Вещи последней необходимости
Падение спроса и девальвация рубля заставляют модные бренды luxury затягивать пояса, однако Max Mara Group продолжает верить в щедрость российских клиентов. В январе этого года компания открыла свое представительство и планирует запустить 11 новых магазинов. Президент Max Mara и вице-президент холдинга Max Mara Group Луиджи Марамотти рассказал "Ко" о соотношении цены и качества.
Max Mara Group пришла в Россию еще в начале 90-х годов. Луиджи Марамотти утверждает, что у компании есть традиция - осваивать новые страны до того, как это сделают другие. Несмотря на кризис, в январе 2009-го Max Mara открыла свое представительство и шоу-рум в Москве. Более того, фирма собирается запустить в нашей стране 11 новых магазинов, причем в регионах. У экспертов эти планы вызывают большие сомнения. "Я думаю, что это заявление носит скорее декларативный характер, не верю, что это на самом деле реально, - рассуждает начальник отдела исследований "Магазина магазинов" в ассоциации с CB Richard Ellis Евгений Ковров. - Возможно, откроют два - не больше. Есть целевая аудитория потребителей, но с кризисом она ужалась на 40%. То есть если до кризиса требовалось 10 магазинов, то сейчас - условно 3, чтобы не рисковать". Эксперт добавляет, что у Max Mara очень "узкий" потребитель - небольшая группа людей, которым нравится эта марка. По информации СМИ, в мае магазин одежды Max Mara в Барнауле начал распродажу коллекции со скидкой 50 - 70% на все, после чего точка должна была закрыться. Ковров рассказывает, что никто в регионах сейчас не заказывает новые коллекции luxury - все распродают старые. Ожидать притока клиентов от других, более дорогих luxury-брендов в кризис Max Mara, по мнению экспертов, вряд ли следует. Ритейлеры утверждают, что покупатели не побежали в другие ценовые сегменты, просто приобретают теперь не все подряд, а только те вещи, которые им действительно нужны.- Правда ли, что Россия входит в топ-10 приоритетных направлений для Max Mara Group? Какова доля российских продаж в обороте компании?
- Данные по товарообороту в России я дать не могу, поскольку у нас частная компания. Но могу сказать, что российский рынок был и является одним из наиболее быстро развивающихся рынков для нас.
- Увеличивается ли доля продаж в России?
- В прошлом продажи росли на 30% в год. В последние 6 месяцев рост есть, но небольшой. Но для меня это уже успех, потому что на российском рынке не так легко поддерживать показатели. Но сейчас это касается всего рынка, который на некоторое время замер.
- Удача - это какой процент роста?
- 4 - 5%.
- Несмотря на экономические сложности, в этом году компания собирается открыть в России еще более десяти магазинов. С чем связаны такие масштабные планы сейчас, к тому же в регионах?
- В настоящее время у нас работает 80 магазинов в России. И мы собираемся открыть еще 11 - в таких городах, как Омск, Екатеринбург, Краснодар, Уфа, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону. Это будут новые магазины Max Mara, Marina Rinaldi, Marella. Я думаю, что российская экономика в основе своей достаточно здоровая. И многие партнеры, с которыми мы работаем здесь, - большие профессионалы. Их профессия - ритейл. Это не только финансовые инвесторы. Я думаю, что самые большие проблемы здесь, в России, как и в остальном мире, связаны с деятельностью, в основе которой лежат финансовые инвестиции. Дело не в настоящем предпринимательском профессионализме. Что касается настоящего периода, то даже в эти кризисные времена политика Max Mara заключается в том, чтобы предлагать товар по цене, которая соответствовала бы предлагаемому качеству.
- Какие из марок не представлены в России и почему?
- Есть такие марки - Persona, iBlues. Это выбор приоритетов. Целью филиала в Москве будет именно руководство и развитие работы группы в России.
- Финансовые показатели группы за последние годы составляют...
- Товарооборот где-то около 1 млрд 200 000 евро.
- С какими марками нужно сравнивать Max Mara? Вы позиционируете себя как бренд luxury?
- Думаю, что Max Mara - это luxury, но доступное luxury. Не переходя на личности, приведу вам пример. Допустим, у вас есть 1000 евро, и вы хотите купить пальто. Допустим, вы можете приобрести пальто Max Mara. И это будет лучший выбор. Или даже Sportmax. Покупаете ли вы при этом одежду сегмента люкс? Да! Вот у меня есть клиенты (у них не очень много денег) во всем мире, ну даже в Италии. Допустим, им нужно три месяца, чтобы собрать деньги на это пальто. Но для них это важное пальто, они смогут носить его 2 - 3 года. Я думаю, что они покупают роскошную вещь класса люкс - с точки зрения культуры, традиции, работы, вложенной в нее, творческого подхода. Есть другая одежда сегмента люкс, которую вы никогда бы не приобрели за 1000 евро.
- То есть в плане конкуренции можно говорить и о таких марках, как Louis Vuitton и Hermes?
- Это марки сегмента люкс, но у них не очень развита традиция пошива одежды, а скорее, традиция аксессуаров. Это не их основное направление. Что касается наших конкурентов, то в ЦУМе или ГУМе в Москве вы найдете 100 - 120 таких марок.
- Другие марки в рамках группы, кроме Max Mara, тоже позиционируются как luxury?
- Sportmax - да, однозначно. Max & Co. - это более современный продукт, он не сегмента люкс.
- Насколько серьезно влияет кризис на рынок одежды luxury: сокращается ли объем рынка, насколько снижаются продажи?
- Да, в последние месяцы наблюдается снижение продаж. Но это касается не только мира моды. Очень сложно оценить в процентах. У нас здесь есть магазины в Москве, которые показывают результаты лучше, чем в прошлом году. Но я думаю, насколько могу судить, в целом во всем мире произошло сокращение продаж где-то на 10%.
- Одежда Max Mara производится не в Европе: в Китае, Гонконге, например. Это приемлемо для luxury?
- Прежде всего бренд Max Mara делается практически полностью в Италии. Но есть другие марки в рамках группы, которые производятся не в Италии. Но даже одежда тех марок, которые вы до этого называли, тоже может изготовляться в других странах. Я не вижу в этом проблемы. Было бы упрощением думать, что лейбл, этикетка определяет качество. Просто надписи made in Italy на плохом старом кашемире недостаточно. Качество - это то, что вы можете узнать и понять, оно связано с брендом и с историей компании. Это является гарантией для конечного потребителя.
- Вы упомянули, что Max Mara - это доступный люкс с точки зрения цены. Поддерживать доступность на российском рынке весьма проблематично. Потребители давно заметили, что у нас цены в магазинах выше, чем за рубежом. Аналитики говорят, что наценка в отечественных бутиках составляет около 350 - 400% относительно закупочной цены...
- Есть определенная модель дистрибьюции в России, отличающаяся от модели в Европейском союзе. В нее закладываются таможня, транспорт и плюс неустойчивость валюты. Допустим, риск 30-процентного подорожания евро относительно рубля - как этим управлять? Так что вы правы, что модель дистрибьюции в России дороже. Но, например, в Японии, еще более промышленно развитой стране, чем Россия, наценка больше - 420 - 430%. Но тенденцией будет приближение к европейской стоимости. Хотя вы знаете, сколько стоит здесь аренда по сравнению с каким-нибудь городом вроде Римини? Приведу вам пример. Здесь, в ГУМе, один квадратный метр может стоить 7000 евро в год. В Римини - 350 - 500 евро, то есть во много раз дешевле. Поэтому, когда я говорю о затратах в некоторых российских городах, я, в частности, говорю и об этом. Поэтому для того, чтобы судить о ценах, необходимо проследить весь этап ценообразования, из чего он складывается.
- Можно ли прогнозировать, что в связи с кризисом наценки в России будут снижены?
- Сейчас очень много повсюду продаж со скидками. Лучше изначально установливать более низкие фиксированные цены, чем делать высокие цены и потом проводить грандиозные скидочные акции. Это вызывает хаос и беспорядок.
- В этом году в Москве действительно очень рано начались распродажи летних коллекций: в ЦУМе 30-процентная скидка с апреля, Hugo Boss дает скидки в 70%. Это связано с проблемами компаний? Какова в этом отношении политика Max Mara?
- Это не очень хорошо. Мы так не делаем. Да, скорее всего, это связано с проблемами.
- Отразился ли кризис на Max Mara Group? Снижает ли компания объем продаж/производства? Насколько?
- Да, но это не проблема. Даже учитывая то, что мы продаем, может быть, сейчас меньше. У нас частная компания без долгов. Что нас интересует - это качество нашей работы и преемственность в будущем.
- На Западе существует практика - платить за аренду 10% от оборота. Приживется ли она у нас? Или вы не ожидаете снижения арендных ставок?
- Я считаю, что это будет не 10%. Это минимум. Сейчас за аренду платится 20 - 30% от оборота. Но я надеюсь, и тогда мы сможем предложить более конкурентоспособные цены.
- У потребителей есть еще один стереотип: в Россию приезжает сток…
- Нет, это абсолютно неверно.
РЕЗЮМЕ ЛУИДЖИ МАРАМОТТИ ОБРАЗОВАНИЕ: после получения степени бакалавра много работал в США и во Франции, затем вернулся в Италию, где получил диплом по деловому администрированию Университета Пармы ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: в настоящее время президент Max Mara и вице-президент холдинговой компании Max Mara Group. Кроме того, является членом совета директоров банка "Уникредито Итальяно" (одного из пяти крупнейших банков в Европе), а также вице-председателем и членом исполнительного комитета "Кредито Эмилиано" (одного из 15 крупнейших банков Италии). Начал работать в компании Max Mara в 1981 году в должности директора по маркетингу - директора по международному маркетингу, в 1989 году занял пост исполнительного директора. В июне 1995 года стал почетным членом лондонского Королевского колледжа искусств. В марте 1997 года получил звание почетного доктора дизайна в Кингстонском университете в городе Кингстон-на-Темзе, графство Суррей |
Скромность умерла, когда родилась одежда. МАРК ТВЕН |
Сейчас очень много повсюду продаж со скидками. Лучше изначально
устанавливать более низкие фиксированные цены, чем делать высокие цены и потом
проводитьграндиозные скидочные акции |