Вещь в себе

Работа с личными советниками все больше входит в моду у российских собственников. К общению с коучами их подталкивает стремление преодолеть противоречие между тем, что у них есть, и тем, что они хотят на самом деле. Препятствия на пути к желаемому видятся разные – ленивые топ-менеджеры, дефицит времени. Но главную угрозу своему будущему обычно представляют сами владельцы компаний.

 

(Окончание. Начало см. в предыдущем номере «Ко»)

 

«Помогите разобраться с топ-менеджерами» – таково наиболее распространенное требование собственников компании, адресованное коучам. «Формулировка хорошо звучит, в нее можно спрятать какую угодно проблему, – говорит Марина Мелия, гендиректор консалтинговой компании «ММ-Класс». – Например, один мой клиент объяснил свою проблему так: «Команда какая-то полусонная, они ничего не делают, только рабочие часы отсиживают». После нескольких консультаций мы выяснили, что собственник сам не знает, что именно он хочет получить «на выходе». Он продал бизнес и создал новую компанию, но со стратегией ее развития не определился. Поэтому и работа фирмы стопорится. Сотрудники находятся в состоянии растерянности, продуктивно работать не могут. А собственник, вместо того чтобы понять, что ему нужно, выплескивает эмоции на наемных менеджеров».

 

Опасный вирус

Компания является проекцией личности собственника в значительно большей мере, чем других членов коллектива. Поэтому самый большой риск для организации представляет первое лицо компании. «У него больше, чем у других, возможностей развалить созданное», – говорит Михаил Иванов, партнер группы «СЭТ».

Вместе со стандартами управления, структурой отечественных компаний и всего российского рынка изменились и интересы собственников. «Бизнес создается, чтобы удовлетворить потребности собственника в более высоком уровне жизни, – говорит Владимир Столин, президент «ЭКОПСИ Консалтинг». – Затем бизнес перестает быть инструментом удовлетворения потребностей и становится средством самореализации. Теперь уже неясно, кто для кого: бизнес для владельца или владелец для бизнеса. Возникают и другие принципиальные изменения. Вырастив из небольшой компании холдинг с миллиардным оборотом, где работают наемные менеджеры, получившие образование в западных школах бизнеса и опыт работы на развитых рынках, собственник сталкивается с необходимостью строить другую модель управления. Бизнес начинает предъявлять собственнику требования, выполнять которые ему не всегда приятно».

Желаемая трансформация организации подразумевает изменения самого лидера. В противном случае владелец будет «заражать» программу изменений компании «вирусами» своих стереотипов поведения, которые уже неадекватны новым реалиям. Например, технология отхода от оперативного управления (популярный сегодня запрос) связана с проектированием дальнейшего развития организации и с новым позиционированием собственника. В ходе работы с коучем владелец выходит на два уровня требований: требования к организации (в связи с видением ее будущего) и требования к самому себе (например, не заниматься делами организации более пяти часов в день).

Коуч помогает клиенту проектировать компанию, которая позволит ему комфортно себя чувствовать и реализовывать личные цели. Тут главное знать, в каком направлении собственник желает развивать свой бизнес?

 

Акула, думающая о России

По признанию консультантов прояснение личных целей клиента – один из самых сложных этапов работы. «Личные цели у собственников, которые, как правило, не сформулированы, очень широкие и абстрактные, – отмечает Михаил Иванов. – Мы часто сталкиваемся с желанием клиента удвоить продажи. Два – какое-то магическое число для российской экономики: почему удвоить, а не утроить? На вопрос, заданный владельцу о том, зачем лично ему это надо, я ни разу не получил ответа».

Для прояснения целей с клиентом проводится многочасовое интервью. Коуч расспрашивает клиента о конкретных фактах из жизни: с кем дружил, как учился, что любил, о чем мечтал в детстве. И плавно переходит к сегодняшнему дню: каковы отношения с партнерами и наемными менеджерами, чего не удалось осуществить, на что уходит больше всего времени. Помимо личной истории клиента коуч анализирует принятые собственником управленческие решения и при необходимости проводит диагностику его организации. «Обычно я прошу руководителей дать метафору компании: на что она похожа сейчас и какой бы им хотелось видеть ее в будущем, – говорит Михаил Иванов. – Один из последних ответов: «Мы сейчас похожи на стаю пираний, а в будущем хотелось бы стать акулой. Но акулой, думающей о России». Мотив влияния «на будущее России» характерен для современных управленцев. «Бизнесмены, как гриппом, заражаются желанием что-то сделать для своей страны, для общества», – комментирует Иванов.

Коуч приобретает необходимые сведения о человеке, позволяющие понять, как он относится к себе, каковы его ценности и убеждения (в том числе и ограничивающие), что помогло ему добиться успеха. На следующей встрече консультант «возвращает» клиенту полученную информацию в виде развернутого описания.

Один из недавних клиентов Марины Мелия описал свою проблему так: «У меня три бизнеса, английский диплом MBA. Просто разрываюсь, а все хочется успеть. Как мне распределить время и выстроить цели на пять лет вперед?» В ходе консультирования выяснилось, что он разрывался между тремя бизнесами, но ни в одном из них не был самостоятельным. А по натуре он лидер, человек абсолютно самодостаточный. Проблема не в распределении времени между тремя бизнесами, а в четкой концентрации на управлении одним, но на сто процентов. После осознания своих истинных мотивов он выкупил доли другого собственника в главном для себя бизнесе и продал ненужные ему активы. Вопросы по распределению времени решились сами собой, поскольку теперь он единственный собственник и руководитель своей компании. «Сейчас он работает по 14 часов в день и говорит, что так полноценно еще не жил», – резюмирует Мелия.

 

Обаяние скромности

Как выясняется, для российского собственника повышение стоимости бизнеса – далеко не главное в жизни. Что бы он при этом ни говорил и даже как бы он сам ни думал. Один из клиентов Марины Мелия, владелец холдинга, был недоволен финансовыми показателями организации. На первых встречах с коучем он заявлял о желании разобраться в причинах, разработать стратегию управления холдингом, навести порядок в кадрах, чтобы более эффективно руководить бизнесом. «ММ-Класс» провел оценку генеральных директоров 16 предприятий холдинга и дал клиенту их «портреты». В частности, заказчик увидел, что некоторые топ-менеджеры нечисты на руку, а другие умышленно скрывают проблемы, существующие на предприятиях. По мере обсуждения деталей ситуации и того, какие ресурсы потребуются для проведения реорганизации холдинга, клиент начал задаваться вопросами: «А нужно ли ему это? Хочет ли он вникать в дела каждого из 16 предприятий? Что ему лично в этой ситуации важно?» В результате клиент сказал: «Да, дела в холдинге далеки от идеала. Но у меня нет ни сил, ни желания заниматься этим. Лучше я оставлю свою «кособокую», но действующую систему, как есть. Несколько миллионов прибыли ежегодно я буду получать, даже ничего не делая». «Он осознал, что для него бизнес – просто источник финансов (на это ушло полгода работы со мной), – рассказывает Мелия. – Сделав всего несколько перестановок, владелец холдинга отдал его на откуп генеральным директорам предприятий. Получая фактически ренту, он занялся более интересными для себя делами. Лето проводит на Лазурном берегу, а зиму – в Париже и Швейцарии. Увлекся разведением йоркширских терьеров, занял руководящий пост в кинологической ассоциации. И счастлив».

По словам коучей, личные запросы отечественных владельцев компаний скромны, по сравнению с тем, что дает им бизнес с точки зрения финансовых возможностей и, как правило, лежат в неэкономической сфере: «стать счастливым», «самореализоваться» или «жажда власти». Задача коуча – сделать цель клиента измеряемой. Ведь только так она может быть переведена в систему экономических показателей. «Например, желание величия при уточнении выливается в цель защитить докторскую или поступить в лучшую школу бизнеса, что можно исполнить, обладая необходимым количеством свободного времени и деньгами», – поясняет Иванов.

Тщеславие собственников часто реализуется через создание профессиональных ассоциаций, посредством которых они пытаются влиять на бизнес-сообщество. «У собственников свое «соцсоревнование», свой референтный круг, где быть последним из двадцати не менее безрадостно, чем вам быть последним журналистом в редакции, – говорит Владимир Столин. – Поэтому и на вершине бизнеса потребность развиваться не менее сильна». 

Не случайно так часто собственник просит скорректировать его имидж, отработать навыки публичного выступления. В отличие от политиков таких бизнесменов интересует не общественное мнение, а имидж в бизнес-сообществе.

Клиент Марины Мелия, молодой миллионер, не любил публичных выступлений. Он не проводил пресс-конференций, не давал интервью, избегал делового общения с людьми старше себя по возрасту. Для выполнения представительских функций привлекал топ-менеджеров, предпочитая работать в тиши кабинета. «На протяжении двух лет мы занимались выработкой индивидуального стиля взаимодействия клиента с внешним миром, – вспоминает Марина. – Опорой служили его сильные качества: высокий интеллект и творческий потенциал, быстрота принятия решений, прямота суждений. В ходе работы стало понятно, что нужно решать также задачу правильной передачи идей и планов собственника топ-менеджерам. Мы провели семинары со всей управленческой командой по выработке стратегии развития компании, в которых владелец принимал участие, как рядовой управленец. Групповые и индивидуальные тренинги дополнялись сопровождением на переговорах в России и за рубежом. Сегодня наш клиент – публичный бизнесмен, собственник успешно развивающегося бизнеса».

Еще одна распространенная проблема российских бизнесменов – экзистенциальный вакуум. «Совсем недавно я работала с человеком, который достиг всего, о чем мечтал, – говорит Марина Мелия. – Теперь он вообще ничего не хочет. Полная потеря интереса к жизни, отсутствие целей. Бизнес катится по инерции, и ему все равно: будет у него меньше на $5 млн или больше. Человек выложился, достигая цели, а новой не поставил. Сейчас мы делаем это вместе».

Выход из вакуума у каждого свой. Один, посмотрев на себя со стороны, видит ситуацию по-новому и с удвоенной энергией берется за то, чем занимался в предыдущие лет пять. Другой продает бизнес и начинает новый. По словам Михаила Иванова, те, кто пришел в бизнес из науки, довольно часто сегодня открывают новые горизонты для самореализации в научной деятельности. Бизнесмены все чаще начинают вкладывать средства в научные исследования через специальные фонды и напрямую инвестируют в научные лаборатории и кафедры. Финансируемые ими исследования при этом, как правило, не имеют никакого отношения к их основному бизнесу. Один банкир – клиент Михаила Иванова, пытается, например, делегировать часть полномочий наемным менеджерам, чтобы высвободить время для научных исследований.