Веселые "картинки"

В советском прошлом у нас в домах тоже были проекторы: забивая в них слайды со сказками, родители выкраивали себе часок-другой отдыха вдали от детей. Впрочем, сегодняшние проекторы плохо ассоциируются с детством. Теперь их используют для проведения деловых презентаций, а также в качестве главного компонента домашнего кинотеатра.

 

Выбрать качественный проектор непросто. Испытанный принцип "чем дороже - тем лучше" в случае с ним не работает. Вернее, работает, но не всегда. Чтобы не ошибиться с покупкой, важно понимать, какой именно проектор и для каких целей вам необходим - для дома или офиса, для просмотра кино или показа презентаций, для подключения к компьютеру, видеокамере или DVD-плееру. Дать четкий ответ на эти и другие "наводящие" вопросы - значит вплотную приблизиться к нахождению оптимального варианта.

 

Кристаллы против фильтров

 

Во время первого же похода в магазин вы обнаружите, что практически все проекторы делятся на две категории: LCD (с жидкокристаллическим дисплеем) и DLP (от англ. digital light processing - "цифровая обработка света"). Принципиальное различие между ними заключается в "источнике" изображения. Так, LCD-проектор уже после смешения цветов формирует полноцветную "картинку" прямо на экране. А в DLP-проекторах световой поток отражается от сотен тысяч микрозеркал, и каждый кадр формируется в три подхода: сначала создается красная составляющая изображения, потом - зеленая и, наконец, синяя. А затем благодаря способности человеческого глаза усреднять цветовые оттенки складывается итоговая цветная "картинка".

У обеих технологий есть как свои достоинства, так и недостатки. Одним из традиционных плюсов LCD является то, что проекторы, созданные на основе этой технологии, выдают более насыщенные цвета, чем их DLP-собратья. Если вы собираетесь отображать преимущественно текстовую или цифровую информацию, то проблема воспроизведения цвета вас не должна волновать. Однако если проектор планируется использовать для демонстрации видео высокого качества, то на данный аспект стоит обратить внимание.

Чтобы компенсировать недостаточную цветовую насыщенность и улучшить точность цветопередачи, во многих DLP-проекторах, предназначенных для домашних кинотеатров, теперь устанавливают не трех-, а шестисегментные цветовые колеса. В каждом из них находится по два набора красных, зеленых и синих фильтров. А некоторые колеса имеют семь или даже восемь сегментов и в дополнение к красному, зеленому и синему содержат темно-зеленый фильтр - он позволяет повысить точность цветопередачи и цветовую насыщенность. При этом в жертву приносится количество выходящего света, то есть яркость. Делать из этого трагедию не стоит, ведь качество демонстрации видео зависит в первую очередь от контрастности. Впрочем, контрастность контрастностью, но в условиях ярко освещенной презентационной комнаты LCD-проектор однозначно предпочтительнее. Это становится особенно актуальным в условиях, когда отечественные компании начинают отказываться от проведения презентаций в затемненных залах, в которых публика попросту засыпает.

Помимо этого LCD-проекторы также отличаются более высокой четкостью изображения, чем DLP-вариации. Это хорошо заметно при просмотре мелкой цифровой информации в таблицах. Не то чтобы DLP-проекторы проецируют таблицы нечетко... Но если вы поместите рядом два проектора с одинаковым разрешением - один DLP, а другой LCD, - то сразу увидите разницу.

Слабым местом бюджетных DLP-проекторов является "эффект радуги". Его суть заключается в том, что из-за постоянного вращения колеса с фильтрами все оттенки раскладываются на красный, зеленый и синий, и поэтому изображение на экране в каждый конкретный момент времени принимает один из этих цветов. Предполагается, что скорость вращения колеса не позволит человеческому глазу идентифицировать каждый цвет по отдельности. Однако некоторые люди все-таки различают быструю смену цветов, пусть даже и подсознательно. Именно по этой причине принято считать, что DLP-проекторы вызывают зрительное напряжение и головные боли. Обладатели LCD-проекторов подобных проблем не испытывают, так как в этом случае все три цвета отображаются на экране одновременно.

Но не стоит считать, что LCD-проекторы идеальны - их слабые места проявляются при просмотре видеоматериалов. Во-первых, нередко на экране можно разглядеть пиксельную структуру изображения. Во-вторых, данные проекторы вызывают "эффект прозрачной двери". Он называется так потому, что иногда при просмотре видео начинает казаться, будто ты смотришь на экран через стеклянную дверь. Это обусловлено тем, что между пикселями есть пустое пространство, именуемое "межпиксельным промежутком". Отпугнуть от LCD также может и недостаточный уровень черного цвета и контраста. Справедливости ради стоит заметить, что в самых последних моделях LCD-проекторов многие из вышеназванных недостатков устранены.

 

Офисные будни

 

Офисный проектор покупается для частых презентаций при дневном освещении, поэтому он должен обладать лампой высокой мощности, обеспечивающей сильный световой поток. Хорошим примером такого проектора является LCD-модель Panasonic PT-L520E, выдающая 2000 люмен. В плане цветопередачи к офисным аппаратам обычно предъявляются невысокие требования, ведь все, что необходимо, - это продемонстрировать аудитории таблицы, графики и некоторое количество текстовой информации.

Если проектор планируется использовать в большом конференц-зале, следует обратить внимание на то, предусматривает ли он возможность настройки геометрии изображения. Это поможет при выборе места для установки аппарата. А наличие в проекторе сенсора, автоматически настраивающего параметры изображения в зависимости от освещения, сэкономит вам немало нервных клеток. Кстати, при использовании проектора в большом помещении необходим пульт дистанционного управления со встроенной лазерной указкой. Таким приятным дополнением обладают практически все модели проекторов Acer - в частности, DLP-проектор PD725P. Также стоит обратить внимание на надежность лампы и возможность ее быстрой замены. Эти "мелочи" - хороший показатель того, насколько производитель заботится о комфорте пользователя.

 

Дома на диване

 

 Если говорить о проекторе для домашнего кинотеатра, то он по понятным причинам должен быть тихим. Допустим, уровень шума не выше 27 - 29 дБ. Такой аппарат может и не иметь мощного светового потока, но он должен быть хорошо приспособлен для отображения видео, в частности - для точной передачи телесных тонов и динамики движения. В недалеком будущем от "заточенных" под домашнее применение проекторов потребуется возможность отображать сигналы в формате HDTV (high definition TV - телевидение высокой четкости) с разрешением до 1920x1080 точек, так что соответствующую пометку на полях можно ставить уже сегодня. Встроенные в проектор динамики здесь не нужны, поскольку они все равно не заменят многоканальных акустических систем, необходимых для создания звуковой панорамы. В этой связи необходимо обратить внимание на наличие в аппарате разъемов, обеспечивающих наиболее качественное подключение видеоисточников и акустики - это RGB, DVI, S-Video, оптический аудиовыход.

Для домашнего проектора особенно важно качество цветопередачи и контраста. Так что если вы решите приобрести DLP-модель, не скупитесь: дешевая будет выдавать цветовую размазню, да и "эффект радуги" даст о себе знать. При наличии у вас небольшого бюджета недорогой (но не старый!) LCD может оказаться гораздо предпочтительнее.

 

Куда смотреть

 

Выбор экрана, на котором будет отображаться "картинка", и его расположение не менее важны, чем выбор самого проектора. Здесь необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, размер экрана. Принято считать, что его высота должна составлять не менее 1/6 расстояния от экрана до последнего ряда кресел, причем первый ряд кресел должен находиться от экрана на расстоянии, в два раза превышающем его высоту. Расстояние от пола до экрана должно быть как минимум 125 см.

Если у вас обычный, то есть без всяких наворотов, проектор, он поставляется со стандартной оптикой. Это значит, что аппарат нужно просто установить перед первым рядом кресел. Проекторы с короткофокусной оптикой, предназначенные для маленьких помещений, должны устанавливаться чуть ближе к экрану - на расстояние, равное 120% его ширины. Аппараты для использования в больших залах обладают дополнительной длиннофокусной оптикой, и располагать их нужно на расстоянии равном пятикратной ширине экрана, то есть фактически за последним рядом кресел.

Для получения корректно спроецированного изображения важно учитывать формат (соотношение сторон) экрана. Так, экран формата 1:1 идеален для проецирования фотослайдов и пленок формата А4. Для проведения презентаций нужен экран формата 4:3 - это соответствует пропорциям компьютерного монитора и обычного телевизора. Экраны широкого формата 16:9 хороши для домашних кинотеатров. Если перспектива немедленного выбора формата экрана вас пугает, то можно, особо не задумываясь, приобрести полотно 1:1. Оно раскручивается на любую длину, позволяя таким образом получить экран требуемого формата.

Кстати, при выборе экрана лучше всего следовать простому правилу: его формат должен соответствовать формату матрицы проектора. Никто не запрещает использовать проектор с "родным" форматом 4:3 и экран 16:9. Однако в этом случае вы должны быть уверены, что обладаете аппаратом с моторизованным зумом с подходящим коэффициентом увеличения. В противном случае изображение на неподходящем по формату экране будет смотреться, мягко говоря, странно.

Напоследок будет нелишним сказать несколько слов о таком тонком нюансе, как выбор полотна экрана. Существует два основных типа полотен: отражающие и усиливающие свет. Первые - их еще называют белыми матовыми или просто белыми - отражают свет равномерно во всех направлениях, и именно этот тип мы рекомендуем, так как он является универсальным. Второй тип полотен усиливает свет лишь в избранном направлении. Он широко использовался в те времена, когда мощность проекторов была невелика, и отраженный световой поток приходилось таким образом фокусировать на зрителе. Сегодня это полотно стоит покупать только, что называется, "по рецепту врача".

 

По низам

Если по тем или иным причинам вы не хотите или не можете тратить на покупку проектора особенно крупную сумму денег, то рекомендуем вам обратить внимание на отобранные нами модели. Они не опустошат вашу кредитную карточку, но обеспечат приемлемое качество изображения. Правда, вам все равно придется пожертвовать контрастностью, яркостью или разрешением "картинки".

HP ep9012 Instant Cinema ($2000) - DLP-проектор со встроенными динамиками, сабвуфером и даже DVD-проигрывателем. Он обладает яркостью 840 люмен, контрастностью 1600:1 и разрешением 800х600.

Мультимедийный LCD-проектор Canon LV-S4 стоит $1200. Очевидный плюс этой модели - маленькие габариты (270x83x197 мм), а следовательно, и вес (2,3 кг). Естественно, что для него можно не покупать специальное крепление. Яркость Canon LV-S4 - 1500 люмен, контрастность - 300:1, разрешение - 800х600.

За $1000 можно купить DLP-проектор BenQ MP610 с разрешением 800х600, яркостью 2000 люмен и контрастностью 2000:1. Несмотря на низкую цену, он совместим с форматом HDTV. С учетом низкой цены, это один из лучших проекторов в своей ценовой категории

 

По верхам

Для тех потребителей, которые не терпят компромиссов и готовы платить за технику приличные деньги, производители проекторов приготовили целые линейки устройств класса hi-end. Компания Samsung, например, "всего" за $8700 готова предложить вам свою флагманскую модель SP-H700AE. По заявлению производителя, это первый в мире цифровой DLP-проектор, который обеспечивает корректный цветовой охват для всех стандартов цветного телевидения - NTSC, ATSC и PAL/SECAM. Если вам вдруг показалось, что корейский вендор просит за свою технику слишком большие деньги, то вспомните DLP-модель Panasonic PT-D9510E за $95 000. Ее ТТХ можно с легкостью перепутать с характеристиками средней руки истребителя (яркость - до 10 000 ANSI люмен, контрастность - до 1000:1, разрешение - 1024х768). Предназначенный для использования в больших демонстрационных залах, проектор при наличии разных линз может обеспечивать изображение размером до 15 м по диагонали на расстоянии от 2 до 84 м.

Любители hi-end могут также обратить внимание на продукцию американской фирмы InFocus. Ее DLP-проектор ScreenPlay 7210 ($7200) позволяет получить более контрастное, чем у большинства конкурентов изображение, с менее выраженной структурой матрицы. Разрешение модели составляет 1280x720. Яркость - 1100 люмен, контрастность - 2800:1, вес - 4 кг.

Тем, кому и эта цена покажется завышенной, на помощь готова прийти компания Canon. Проектор XEED SX50 стоит в розницу около $4200. За эту сумму "экономный" потребитель получает устройство с хорошей яркостью (2500 люмен), высокой контрастностью (1000:1) и разрешением 1400x1050. Отдельно стоит отметить, что эта модель построена на усовершенствованной технологии LCOS (liquid cristals on selicon - жидкие кристаллы на кремниевой подложке), что обеспечивает высокую четкость изображения.