Ветер перемен
Когда-то в юности, в момент беспрецедентной популярности журнала «Огонек», я узнал, что Анатолий Сафронов, предшественник Виталия Коротича на посту главного редактора, занимал эту должность аж 33 года. Эта цифра запала мне в глубины подсознания, и, уже изнутри познакомившись с журналистской профессией, я периодически вспоминал этот факт и не переставал удивляться. Ведь журнал или газета – не завод или научная лаборатория, а организм гораздо более живой и творческий, чтобы консервироваться в одной точке почти на целую жизнь. И с тех пор, как восемь лет назад я оказался в кресле главного редактора придуманного нами журнала «Компания», меня время от времени посещала мысль о том, что невозможно оставаться в этом статусе вечно.
Так что то, что я наконец покидаю этот пост – логично. И своевременно. Традиционный формат общественно-политического еженедельника переживает кризис. Естественная для постсоветской эпохи многовариантность позиций, мнений и выводов сменяется простой постановкой вопроса: черное или белое, за или против. Вновь, как в конце 1980-х. Только тогда был страшный дефицит информации, а сейчас почти всем и почти все известно.
Что бы ни обсуждать и ни анализировать – пенсионную реформу, регулирование малого и среднего бизнеса, систему назначения глав регионов, тарифную политику естественных монополий, качество теленовостей и т.д., – вывод будет одинаковым. Мы его сделали еще в сентябре прошлого года – «интеллектуально беспомощная власть не может сделать страну безопасной и процветающей». Владимир Владимирович Путин поставил схожий диагноз – «неэффективная коррумпированная бюрократия».
Не случайно едва ли не самыми злободневными нашими материалами в последнее время оказывались колонки на последней странице журнала, в рубрике «После работы», посвященные по преимуществу культурно-стилистическим проблемам. Как когда-то написал Сергей Довлатов – «у меня с советской властью исключительно эстетические разногласия» (прошу простить за возможную неточность – цитирую по памяти).
Восемь лет, которые мы занимались журналом «Компания», – это, конечно, не 33, но все равно прилично. Мы сделали триста шестьдесят с хвостиком номеров – на целый год, если перечитывать по номеру ежедневно. Нынешний формат стал слишком привычен и тесен. Наверняка и вам время от времени хочется чего-нибудь нового и эффектного. Надеюсь, мы, как и все прошедшие восемь лет (или столько, сколько вы нас читаете), совпадаем в настроениях.
До свидания.
Оставайтесь в нашей компании!
Андрей Григорьев,
главный редактор