Весенняя МВАлизация
С началом экономического кризиса российский рынок бизнес-образования замер. Было и много надежд, и не меньше опасений. Мы собрали представителей лучших отечественных бизнес-школ за "круглым столом", чтобы подвести первые итоги.
Участники "круглого стола"
АННА ВОРОНИНА, проректор по корпоративным программам Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС"
ВЛАДИМИР ГОДИН, проректор, декан Высшей школы бизнеса ГУУ, председатель совета и первый вице-президент РАБО
СВЕТЛАНА ЖИЛЬЦОВА, первый проректор, директор школы МВА Института экономики и финансов "Синергия"
СЕРГЕЙ КАЛЕНДЖЯН, декан Высшей школы корпоративного управления АНХ при правительстве РФ
ВЕРОНИКА КОЦОЕВА, директор программ MBA, заместитель декана факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ
НИКОЛАЙ ПОПКОВ, директор департамента программ Executive Education Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС"
ЭСФИРЬ ТАНЦМАН, директор по маркетингу Высшей школы бизнеса ГУУ
АЛЕКСАНДР ЧЕЛЕНКОВ, заместитель директора Института маркетинга, руководитель Высшей школы маркетинга ГУУ
СЕРГЕЙ ЩЕННИКОВ, ректор Международного института менеджмента ЛИНК
АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВ, директор департамента аналитической информации РБК, выпускник MBA-2009 Института экономики и финансов "Синергия"
Рассуждения о сегодняшнем состоянии экономики напоминают гадание на кофейной гуще: каждому видится что-то свое. Одни говорят о начале подъема и возрождении экономики, другие - о затянувшемся кризисе. Какова же ситуация на рынке бизнес-образования?
ВШКУ: Если проанализировать ситуацию в Европе и Америке, легко можно убедиться, что за время кризиса рост рынка бизнес-образования составил 20 - 40%, в зависимости от региона. Не удивительно, что отечественные бизнес-школы также рассчитывали на рост. Можно было предположить, что на волне нестабильности люди будут вкладывать деньги в образование. Однако этого не произошло. На сегодня мы вынуждены констатировать серьезное падение российского рынка бизнес-образования.
ИБДА: Основной контингент программ МВА - это успешный мидл-менеджмент, руководители подразделений и т.д., то есть молодые, амбициозные, успешные люди. Однако к январю-февралю прошлого года ситуация резко изменилась, появилось чувство неопределенности: даже в относительно стабильных компаниях сотрудники не могли с уверенностью сказать, что же будет дальше. И принимать на себя дополнительные финансовые обязательства, идя учиться в таких условиях, было довольно рискованно.
ЛИНК: В начальной стадии кризиса интерес к переподготовке резко возрос. Люди осознали необходимость повышения квалификации и борьбы за рабочее место. Мы ощутили это по количеству звонков, по числу людей, приходивших на наши дни открытых дверей. Но при этом говорить о том, что увеличилось и количество обучающихся, было бы неверно.
СИНЕРГИЯ: Сегодня любая бизнес-школа может подтвердить падение спроса на программы уровня МВА как минимум на 30 - 40%. Ситуацию вокруг МВА можно определить как отложенный спрос, связанный с экономическими причинами.
Сохраняется спрос на международные программы престижных учебных заведений, предпочтение стало отдаваться магистерским программам вместо МВА, что прежде всего связано с их стоимостью. Тем не менее в ближайшей перспективе ожидается повышение интереса и спроса на программы бизнес-образования.
МИРБИС: Снижение уровня доходов, которое коснулось и менеджеров, составлявших основную аудиторию программ МВА, привело к уменьшению числа абитуриентов, по нашим оценкам, примерно на 25% по отношению к 2008 году.
Прежде всего уменьшился набор на программы с отраслевой и функциональной специализацией (маркетинг, финансовый менеджмент и т.д.). При этом относительно стабильным остался спрос на программы общего направления: стратегический менеджмент и предпринимательство, Executive МВА.
В то же время растет спрос на программы "двойного диплома" и с участием зарубежных вузов-партнеров. Например, в нашем институте увеличился набор на программы "двойного диплома" с London Metropolitan University.
БИЗНЕС-ШКОЛЫ ПРЕДЛАГАЮТ
Изменение экономической ситуации и новые задачи, встающие перед компаниями, требуют от менеджеров совершенно иных знаний и навыков. Что же сегодня предлагают бизнес-школы?
СИНЕРГИЯ: Падение спроса на программы уровня МВА, вызванное экономическими причинами, заставляет школы менять форматы обучения, делать их более гибкими и клиентоориентированными (модульное обучение, группы выходного дня, программы-"конструкторы").
ВШКУ: Для поддержки интереса и роста качества программ мы адаптируем для них учебные материалы и модели нового поколения. Они разработаны в сотрудничестве с нашими немецкими и французскими партнерами.
ГУУ: Бизнес-школы изменили свой портфель предложений в сторону коротких программ. С их точки зрения эти программы лучше продаются: их способен оплатить индивидуум, они больше ориентированы на его текущие интересы. Вопрос в том, что работодателю реально нужно. В результате бизнес-школы вынуждены формировать среду бизнеса, культуру менеджеров, общие навыки и т.п. в "длинных" программах обучения, таких как МВА, и более-менее внятно реагировать на четко определенные запросы бизнеса в коротких программах (тренинги продаж и т.п.).
ИБДА: Исходя из сложившейся ситуации, мы предложили новые возможности нашим потенциальным клиентам. Во-первых, помимо вечернего и модульного, мы ввели новый формат обучения - weekend: слушатели учатся три дня (пятницу, субботу и воскресенье) раз в месяц. Соответственно люди, которым сложно отпрашиваться с работы или проблематично добираться до нас по вечерним пробкам, получили возможность учиться в удобном для них режиме.
Во-вторых, мы предложили технологию МВА-"конструктор", когда слушатель может купить один учебный модуль и пройти повышение квалификации или профпереподготовку, а потом "достроить" программу до МВА. Сейчас сложно планировать на два года вперед, принять решение на более короткую перспективу проще.
МИРБИС: Сегодня бизнесу нужны лидеры нового поколения, способные в условиях возрастающей глобализации обеспечить корпоративное лидерство, реализацию проактивных стратегий, готовые работать с повышенной производительностью управленческого труда, добивающиеся успеха на основе высоких этических стандартов. Именно поэтому в рамках бизнес-университета мы разработали и приступили к реализации проекта "Национальный лидер", который направлен на создание особой образовательной среды, позволяющей человеку развить профессиональные компетенции и личностные качества, обеспечивающие его способность добиваться личного и корпоративного лидерства.
МЕНЕДЖЕРЫ ВЫБИРАЮТ
Одним из результатов кризиса стало то, что люди научились считать деньги и начали более обдуманно распоряжаться своими средствами. А значит, и выбирать как бизнес-школу, так и конкретную программу стали тщательнее. На что же теперь обращают внимание абитуриенты?
ИБДА: В сфере образования клиент приобретает услугу, в общем-то не очень понимая, каким будет результат. Все школы говорят примерно об одном и том же: у нас прекрасная программа, хорошие преподаватели и т.д. Задача клиента - выбрать школу, которая действительно отвечает его ожиданиям. Когда слушатель может купить отдельный учебный модуль, он получает возможность посмотреть на школу изнутри, что облегчает его выбор.
ГУУ: Большинство наших клиентов начинают все-таки с имиджа школы. Важно и то, сколько лет существует бизнес-школа и конкретно та программа, которую человек выбирает, сколько у нее выпускников, сколько учащихся. Это формальные показатели, но они говорят о многом.
Если судить по сайтам бизнес-школ, все программы выглядят совершенно одинаково, ибо перечень предметов определен гостребованиями, и внешне все программы действительно похожи. Чтобы не ошибиться в выборе, я рекомендую внимательно ознакомиться с содержанием учебного плана каждого из рассматриваемых учебных заведений, с тем, как в нем представлены и описаны дисциплины: расписаны ли цели, задачи, компетенции, которые должны быть на выходе, насколько регулярно план модифицируется и адаптируется к текущей экономической ситуации.
Самый сложный вопрос - как оценить качество программы. В хорошей бизнес-школе есть служба маркетинга, занимающаяся регулярной оценкой качества образовательного процесса и осуществлением внутреннего аудита (как правило, это анкетирование слушателей и изучение их мнения о качестве преподавания, содержании предмета и т.д.), результатами которых должны быть рекомендации для руководителей программ по совершенствованию учебных планов и учебного процесса. Для абитуриента эти рекомендации - хорошая иллюстрация того, что происходит на программе.
КОМПАНИИ ПОКУПАЮТ
Пожалуй, нигде нет такого тесного сотрудничества между бизнес-школами и компаниями, как в программах корпоративного образования. Однако многие компании начали оптимизацию издержек с сокращения именно развивающих программ для сотрудников. Что происходит в этом сегменте сегодня?
ЛИНК: К сожалению, в условиях кризиса многие компании стали экономить именно на том, что и выведет предприятия из кризиса - на персонале, обучении и т.д., что в итоге привело к сокращению рынка корпоративного образования.
На этом фоне произошло выявление тех организаций и менеджеров, которые понимают, что кризис требует усиления вложений в персонал, в том числе и управленческий. Это облегчило поиск "наших" клиентов - руководителей, с которыми можно говорить о месте и роли бизнес-образования в бизнесе, а также через развитие системы управления знаниями компании.
МИРБИС: Если анализировать спрос, то сегодня у нас лидируют финансовые программы, особенно "финансы для нефинансистов". Не потеряли своей актуальности программы профессиональных сертификаций и обучение линейного персонала. Возвращается интерес к программам для первых лиц.
В феврале мы провели выставку-конференцию "Корпоративные университеты-2010", на которой было представлено порядка 120 организаций, из них около 45 - заказчики. Результаты показали, что основное направление обучения, которому передовые компании планируют уделять больше внимания, - программы для "кадровых резервов". Компании увидели, что без соответствующей подготовки менеджеров среднего звена все решения, принимаемые на топ-уровне, обречены на провал, что делает компании уязвимыми и неповоротливыми в конкурентных и кризисных условиях.
Еще одно направление, на которое обратил внимание бизнес, - это повышение производительности и эффективности труда, что привело к актуализации интереса к японской модели менеджмента ("Бережливому производству", Toyota Product System и др.). Отсюда заявки и на такие программы, как "управление исполнением", программы по мотивации и вовлечению сотрудников, коучингу, наставничеству.
В этом году компании также предъявляют более строгие требования к провайдерам и ставят в качестве входящего условия сотрудничества возможность передачи учебно-методических материалов и образовательных технологий, чтобы затем самостоятельно обучать персонал. При этом сами программы должны быть максимально прикладными и давать реальную отдачу бизнесу.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА СЕРГЕЙ КАЛЕНДЖЯН, декан ВШКУ: "Важную роль для привлекательности бизнес-школы играет ее ассоциация выпускников. Наша ассоциация работает уже много лет, и методы ее работы во многом зависят от статуса слушателей. Члены нашей ассоциации берут на себя финансовые расходы на организацию выездных семинаров за рубежом. Большой популярностью пользуются семинары по европейской модели управления, основанной на делегировании полномочий и ответственности. Мы выпускаем альманах, который отличается привлекательной формой и интересным для наших выпускников и слушателей содержанием. Однако у нас есть и бесплатные семинары, которые транслируются онлайн. В них могут участвовать все члены ассоциации, не уезжая и не отходя от собственного компьютера на рабочем месте." МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА НИКОЛАЙ ПОПКОВ, директор департамента программ Executive Education Школы бизнеса "МИРБИС": "Более чем 20-летний опыт развития МИРБИС привел нас к пониманию того, что наряду с существующими моделями учебных заведений нужны новый тип, новая модель учебного заведения. МИРБИС впервые в российской практике бизнес-образования создает модель образования, трансформируя бизнес-школу в бизнес-университет. Новая парадигма образования должна основываться на интеграции науки, образования и бизнеса. Обучение в бизнес-университете будет вестись по собственным образовательным стандартам, в разработке которых примут участие российские и зарубежные специалисты. При этом программы должны обеспечивать глубокие теоретические знания в области экономики и менеджмента. На сегодняшний день МИРБИС обладает уникальным опытом сотрудничества с бизнесом, активность которого в формате бизнес-университета будет значительно усилена. Это и есть будущее современного, инновационного образования." МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА СЕРГЕЙ ЩЕННИКОВ, ректор МИМ ЛИНК: "Я бы сказал, что с наступлением кризиса у нас не было необходимости кардинально переделывать программы обучения. Они изначально, еще до кризиса, были построены таким образом, чтобы позволять людям эффективно работать в условиях глобальной неопределенности и сильной конкуренции. Поэтому особой потребности в изменении программ мы не испытываем. Наоборот, утвердились в правильности выбранной когда-то позиции. Сейчас мы готовимся к переходу на программы нового поколения, которые будут в еще большей степени отвечать потребностям менеджера в изменившихся условиях." |
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА ВЛАДИМИР ГОДИН, проректор, декан Высшей школы бизнеса ГУУ, председатель совета и первый вице-президент РАБО: "Сегодня на рынке бизнес-образования можно отметить ряд тенденций: формируется кризис содержимого обучения. МВА - это не программа переноса достижений науки управления и экономической мысли в область практической деятельности. Соотношение "жесткой" (наука) и "мягкой" (искусство) компонент программы обучения меняется. Нет научных объяснений современных экономических явлений, способных предложить рецепты поведения и управления.Учебный процесс усиливается различными практическими составляющими: стажировками, "круглыми столами", мастер-классами, инвестиционными клубами и даже венчурным финансированием наиболее удачных проектов слушателей. Происходит изменение портфеля образовательных программ школ в сторону коротких программ обучения." МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА СВЕТЛАНА ЖИЛЬЦОВА, первый проректор, директор школы МВА Института экономики и финансов "Синергия" : "За 20 лет российское бизнес-образование достигло существенных результатов: созданы Российская ассоциация бизнес-образования и экспертный совет Минобразования по МВА, утверждены гостребования к программам МВА, российские программы МВА стали узнаваемы и признаваемы за рубежом, прежде всего благодаря аккредитации в международных ассоциациях (АМВА, СЕЕМАН, ASSSB). Однако на рынке действует большое количество программ МВА, профпереподготовки, повышения квалификации, Executive МВА, executive education, магистерские программы, программы второго высшего образования, что создает впечатление "рыхлости" и несформированности образовательного рынка. Такая ситуация затрудняет выбор для будущих студентов, ищущих для себя оптимальный формат обучения, и создает дополнительные проблемы для самих бизнес-школ: на какие целевые сегменты рассчитаны такие программы, в чем их принципиальные отличия и т.д." МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА ВЕРОНИКА КОЦОЕВА,директор программ MBA, заместитель декана факультета стратегического управления ИБДА: "Первый кризисный набор (это осень 2008 года) был относительно спокойный. Отчасти это объясняется тем, что решение о поступлении в бизнес-школу люди принимают не в сентябре, а примерно в мае-июне. Таким образом, решение было принято до того, как экономическая ситуация в стране ухудшилась и все вокруг стали активно говорить о кризисе. Поэтому основной удар пришелся на весенний набор 2009 года, которому предшествовал не слишком оптимистичный по результатам конец 2008-го и весьма смутное по перспективам начало 2009-го. Компании, которые раньше более спокойно инвестировали в персонал, активно начали "резать" издержки и прежде всего затраты на обучение сотрудников, отсюда соответственно сокращение числа слушателей, чье обучение оплачивают фирмы." |
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА АННА ВОРОНИНА, проректор по корпоративным программам Школы бизнеса "МИРБИС": "В 2009 году произошло "замораживание" рынка корпоративного обучения. В ряде компаний были полностью ликвидированы корпоративные университеты и учебные центры. Несмотря на кризис, МИРБИС продолжил реализацию текущих контрактов. Однако число новых заявок все же снизилось. К концу года и в начале этого ситуация улучшилась: бюджеты на 2010-й на корпоративное обучение в крупных компаниях уже утверждены, хотя и составляют порядка 50 - 60% от прежних лет." МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВ, директор департамента аналитической информа-ции РБК: "Конечно, кризис очень серьезно ударил по настроениям тех, кто хотел учиться. Сказалась и потеря чувства уверенности в будущем. По роду своей деятельности я общаюсь со многими людьми, и часто наблюдал, что кризис был не столько в кошельках, сколько в головах, особенно на уровне менеджмента - денег было много, но не было понимания, как жить и что делать. Люди должны вернуть уверенность в будущем, получить перспективу, тогда и спрос на образование вернется." |