Весь мир - театр
Редкий мальчик не скакал в костюме зайчика под новогодней елкой в детском саду. Редкая девочка не мечтала о роскошных ролях королев и принцесс. И редкие родители не говорили "сначала получи нормальную профессию, "встань на ноги", а потом уже "делай, что хочешь".
История создателя сети театральных студий "Бенефис" Андрея Шишкина от общепринятого сценария отличается одной существенной деталью: он никогда не испытывал тяги к сцене и даже в школе предпочитал уборку территории выступлениям в самодеятельности. Зато сейчас выпускник Московского авиационного технологического института, бывший сотрудник ОКБ им. А.С. Яковлева Андрей Шишкин владеет пятью театральными студиями в Москве (еще три открыто по франшизе в Орле, Самаре и Санкт-Петербурге) и дает возможность всем желающим от мала до велика попробовать себя на подмостках.
Ваш выход!
"В МАТИ студентов отправляли работать вожатыми в пионерлагерь, перед этим все проходили интенсив-курс по работе с детьми, - рассказывает Андрей Шишкин. - В течение нескольких дней нас учили оказывать первую помощь, танцевать несложные танцы, организовывать игры. И еще был курс актерского мастерства. На нем предполагалось обучаться раскованности и свободному общению. Вот это мне стало интересно с точки зрения возможности использования полезных практик в жизни".
Отработав в пионерлагере преподавателем физкультуры, Андрей стал искать в Москве места, где людей учили бы общаться и выступать на публике. В 2008 г. в столице студии актерского мастерства уже не являлись новинкой, однако формат их работы, целевая аудитория и конечный продукт были неясными. "Курсы предлагались длительные: полгода, девять месяцев, год, и было совершенно непонятно, какие полезные для жизни знания я приобрету по окончании курса, - вспоминает свои поиски Андрей. - Мне обещали, что за полгода я научусь читать басни. И зачем мне это надо?"
В процессе поисков Андрей Шишкин успел познакомиться с педагогами разных театральных курсов. В конце 2008 г. тогда еще инженер ОКБ им. А.С. Яковлева собрал своих новых знакомых и предложил им попробовать организовать театральную студию принципиально по-другому. "Я видел, что люди желают за короткое время получить полезные знания и готовы за них платить. Кто захочет ходить, например, на курсы английского целый год, если есть интенсив-курс, рассчитанный на два месяца? - поясняет Андрей. - Тогда я спросил у педагогов: чему полезному они могут научить людей за пять недель?"
Так появилась идея краткого курса актерского мастерства. За десять занятий клиенты студии должны были "снять зажимы", то есть перестать стесняться, освоить искусство публичных выступлений, поставить правильную речь и попробовать себя на сцене. Шел 2009-й, кризисный год. Крупный бизнес сокращал расходы, малый едва сводил концы с концами, люди экономили, где только можно. Но Андрей решил, во-первых, не ждать подходящего для запуска театральной студии времени, а во-вторых, не предлагать низких цен. Стоимость пятинедельного курса в "Бенефисе" в 2009 г. составляла почти 7000 руб. "Мы были самыми дорогими в городе, зато у нас был уникальный продукт", - подчеркивает Андрей Шишкин.
Инвестиций в стартап как таковых не было. Для первых занятий арендовали залы ровно на столько часов, сколько требовалось. На собственные средства Андрей печатал листовки, через социальные сети приглашал людей на открытые уроки. В первое время предприниматель вкладывал в "Бенефис" почти всю свою зарплату: кроме затрат на аренду и листовки, надо было платить педагогам. Параллельно он собирал отзывы тех, кто все-таки пришел на занятия, вместе с педагогами менял программу. Спустя четыре месяца набралась первая полноценная группа - 13 человек, Андрей получил первую прибыль. И дело стало набирать обороты.
И себе, и людям
В России работают сотни театральных студий, но по большому счету все их можно поделить на две группы. Первые, и "Бенефис" в том числе, ориентированы на самопознание и личностный рост. Кто-то больше акцентируется на психологии, кто-то делает ставку на искусство самопрезентации и риторику, но это занятия для себя, для собственной самореализации. Вторые обещают сделать из дилетантов актеров. Кстати, пользу актерского мастерства для будущих бизнесменов открыли еще в 1999 г. в НИУ ВШЭ. Сначала там работал студенческий театр, а потом открылась и студия, существующая до сих пор.
Высшая школа актерского мастерства "Галатея" предлагает, в числе прочего, двухлетний курс для взрослых, которые хотят освоить профессию и готовы учиться дальше. Стоимость этого подготовительного курса (три раза в неделю) 18 000 руб. в месяц. Основной курс стоит уже 25 000 руб. Есть и детские программы. Учащиеся школы и выпускники участвуют в кастингах и действительно имеют шансы попасть на сцену и на экран.
Подготовкой к профессиональной жизни успешно занимаются и в Академии кино и шоу-бизнеса Stars, генеральным продюсером которой является Яна Рудковская. Но кинобизнес выпускниками таких заведений мало интересуется, хотя и не отрицает возможности попадания на большой экран актеров с подобным образованием. "Я не могу вспомнить примеров, чтобы выпускник небольшой частной актерской школы попал в проект Bazelevs, - отмечает директор по девелопменту компании Bazelevs Мария Затуловская. - Впрочем, вряд ли из этого можно сделать какой-то определенный вывод: для нас важны только талант и способности актера, а не заведение, которое он окончил".
Некоторые в процессе меняли свою целевую аудиторию. В 1995 г. была основана театр-школа "Образ". Изначальная ее задача - подготовка профессиональных актеров по системе Михаила Чехова. "80% посещающих наши курсы людей занимаются для себя, для саморазвития, - рассказал основатель и руководитель школы "Образ" Сергей Базаров. - Хотя вначале мы делали ставку больше на профессиональных актеров и тех, кто готовился поступать в вузы. Но пошел запрос от любителей, и уже с 2001 г. мы переориентировали нашу программу на них". Месячный оборот студии "Образ" сейчас составляет порядка 200 000 руб. "Рассматривать эту деятельность как бизнес не советую, - признается Сергей Базаров. - Очень высокая конкуренция. В Москве работает чуть больше 50 школ-студий, кстати, 90% из них открыты нашими учениками".
О том, что строить бизнес на человеческих увлечениях сложно, говорят владельцы и театральных, и танцевальных, и художественных, и прочих студий. Тут и высокая конкуренция, и значительные инвестиции в программы лояльности, и сезонность спроса. Но единицам удается выстроить вполне жизнеспособные бизнес-конструкции.
Таланты в производственных масштабах
В сентябре 2009 г. Андрей Шишкин зарегистрировал школу-студию актерского мастерства "Бенефис" (до этого заведение работало как ИП). К тому времени первая группа закончила свой пятинедельный курс и попросила продолжения. Тогда после недолгих раздумий "выпускникам" предложили постановку спектакля за два месяца. Так в "Бенефисе" появилась система ступенчатого обучения: для тех, кто хочет только полезных для жизни знаний, есть тот самый пятинедельный курс. Для тех, кому интересна самореализация на сцене, - студийные группы, где постоянно готовятся постановки. Осенью 2009 г. в Москве работало уже две студии "Бенефис".
"Мы по-прежнему арендуем помещения на условиях почасовой оплаты, - рассказывает Андрей Шишкин. - Дома культуры, музеи - подходящие помещения мы присматриваем всегда. Мы не вкладываемся в ремонт, потому что работаем только в готовых помещениях, поэтому удается экономить. А развитие происходит только на оборотные средства".
В 2010 г. в "Бенефисе" открылось детское направление. "Это только кажется, что работать с детьми просто, вроде и спрос большой, и родители готовы за детей платить, - делится опытом Андрей. - На самом деле есть определенные сложности. Нужно формировать сразу несколько детских групп по возрасту, по времени занятий (выходные или будни) и по целям (обучение коммуникативным навыкам или игра на сцене). Детям интересно только в компании со сверстниками, поэтому смешанные по возрасту группы не приживаются. Мы объявили о наборе весной и к сентябрю набрали группы". Тогда же открыли и третью студию.
Сейчас ежемесячный оборот сети школ-студий "Бенефис" составляет 2 млн руб. В студиях постоянно занимаются 200-250 клиентов. С сентября по март поток увеличивается, летом - "низкий" сезон. "Лето - сезон отпусков, многие клиенты, уезжая на две-три недели, экономят на абонементе, оплачивая остаток месяца каждое занятие, - поясняет директор танцевальной студии "Ниагара" Алла Марченко. - Чтобы танцевальная студия летом не работала в минус, нужно 200-250 постоянных клиентов. И постоянная работа над повышением лояльности, формирование новых продуктов".
Следующие пару лет "Бенефис" развивался в Москве и присматривался к другим городам. "Нам поступали предложения об открытии наших студий по франшизе, но торопиться не хотелось, - рассказывает Андрей. - Полгода мы разрабатывали условия франшизы. Сейчас есть три ценовых предложения: 180 000, 230 000 и 280 000 руб.". В 2013 г. по франшизе были запущены студии в Орле, Санкт-Петербурге и Самаре, а в 2014 г. Андрей открыл и еще одно прибыльное направление. "Мы стали осваивать корпоративный сегмент, - делится бизнесмен. - Тимбилдинги, тренинги для менеджеров по продажам - им ведь важно владеть основами самопрезентации и уверенной речи. К концу года это направление должно приносить нам 1,5-2 млн руб. в месяц".
"Театральные постановки на сотрудниках - формат не новый, - комментирует владелец event-агентства "Князевъ" Сергей Князев. - В России он существует уже более десяти лет и никогда не пользовался сумасшедшей популярностью, хотя стабильный спрос на него есть. Как правило, такие постановки - это часть корпоративного праздника; в данном случае студии актерского мастерства конкурировать с event-агентствами не смогут, ведь мало организовать постановку, надо сделать мероприятие целиком. Если говорить о постановках на сотрудниках с целью профилактики профессионального "выгорания", то это сложная организационная задача. Нужны ведь репетиции, но в рабочее время репетиций не захочет руководство, а после работы не захотят сотрудники. Если постановку превратить в обязаловку, пользы коллективу от нее никакой не будет".
А вот кадровики готовы признать, что театральные студии способны составить конкуренцию привычному тимбилдингу. "Классический тимбилдинг с психологом или бизнес-тренером в конференц-зале очень часто бывает достаточно уныл и малоэффективен, - констатирует специалист по подбору персонала кадрового агентства "Юнити" Татьяна Карпова. - Все чаще руководители приходят к тому, что команда - это то, что нужно формировать всем вместе, плечом к плечу, без лишних формальностей, в нестандартной обстановке с нетривиальными, "живыми" задачами. Event-тимбилдинг и проходит гораздо бодрее и позитивнее, и дает 100-процентное ощущение реальности. Главное в этом вопросе - не забыть о начальной цели и не скатиться к простому корпоративу во имя развлечения. Театральная студия - также неплохой вариант развития навыков командной работы, особенно для сотрудников компаний, "заточенных" на продажи, презентации и публичность".
Прибыльность сегмента заметили и конкуренты "Бенефиса". Так, например, в "Образе" уже готовят специальную программу, сфокусированную на корпоративных клиентах. "В ближайшем будущем мы планируем осваивать сегмент корпоративных тренингов, - отмечает Сергей Базаров. - Есть значительное число компаний, которые не могут по тем или иным причинам увеличивать зарплату своим сотрудникам. Людей нужно удерживать особой игровой атмосферой, к тому же необходимо постоянно проводить профилактику профессионального "выгорания".
"Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота", - вспоминается детское стихотворение Агнии Барто. За самосовершенстованием ли, за развлечением ли, но в студии актерского мастерства идут клиенты. Рожденный в кризис "Бенефис" доказывает, что мода на хобби существует, независимо от финансовых затруднений. Вот только мода меняется... И сможет ли бизнес остаться?