конкурентов ассортиментный ряд представлен другими не слишком известными торговыми марками.

ММВЗ продает свою продукцию главным образом в Москве и области. Позиции «Арианта» сильны за Уральским хребтом. Детчинский завод старается охватить как можно больше регионов, а в Москве и области, по данным самой компании, их продукция занимает около 35% рынка. «Мы рассчитываем догнать по продажам «Арбатское» после открытия акцизного склада и филиала в Москве, – говорит Валерий Логинов. Его компания уже имеет филиал в Новосибирске, а в ближайшее время собирается открыть филиалы в Краснодаре, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.

Компании делают долгосрочные инвестиции. «Засадить виноградниками 1 га стоит 150 тыс. руб., – говорит Валерий Логинов. – Ежегодно нужно закладывать 50 – 100 га виноградников, при этом первый урожай можно будет собрать не раньше чем через три-четыре года». По прогнозам Логинова, через три года в его хозяйствах вместо нынешних 10 тыс. тонн винограда будут собирать 18 – 20 тыс. тонн. Около 50 тыс. тонн винограда собирается собрать в следующем году «Ариант». Компания уже вложила $10 млн в реконструкцию двух винзаводов и $5 млн на покупку виноградной лозы.