Виктимные министры
Активные обсуждения отставки вице-премьера Владислава Суркова в медиапространстве в основном уже "схлынули", однако нерешенным остался вопрос, будет ли она единственной. Например, генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов прямо заявил, что отставка Суркова стала предупреждением всем членам правительства, работой которого недоволен президент.
Дело в том, что слухи о предстоящем уходе знаковых фигур из кабинета министров стали циркулировать еще до отставки Владислава Юрьевича. Например, в середине апреля газета "Аргументы и факты", ссылаясь на осведомленные источники, утверждала, что в ближайшее время правительство покинут Сурков, вице-премьер Аркадий Дворкович и министр по делам открытого правительства Михаил Абызов. Известный политолог Алексей Мухин, комментируя данную информацию, утверждал, что "отставка этих фигур маловероятна", а отставки возможны "скорее в силовом блоке". Теперь ясно, что в отношении Суркова политолог ошибся. Ошибся ли он в отношении остальных?
Кстати, слухи об отставке Аркадия Дворковича просачивались в СМИ еще в феврале, и вице-премьеру приходилось их специально опровергать.
Алексей Мухин говорил, что "под началом Дворковича и Суркова серьезные сферы (вроде ТЭК), и люди, которые отвечали за них прежде, нервничают". Действительно, в сфере управления ТЭКом Аркадий Дворкович являлся главным соперником всесильного "топливного кардинала" Игоря Сечина. Об их разногласиях, связанных прежде всего с ролью государства и госкомпаний в топливно-энергетической сфере, сообщается постоянно, и, кажется, самым острым был вопрос об участии госкомпании "Роснефтегаз" в приватизации электроэнергетических активов. Таким образом, уход Дворковича может означать исчезновение еще одного препятствия для разрастания империи "Роснефти", в том числе и в непрофильные для нее области, такие как электроэнергетика и газ. Кстати, именно в этой ключе можно интерпретировать и провозглашенный Дмитрием Медведевым курс на перевод половины автотранспорта на газовое топливо. Поставлять его будет, может быть, "Газпром", может быть, независимые поставщики, но не "Роснефть".
Что касается министра по делам открытого правительства Михаила Абызова, то его отставка была бы закономерна даже не оттого, что он кому-то мешает, а просто потому, что сегодня у него фактически нет никаких обязанностей. Открытое правительство так и не стало реальностью, оно сегодня, скорее, выглядит как реликт медведевского президентства.
Политологи, рассуждающие о расстановке сил в верхах, уже давно придумали якобы имеющее место быть противостояние "путинской" и "медведевской" партий. Хотя в самостоятельность Дмитрия Анатольевича не верится, а Василий Якеменко говорит, что Медведева на политической карте не существует, однако многочисленные прокремлевские авторы и блогеры активно борются с "медведевскими", приписывая им, например, поддержку и финансирование "болотной оппозиции", в частности через фонд "Сколково". Любопытно, что в число "медведевских", по сути, записывают по антропологическим параметрам: в неполной лояльности к президенту может быть заподозрен любой чиновник с интеллигентным лицом и взглядами если даже не либеральными, то хотя бы не совсем замшелыми. Уход из правительства последних системных либералов - Игоря Шувалова, Дворковича и Абызова - вполне вписывается в нынешнюю смену курса на абсолютную нетерпимость к либерализму, символом чего и стал "двухэтапный" уход Суркова: сначала из президентской администрации, от политических вопросов, а затем из правительства.
Еще одна явно уязвимая фигура в нынешнем кабинете - министр науки и образования Дмитрий Ливанов. Напугав академическое сообщество угрозой сокращения неэффективных вузов, он стал главным "пугалом" во всех публикациях, посвященных судьбам образования и науки. "Топить" Ливанова, как когда-то Алексея Кудрина, стало хорошим тоном. А поскольку ругать его пока не считается политической ересью, то даже думские партии, не зная, чем бы заняться, нашли себе дело - нападать на главу Минобразования. Ходатайства о снятии Ливанова думцы выдвигали и во время визита Дмитрия Медведева в парламент, и во время недавней встречи представителей руководителей партий с Владимиром Путиным.
Единственное обстоятельство, которое могло бы, даже в рамках конспирологических концепций, спасти Дворковича и прочих "уязвимых" членов кабинета от досрочной отставки, - это планы по замене правительства в целом. Зачем выгонять одного вице-премьера, если через полгода придется менять весь кабинет?
В политических дебатах уже выкристаллизовался сценарий замены Медведева на Кудрина, и доброжелательная пикировка Путина с Кудриным во время "прямой линии" придала второе дыхание этой версии. Казалось бы, с политической точки зрения совершенно нелогично было бы менять предельно лояльного, не пользующегося уважением и не имеющего навыков жесткого управления Дмитрия Медведева на куда более храброго и самостоятельного Кудрина. Но у нас на дворе рецессия, если не вторая волна кризиса, того гляди, понадобятся чрезвычайные меры по спасению экономики, и тут фигура экс-главы Минфина может оказаться идеальной для принятия непопулярных мер в стиле "затянуть пояса". Он умеет это делать, на него легко валить ответственность за урезание финансирования (а чего ждать от монетариста?), а главное - Кудрин имеет большой опыт противостояния самым могущественным лоббистам.
Алексей Мухин, директор Центра политической ИНФОРМАЦИИ:
"Отставка Суркова открывает "сезон охоты на министров". Кабинет министров будет переформатирован, но не полностью. Президент добивается от глав ведомств повышения отвественности, в том числе и личной".
Владимир Прибыловский, президент информационно-исследовательского центра "Панорама":
"Отставка Суркова - это промежуточная победа антимедведевской группы, которая выживает его друзей и союзников. Следующей их целью, а скорее всего, и предыдущей, был Аркадий Дворкович, но на него у них пока сил не хватило".
Дмитрий Рущин, директор Центра Российской политической культуры:
"В данный момент отставки возможны, но конкретных личостей предпочитаю не называть, тут пока могут быть только гипотетические предположения".
Автандил Цуладзе, политолог:
"Самые слабые позиции сейчас у того, у кого они самые сильные. Чтобы максимально ослабить позиции Медведева, нужно выбить из его окружения сильные фигуры. Одной из таких можно считать Дворковича. Но в самое ближайшее время громких отставок, скорее всего, не будет, может быть, ближе к осени, к началу политического сезона".
Николай Миронов, генеральный директор Института региональных проектов:
"На расширенном совещании 7 мая президент жестко обратился к членам правительства с критикой и заявил о персональной ответственности за исполнение возложенных на них поручений. После этого последовала отставка Суркова, который, осознавая, что он не смог организовать работу аппарата правительства, написал заявление. Прошел год с момента издания указов президента, в которых были установлены целевые показатели социально-экономического развития России и определена стратегия развития государства на ближайшие годы. Правительство согласилось с этими задачами, приняло их к исполнению, но через год выяснилось, что выполнено всего 40-50% поручений, которые были даны. Если процесс будет продолжаться так и дальше, очевидно, что в итоге никакие показатели социально-экономического развития достигнуты не будут".