Весенний разлив
В начале апреля старейший игрок иностранного происхождения на российском пивном рынке - компания Sun Brewing объявила о совершении сделки, которая может вывести конкуренцию на качественно новый уровень. Семья Кхемка, контролирующая Sun Brewing через свою холдинговую компанию Sun Group, подписала договор о стратегическом партнерстве в странах бывшего СССР с бельгийской компанией Interbrew, входящей в пятерку крупнейших мировых производителей пива.
Как индусы делятся с бельгийцами пивом
Согласно договору Sun Brewing и Interbrew объединяют в единую компанию свои производственные мощности в России и на Украине и образуют новую компанию - Sun Interbrew, в которой 34% будут принадлежать Sun Group, столько же - бельгийскому партнеру, а 32% акций, как сообщили компании в совместном пресс-релизе, - сторонним инвесторам, в том числе владельцам депозитарных расписок на акции Sun Brewing.
Новая компания по производственным мощностям будет крупнейшим игроком на российском рынке пива. Помимо семи российских региональных пивзаводов и одного украинского, принадлежащих Sun Brewing и производящих до 350 млн л пива в год, в нее войдут собственность Interbrew: омский пивзавод «Росар» мощностью 75 млн л в год, четвертый в России по объемам производства пива, и черниговская «Десна» (Украина, до 40 млн л). Кроме того, Interbrew вложит в СП с Sun Brewing $40 млн. Общий же объем вложений бельгийцев в Sun Interbrew составит около $130 млн. Sun Interbrew получит от бельгийского «родителя» и еще один немаловажный подарок: права на торговую марку и производство в России и на Украине пива Stella Artois.
Что в результате сделки получает Interbrew, ясно всем: мгновенный выход на российский рынок пива, сбытовую сеть Sun Brewing, треть компании, которая будет контролировать не менее 10% рынка. $130 млн за твердое место и перспективы в стране с большим рынком - это не такая уж большая цена. Для сравнения: по словам гендиректора АО «Балтика» Таймураза Боллоева, только в 1998 году компания - лидер рынка инвестировала в развитие производства $114 млн.
Однако что заставило Sun Group утратить монопольный контроль за второй в России пивной компанией?
Лидер, у которого есть проблемы
Скорее всего, сделка стала свидетельством того, что Sun Group, несмотря на свои лидирующие позиции, потеряла перспективы и не могла дальше развиваться адекватно усиливающейся конкуренции.
Во-первых, структура компании Sun Brewing существенно отличалась от устройства большинства конкурентов. Если, например, «Балтика» или «Очаково» фактически состояли из одного большого пивного комбината, доставшегося владельцам в ходе приватизации, то Sun объединяет семь комбинатов сравнительно небольшой мощности. Это, несомненно, делало необходимым инвестировать больше средств в развитие производства. Нельзя сказать, чтобы Sun Brewing не пыталась заполучить крупный комбинат в Москве или Санкт-Петербурге: так, в феврале 1997 года был приобретен комбинат «Бавария» в Санкт-Петербурге. Кроме того, президент ЗАО «Очаково» Алексей Кочетов неоднократно говорил о попытках Sun получить контроль за его предприятием. Однако попытки оказались тщетными: «Очаково» не сдалось, а «Бавария», несмотря ни на что, так и не переросла статус регионального производителя. Фактически до конца 1998 года Sun Brewing оставалась компанией, бизнес которой делается только в регионах. Между тем оптовые компании в России работают в основном через Москву и Петербург, и развитие Sun Brewing в масштабах всей страны неизменно на это наталкивалось.
Вторая проблема заключается в том, что Sun Brewing, несмотря на все усилия стать компанией национального масштаба, так и не удалось создать национального пивного брэнда. Из трех известных марок - Viking, Premier и «Толстяк» - пожалуй, только первую можно назвать успешной.
Бельгийское солнце над Клином
В новой компании по крайней мере эти проблемы будут решаться проще. Марка Stella Artois (ее российское производство, по словам вице-президента по корпоративным связям Interbrew, Акселя Когельса, начнется через один-два года) и европейские марки Interbrew (BelleVue, Leffe) достаточно сильны, чтобы составить в России конкуренцию любому производителю. Да и самой Interbrew не занимать опыта в раскрутке как международных, так и локальных брэндов: так, компания сумела сделать свои брэнды Labatt Blue в Канаде и OB Lager в Южной Корее сильнейшими на этих рынках за несколько лет в условиях жесткой конкуренции. Пока же Interbrew заявляет о намерении раскручивать одну из существующих пивных марок. Похоже, что и проблема крупного комбината будет решена Interbrew до конца года. Как заявил Джонни Тис, исполнительный директор компании по евро-азиатскому региону, «мы существенно продвинулись в наших переговорах с Клинским пивзаводом». На прошлой неделе «Интерфакс» сообщил о приобретении Interbrew за $27 млн 50% акций Клинского комбината (мощность - до 120 млн л в год). По словам Акселя Когельса, он будет включен в состав Sun Interbrew. «Ключевым моментом для нашего российского бизнеса является дистрибуция, и мы рассчитываем использовать «Клинпиво» для этих целей», - заявил Когельс.
Итак, на российском пивном рынке появляется крупнейшая компания, способная спорить с любым производителем за право называться «пивоваром №1», мощностью около 600 млн л (против 600 - 650 л у «Балтики»).
Другое дело, что претендентов на это звание в России становится все больше.
Настоящая пивная война впереди
Решение Sun Brewing поделиться с Interbrew российской долей рынка (до кризиса - около 12%), видимо, во многом вызвано осознанием того, насколько сильной будет конкуренция через год.
Похоже, что к осени конкуренция на российском пивном рынке войдет в новую стадию. Темпы развития, которые взяли крупные игроки пивного рынка, в 1994 году удивляли аналитиков, в 1996-м - восхищали. В 1998 году аналитики замолчали: пивные холдинги развились до такой степени, что борьба за новые рынки начала переходить в борьбу за каждого потребителя. Пива в России производится уже так много, что компаниям становится тесно. И даже девальвация рубля вызвала только приход в отрасль новых крупных игроков: дешевая национальная валюта сделала производство пива в России более выгодным, чем импорт. Не исключено, что 12% рынка, занимаемых импортируемым пивом в 1997 году, превратятся к концу 1999 года в 3 - 4%. И эти несколько процентов в одно мгновение будут съедены китами пивного бизнеса.
К концу года в Москве появится новый игрок - турецкая компания Efes, на паях с московским правительством достраивающая крупнейший пивной комбинат «Князь Рюрик» мощностью до 350 млн л. «Князю» гарантированы помимо всех прочих преимуществ столичной компании с западным партнером еще и значительные льготы со стороны мэрии. Серьезную заявку на статус общенациональной компании сделал питерский комбинат им. Степана Разина. Уже работает в центральноевропейском регионе России компания, в которую владелец «Балтики» - BBH, по-видимому, вложил весьма значительные средства: «Ярпиво» с объемами до 100 млн л в год. Сама «Балтика» выведет к концу года на полную мощность свою дочернюю компанию «Донское пиво» и расширит мощности на тульском «Таопине», чем усилит свой статус национального производителя и реально может достигнуть объемов производства в 700 - 800 млн л в год. В Ростове к концу года, видимо, заработает дочерняя компания «Очакова» - по крайней мере завод, по масштабам не меньший, чем «Донпиво», еще несколько месяцев назад строился в атмосфере секретности рекордными темпами. Планы по приобретению региональных пивных комбинатов вынашивают чуть ли не все крупные пивзаводы в городах-миллионниках, а на рынке ищут себе место такие европейские производители, как Heineken: несколько недель назад среди брокеров прошел слух о возможной покупке этим голландским концерном одного из крупнейших в России заводов. Между тем прогнозы по развитию пивного рынка России к 2001 году - до 5 млрд л - из-за ухудшения экономической ситуации, видимо, должны быть скорректированы на 10 - 15%. А к цифре 4,5 млрд л пивная промышленность России уже подбирается вплотную. При этом пивной бизнес в конце года будет более сконцентрирован: если в 1997 году, по данным АО «Русские инвесторы», 50% рынка контролировали десять крупнейших компаний, то в случае исполнения намерений крупных комбинатов в 2000 году половину рынка будут занимать уже четыре компании - BBH, Sun Interbrew, Efes и «Очаково».
Новые перспективы - новые инвестиции
«Мы еще посмотрим в конце 1998 года, у кого из нас больше мощностей», - заверяли год назад в интервью «Ко» менеджеры Sun Brewing, сравнивая свою компанию с «Балтикой». Однако уже в октябре 1998 года Шив Кхемка, управляющий директор Sun Group, вынужден был признать, что выпуск пива заводами группы был уменьшен вдвое, а прибыли уменьшились минимум на 75%. Цены на депозитарные расписки Sun Brewing в момент кризиса упали с DM19 до DM1,9 и, таким образом, лишили компанию возможности привлечения инвестиций на фондовом рынке. Оборот компании в III квартале упал с $92 млн в 1997 году до $72 млн. Тем не менее глава Sun Brewing Нанд Кхемка заявил, что его группа «подтверждает приверженность инвестиционной деятельности в России». Группа Sun, по его заявлению, рассматривает сделку как «дающую новые возможности в регионе». Не исключено, что сделка подвигнет семью Кхемка на размораживание своего проекта начала 1998 года: инвестирование в пивной российский бизнес $200 млн, тем более что договор Sun Brewing и Interbrew предусматривает возможность дополнительных эмиссий акций Sun Interbrew.
Объединение Sun Group и Interbrew в России, показывает, что настоящая конкуренция на российском рынке пива только начинается.