Вихри враждебные
Пути Господни неисповедимы, но остановить Джорджа Буша в его оголтелой решимости продолжать «бесконечную войну» будет непросто. При полном попустительстве со стороны всех остальных стран вашингтонская администрация коренным образом в буквальном смысле слова обрушивает всю систему стратегического равновесия, оставшуюся от двухполюсного мира.
Несколько недель назад президент США объявил на весь мир о существовании «Оси Зла» и о том, что следующими целями военной операции станут Ирак, Иран и КНДР. Многим тогда показалось, что Джордж Буш пошутил. Кое-кто стал говорить о том, что заявление американского президента можно рассматривать как способ давления и что вовсе не обязательно начнутся настоящие боевые действия. Но вскоре Джордж Буш и вице-президент Дик Чейни развеяли все сомнения: подготовка к войне с Ираком в самом разгаре. Вопрос «начинать или не начинать» снят с повестки дня. Речь идет только о том, когда и как. «Единственным неприемлемым для нас вариантом было бы бездействие», – сказал Буш шесть месяцев спустя после трагедии 11 сентября. Многое однозначно указывает на то, что война все ближе и ближе. Все советники Императора говорят только об этом. Дик Чейни отправился в Лондон к оруженосцу Тони Блэру, которому предстоит довести до сведения европейцев, что Саддам Хуссейн будет свергнут силой.
В своем турне по странам арабо-мусульманского мира Чейни вовсе не ставил перед собой задачу прозондировать их реакцию в случае войны. Его целью было заставить эти страны смириться с перспективой новой войны на Ближнем Востоке. Вашингтон уже получил сигналы протеста от Иордании, Египта и Саудовской Аравии и прекрасно осведомлен о существующей опасности дестабилизации ситуации во всем регионе. Но США это не смущает, они настроены и дальше двигаться в том же направлении, никуда не сворачивая, как в Афганистане. Даже при условии, что в случае новой войны резко возрастает угроза ядерного столкновения между Индией и Пакистаном.
Соединенные Штаты совершенно убеждены в том, что им удастся заставить всех остальных подчиниться своей воле. Кроме того, они полагают, что и общая дестабилизация на Ближнем Востоке отвечает их интересам. Американцы больше не рассматривают ни Каир, ни Эр-Рияд в качестве своих верных союзников, как это было прежде. Если местные правители не оправдают возложенное на них доверие, их можно будет сменить. Новый нефтяной кризис больше не угрожает, поскольку с Путиным, кажется, достигнута соответствующая договоренность об увеличении поставок российской нефти. На Путина, несомненно, оказывается давление и, кажется, он не собирается реагировать.
Таким образом, сколько недель или месяцев отделяют нас от второй войны в Персидском заливе (кто знает, как ее назовут пиарщики из Пентагона), зависит не от дипломатических переговоров, а от того, как скоро будут решены технические вопросы операции: размещение сил и средств, систем электронной разведки, флота, авиации и т.д.
Решимость Вашингтона еще раз продемонстрировать свою военную мощь не знает границ. В то время, как идет подготовка ко «второму этапу ассиметричной войны» в ее самом «зрелищном» варианте (менее зрелищные, но менее важные по своей методологии и военно-техническим результатам партии разворачиваются на других шахматных досках: в Йемене, Судане, Индонезии, Пакистане, Афганистане и на Филиппинах), администрация Буша выдвигает новую ядерную доктрину, скромно озаглавленную Nuclear Posture Review (пересмотр ядерной концепции). Список врагов, по новой доктрине, представляет особый интерес. Кроме трех стран, составляющих «Ось Зла», в списке фигурируют Сирия, Ливия, Россия и Китай.
Значение этого документа беспрецедентно. Он не только резко понижает «ядерный порог», т.е. увеличивает число ситуаций, в которых предполагается использовать ядерное оружие, но и заявляет, что это оружие может быть использовано превентивно против стран, ядерным оружием не обладающих. Достаточным предлогом будет только то, что они располагают (или весьма вероятно, что располагают) оружием массового поражения. Другими словами, стирается грань между обычными и ядерными вооружениями.
Москва и Пекин пока никак не отреагировали на эту новость. Для двух азиатских колоссов тактическое ядерное оружие не представляет большого значения. Путин и Цзян Цземинь с обеспокоенностью рассматривают другой сценарий, по которому в отдаленной перспективе с ними вновь будут обращаться, как с врагами. Конечно, в том случае, если они откажутся повиноваться. Речь идет о милитаризации космоса. Этот сценарий включает в себя проекты Пентагона по сооружению так называемого космического щита. На самом деле не будет никакого щита, а в космос выведут стратегическое наступательное ядерное оружие. Империя больше не видит смысла вести переговоры с кем бы то ни было. Она принимает решения, и, если считает необходимым, ставит о них в известность остальных. Россия и Китай (через десять лет Китай превратится в главного противника) уже поняли, чем дело кончится. Только они в обозримом будущем могут препятствовать планам Соединенных Штатов. Китай уже сегодня является таким препятствием, но пока только в оборонительном плане. Через 10 – 12 лет эта держава будет в состоянии сама нанести удар. Понятно, что такая перспектива никак не устраивает Вашингтон.