Top.Mail.Ru
архив

«Видно, в понедельник их мама родила»

Крупнейшая в мире технологическая выставка CeBIT-2002 в Ганновере стала PR-акцией вселенского масштаба. После рекордных 1999-го и 2000-го, когда ежегодный рост технологического рынка составлял порядка 40%, отрасль вступила в полосу невезения. Компании, принимавшие участие в CeBIT-2002, старались убедить потребителей и инвесторов в том, что кризис скоро будет преодолен.

 

Традиционно CeBIT была «выставкой победителей». Технологические компании показывали изумленному миру, что ждет его завтра. Наиболее оптимистичными были прогнозы в конце 1990-х.

Затем все изменилось. Начиная с весны 2000 года, когда рухнул американский фондовый индекс NASDAQ, технологический сектор преследуют неудачи. В 2001 году у менеджеров технологических

компаний еще оставалась надежда на то, что кризис носит ограниченный характер и дело ограничится падением «доткомов» (.com – компании Интернет-экономики. – Прим. «Ко»). Однако с «доткомов» эпидемия перекинулась на производителей программного обеспечения, компьютерной техники, средств связи… Корпоративные и частные пользователи сокращают расходы на информационные технологии (ИТ), в результате объемы продаж телекоммуникационного оборудования серьезно сокращаются.

 

Когда в Нью-Йорке вечер, на Дальнем Востоке утро

Самые серьезные трудности переживает страна, которая породила наибольшее количество иллюзий относительно лучезарного электронного будущего человечества – США. Однако американские компании пытаются сохранять самообладание. «Наша индустрия перешла от избыточного иррационального оптимизма к столь же избыточному пессимизму. Я же считаю, что технологическая отрасль циклична по своей природе. Продолжительность цикла составляет от 12 до 24 месяцев, и я полагаю, что в ближайшие 12 месяцев мы станем свидетелями роста», – заявил в Ганновере вице-президент Intel Стэйси Смит.

В Старом Свете не питали особых иллюзий по поводу Интернет-экономики, поэтому и разочарование европейцев было не столь жестоким. Технологический сектор в Европе развивается более размеренно, чем в США. Впрочем, некоторые проблемы Европа придумала себе сама. Дорогие европейские лицензии на предоставление мобильной связи третьего поколения (3G) подорвали финансовое здоровье операторов, урезав их инвестиционные возможности. Дороговизна лицензий стала одной из причин, тормозящих развитие сетей 3G в Европе. Впрочем, по словам старшего вице-президента Cisco Роберта Ллойда, проблема не столько в дороговизне лицензий, сколько в том, что на европейском рынке еще не созрел спрос на 3G.

Что же касается стран Азии, то здесь технологический сектор развивается по особому сценарию. Японский оператор NTTDoCoMo в самый разгар кризиса на мировом технологическом рынке запустил в эксплуатацию сеть мобильной связи третьего поколения. И китайский рынок растет такими темпами, словно никакого кризиса нет и в помине. Глава американской NationalSemiconductor Брайан Хэлла считает, что именно Китай вскоре станет крупнейшим потребителем электроники.

 

Тевтонская свинья

В начале 1990-х сектор компьютеров и сектор телекоммуникаций существовали каждый сам по себе. По мере развития технологической мысли граница между секторами стала стираться: компьютеры становились все более мобильными, а средства связи все более интеллектуальными. К концу 1990-х уже появились решения, обеспечивающие человеку доступ к информационным сервисам из любой точки планеты.

Главные тенденции мирового ИТ-рынка – стремление к мобильности, миниатюрности, многофункциональности. В последнее время эти тенденции все более отчетливо прослеживаются в бизнесе компьютерных компаний и производителей средств связи. На CeBIT-2002 было показано немало продуктов, свидетельствующих о том, что мобильность, миниатюрность и многофункциональность устройств остаются главными приоритетами разработчиков.

В этом «троеборье» участвуют Siemens, Compaq, Samsung, Toshiba и другие производители.

Одна из новых тенденций, проявившихся на Ганноверской выставке 2002 года – сужение продуктовых линеек. Если прежде все производители выступали широким фронтом, стремясь захватить максимальное количество сегментов, то теперь компании стараются определить для себя главные секторы рынка и сосредоточиться на них. «Мы фокусируем свои усилия на тех направлениях, которые технически выполнимы и экономически целесообразны», – заявил член правления Siemens Фолькер Юнг. Фронтальный маркетинг уступил место новой маркетинговой тактике. Прием, который используют ИТ-компании, известен в военном деле под названием «тевтонская свинья» со времен Ледового побоища. Подобно тому как немецкие крестоносцы атаковали дружины Александра Невского пехотными клиньями, ИТ-компании «атакуют» те сегменты рынка, которые считают перспективными.

Так, Alcatel на CeBIT-2002 заявила, что считает перспективной технологию передачи телевизионного сигнала по сетям. Аудитория цифрового ТВ в Европе в течение ближайших четырех лет увеличится в 15 раз, достигнув отметки в 13 млн пользователей.

JetstreamCommunications считает «убийственно перспективной» передачу данных и голоса на основе технологии DSL.

Lucent также намерена сосредоточиться на самых перспективных направлениях. «Большинство «старт-апов» исчезли, мелкие сервис-провайдеры чувствуют себя не лучшим образом, поэтому мы будем концентрироваться на оказании услуг крупным сервис-провайдерам (операторов связи и интегрированных услуг)», – говорит вице-президент Lucent Technologies по корпоративной стратегии и маркетингу Билл О’Ши.

А Hewlett-Packard уделяет все больше внимания потребительским товарам. Что и было подтверждено на CeBIT-2002, где HP, в частности, показала бытовые сканеры и фотоаппарат Photosmart 812. Видимо, HP не дают покоя лавры Canon, Kodak и других монстров фоторынка.

 

Огород соседа

HP не единственная компания, решившая поработать на «соседском огороде». На СeBIT-2002 о таких же намерениях заявили Intel и Microsoft.

Менеджеры Intel решили освоить новое для себя направление – беспроводную передачу данных с устройства на устройство и представили на CeBIT-2002 технологию Wi-Fi5. В Intel считают, что компания тем самым вносит свой вклад в развитие идеи «офиса без проводов». При этом, по мнению Intel, Wi-Fi5 имеет преимущество перед уже существующими технологиями – такими, как Bluetooth, – поскольку передает данные на более высокой скорости. Однако разработку Intel в Европе подстерегают сложности бюрократического характера: частота, на которой работает Wi-Fi5, в Европе занята. Даже для передачи данных из одного павильона CeBIT в другой Intel пришлось просить специального разрешения у немецких властей, распоряжающихся частотным ресурсом.

Что же касается Microsoft, то эта корпорация одновременно бросила вызов и производителям сотовых трубок, и компаниям, выпускающим карманные компьютеры: Microsoft решила заняться мобильными компьютерами. «Карманный компьютер-2002, телефонная версия» – так называется разработка Microsoft, показанная в Ганновере. Этот прибор мог бы послужить ярким примером конвергенции компьютерных и телекоммуникационных технологий. Директор европейского подразделения мобильных компьютеров Microsoft Рэй Райт не стеснялся в выражениях, заявив, что «99% продаваемых ныне мобильных телефонов – тупые». По мысли менеджера Microsoft, устройство, разработанное его компанией, куда более интеллектуально и потому имеет большое будущее. При этом г-н Райт подчеркнул, что для реализации всего потенциала карманного компьютера возможностей нынешних сетей мобильной связи недостаточно.

 

Добавьте вашу стоимость

Несмотря на спад, ИТ-компании не отказываются от своих стратегических рынков, чтобы быть во всеоружии, когда мировая экономика пойдет «на поправку». Билл О’Ши из Lucent Technologies утверждает, что создание волоконно-оптических сетей и оборудования для IP-телефонии остается для его компании приоритетом.

В то же время наметилась еще одна тенденция: по мере того как операторы делают акцент на услугах связи «с добавленной стоимостью» (valueaddedservices), производители создают оборудование для этих услуг. По словам инженеров Lucent, наибольшей популярностью пользуются такие услуги, как создание корпоративных виртуальных систем, широкополосный доступ, конвергенция различных сетей. Кстати, развитие технологий широколополосного доступа уже привело к тому, что европейские сервис-провайдеры тоже начали «путать свои и чужие огороды». Телефонные операторы вторгаются на бизнес-территорию кабельных телекомпаний, предлагая своим абонентам наряду с телефонией и доступом в Интернет еще и кабельное телевидение. Телестудии «отвечают им взаимностью», подписывая своих абонентов на услуги телефонии и доступ в Интернет.

 

Японский десант

Год назад ведущие производители мобильных телефонов представили в Ганновере лишь считанное количество новых моделей. По большей же части на их стендах преобладали старые телефоны, прошедшие «рестайлинг». На сей раз производители продемонстрировали множество принципиально новых моделей. Нынешние мобильные трубки не просто стали разнообразнее по набору функций и дизайну. Производители телефонов считают, что «мобила» перестала быть просто средством связи, и теперь трубка может быть либо забавной вещичкой (аксессуаром вроде нарядного кошелька), либо навороченным устройством, подчеркивающим высокий статус владельца, либо «походным универсальным инструментом» бизнесмена.

В числе наиболее заметных новинок следует упомянуть телефон Nokia со встроенной камерой. Он использует технологию MMS, позволяющую передавать фотоизображение. Nokia и Siemens назависимо друг от друга представили модели телефонов с поддержкой языка Java. Эти трубки позволяют абонентам записывать в телефон различные приложения и игры, а операторам – зарабатывать на трафике, возросшем за счет азартных сетевых игроков. Motorola представила серию стильных телефонов и апеллировала в своей рекламе к «демонстративному поведению» потребителя.

Sony Ericsson активно продвигала свою новую марку и тоже предлагала телефоны с мультимедийными функциями. В этом деле компании помогают дочерние отделения Sony, занимающиеся звукозаписью и производством видеопродукции. Например, одна из игр в телефонах SonyEricsson основана на сюжете фильма «Люди в черном». Издательские права на эту кинокартину принадлежат SonyPictures.

Что касается терминалов 3G, то на этом рынке японцы намного обогнали европейцев. «Железо третьего поколения» уже практически готово. Свои разработки в этой области имеют Lucent, Nortel, Siemens и др., но сами «трубки» 3G сейчас производят только японцы – в частности, компания NEC. Пока европейцы собираются с силами и подсчитывают убытки от покупки лицензий 3G, японские компании начинают наступление и на операторском фронте. Крупнейший японский оператор сотовой связи – компания NTT DoCoMo совместно со своими партнерами KPN и Hutchison Whampoa уже начала продвигать в Европе свою услугу мобильного Интернета i-mode. Трубки для i-mode начнет поставлять японская NEC, которая планирует за год продать в Европе до 1 млн аппаратов. В апреле к NEC присоединится Mitsubishi (выпускает мобильные телефоны под торговой маркой Trium), а в июне – Toshiba. Европейские и американские производители, ранее не проявлявшие никакого интереса к i-mode, спохватились и обещают представить свои модели к концу года. Об этом заявили Nokia, Motorola, Sagem и многие другие.

В Германии услуги i-mode запустила дочерняя компания KPN – E-Plus. Менеджер по маркетингу E-Plus Ральф Хаук рассчитывает за 12 месяцев эксплуатации сети привлечь 700 тыс. – 800 тыс. подписчиков.

 

Здесь Русью пахнет

Российские компании, несмотря на свою многочисленность (94 участника), были представлены на выставке скромно. Два самых больших «русских» стенда занимали «Связьинвест» и МТС, остальные арендовали стенды в складчину. Директор департамента «Связьинвеста» Олег Михайлов объяснил, что компанию привел на CeBIT интерес заграничных инвесторов и производителей к реорганизации холдинга. На участии МТС в выставке настоял акционер МТС – Deutsche Telekom. На стендах МТС и «Связьинвеста» раздавались русские песни: посетителей развлекали певцы и балалаечники.

На стенде «Лаборатории Касперского» балалаечников не было. Правда, был фокусник, пропагандировавший идеи информационной безопасности. «Лаборатория» участвует в CeBIT в седьмой раз. Смысл участия «Лаборатории» в Ганновере состоял в желании российской компании расширить свое присутствие на международном рынке. Как сообщил «Ко» руководитель информационной службы «Лаборатории Касперского» Денис Зенкин, емкость мирового рынка антивирусных программ оценивается в $800 млн в год. Однако «Лаборатория Касперского» ныне позиционирует себя не в качестве разработчика антивирусных программ, а гораздо шире – в качестве создателя систем информационной безопасности. Мировой рынок этих систем оценивается в $2млрд. «Лаборатории» приходится сражаться на этом «поле битвы» с разработчиками из Норвегии, Израиля и Китая. «Лаборатория Касперского» создала за рубежом развитую сеть дистрибуторов и дилеров (всего в этой сети 7 уровней партнерства). CeBIT-2002, как пояснил Денис Зенкин, лишь один из инструментов международного маркетинга «Лаборатории». В Ганновере «Лаборатория» не ограничивалась демонстрацией материалов на своем стенде. Денис Зенкин говорит, что еще более эффективным приемом (по сравнению с демонстрацией на стенде)

являются визиты на стенды потенциальных партнеров. «Лаборатории» можно верить: мало кто из российских компаний имеет столь же богатый опыт международного маркетинга.

 

Пять причин для пессимизма ИТ-компаний

Экономический спад в США

Падение интереса инвесторов к Интернет-бизнесу

Падение спроса на рынке мобильной телефонии в США и Европе

Сокращение корпоративных ИТ-бюджетов в США и Европе

Неготовность европейского рынка к 3G

 

Пять причин для оптимизма ИТ-компаний

Рост ИТ-рынка в странах Восточной Азии и Восточной Европы

Прорыв к технологиям 3G в Японии

«Точечный» рост ИТ-рынка в странах Запада

Неизбежность обращения заказчиков к технологиям CRM

Ожидаемое завершение «цикла неудач» на мировом ИТ-рынке

 

Товар лицом

 

Компания

Продукт

В чем «фишка»

Microsoft

Карманный компьютер – 2002, Телефонная версия

Производитель программ вторгается на территорию, принадлежащую телекоммуникационным и компьютерным компаниям

Intel

Технология передачи данных Wi-Fi5

Intel осваивает новый сегмент рынка - передачу данных внутри офиса

Hewlett-Packard

Фотоаппарат Photosmart 812

Компьютерная компания последовательно осваивает сектор потребительских товаров

Nokia

Серия продвинутых телефонов с функциями MMS, видеокамерой, с поддержкой языка Java, позволяющего записывать игры и т.д.

Европа готовится к 3G, производители разрабатывают устройства для многофункциональной мобильной связи и приучают потребителя к новым сервисам

Sony Ericsson

Продвинутые мобильные телефоны с цветным экраном и мультимедийными функциями

Компания опирается на возможности альянса: в телефонах Sony Ericsson используются возможности компании Sony Entertainment: мелодии, видеоизображения, фотографии, персонажи из фильмов, правами на которые владеет Sony

Samsung

Серия мобильных телефонов разных категорий, в том числе с мультимедийными функциями

На сужающемся мировом рынке мобильных телефонов Samsung увеличила свою долю c 5% до 7,1% и намерена наращивать ее и впредь

Lucent

Конвергентные решения, позволяющие развивать корпоративные сети, не разрушая существующих систем   в условиях сокращения

корпоративных ИТ-бюджетов производители средств связи стараются  предлагать экономные решения

Cisco

Интернет-решения для корпораций, позволяющие повысить эффективность бизнеса

Cisco последовательно «окучивает» Европу. В США Интернет используют 61% компаний, в Европе - только 46%. Cisco этот факт не дает покоя

Alcatel

Передача ТВ-сигнала по широкополосным сетям

Alcatel хочет вписаться  в растущий европейский рынок цифрового ТВ

STRIMM - консорциум 11 израильских компаний

Проект STRIMM - система взаимодействия между каналами мобильной и фиксированной связи, работающими в разных стандартах

В мире развелось так много стандартов связи, что возникла необходимость в «переводчиках» с одного стандарта на другой

Baan

Решениядля Customer Relationship Managament. Технологии CRM позволяют «настроить» бизнес на индивидуальных пользователей

CRM-продукты были «хитом» CeBIT-2001. ИТ-компании убеждены, что CRM-решениям гарантирован продолжительный спрос. Без CRM-технологий современный бизнес невозможен в принципе

 

Примечание. Перечислить продукты всех 7962 компаний, принявших участие в CeBIT-2002, невозможно. Мы приводим здесь только те решения, которые отражают наиболее интересные, на наш взгляд, тенденции ИТ-рынка

 

Еще по теме