Top.Mail.Ru
lifestyle

Винные мечтатели в заданном коридоре

В мечтах российское виноделие должно выглядеть как одно из шато в Бордо. Однако реальное место, где решается судьба винной отрасли, — это супермаркет. Фото: 123rf / Legion-Media В мечтах российское виноделие должно выглядеть как одно из шато в Бордо. Однако реальное место, где решается судьба винной отрасли, — это супермаркет. Фото: 123rf / Legion-Media

Главным событием конца этого года на алкогольном рынке стал Российский винодельческий форум, который прошел в московском отеле Radisson Collection. И хотя форумы виноделов в России не новость — они проводятся с 2010 года, — масштаб его в этом году совершенно иной. Если раньше это были междусобойчики в уютном Абрау-Дюрсо, гостями которых становились разве что замы руководителей Росалкогольрегулирования, ФАС и администрации Краснодарского края, то уже второй год подряд у мероприятия совсем другой масштаб. Статусное здание сталинской высотки, организатор — «Росконгресс», которому доверяют проводить самые значимые государственные мероприятия, министры, вице-премьеры и помощники президента РФ в президиуме и, как вишенка на торте, телеведущий Дмитрий Киселев в качестве хозяина форума — главы Ассоциации виноградарей и виноделов России. 

Весь этот размах призван продемонстрировать значимость отрасли в государственной системе координат. Невозможно представить, чтобы столь масштабный и представительный форум собрали производители майонеза, колбасы или мороженого. Но с другой стороны, удивляться тут нечему: во‑первых, российскому виноделию действительно нужна поддержка — бизнес это непростой, вложенные в него инвестиции начинают возвращаться только через пять лет после закладки первых лоз, а объемы производства российских вин пока не позволяют говорить о тотальном импортозамещении — своего вина в России не хватает, чтобы удовлетворить внутренний спрос. А во‑вторых, интерес к производству собственных вин в последние годы стали проявлять те, кого принято называть представителями российской элиты, — от долларовых миллиардеров до членов семей высокопоставленных госчиновников. Ну как им не помочь?

Льготы и дотации отечественным виноделам работают уже несколько лет. А на форуме этого года особый фокус внимания был сосредоточен на самой свежей из мер поддержки — повышении пошлин на вина из недружественных стран. Среди таковых бóльшая часть традиционных экспортеров вин в Россию — все страны ЕС, включая так называемую большую винную тройку — Францию, Испанию и Италию. Эта же судьба ждет вина из США, Австралии и Новой Зеландии.

Вообще, подобная мера не какое-то наше уникальное изобретение. Президент Трамп в свое время разругался с президентом Франции Эмманюэлем Макроном и поднял пошлины на французское вино до 25% от закупочной цены. В результате стоимость бутылки недорогого французского превысила $10, и американцы перешли на родное калифорнийское.

Что-то подобное, по замыслу правительства, должно произойти и у нас. Но есть один маленький нюанс, который может обрушить всю эту цельную конструкцию. Он был озвучен на форуме. Разница в том, что в США огромное количество местного вина дешевле пресловутых $10. Подорожало из-за пошлин французское — не беда, ведь есть вполне нормальное местное. И зачем тогда переплачивать?

А у нас все по-другому. С ростом пошлин на недружественные вина свои ценники повысили и продавцы российского вина, сообщила начальник Аналитического управления Росалкогольтабакконтроля Полина Якуба. А российский потребитель к цене очень чувствителен. Вы только вдумайтесь в статистику, озвученную на том же форуме: в октябре 2023‑го самые востребованные на российском рынке вина с долей на рынке 50,9% продавались в сегменте до 300 рублей за литр — то есть до 225 рублей за бутылку 0,5 л. А еще 47% — в сегменте от 300 до 1000 рублей за литр. Получается, что 98% всех вин на отечественном рынке — то есть почти все, действительно востребованные потребителями, должны стоить меньше 750 рублей за бутылку.

Винная полкаМечты регуляторов и виноделов упираются в невидимый потолок — 750 рублей. Именно таков предел цены, которую готовы платить 98% россиян за вино. Фото: Zamir Usmanov / Global Look Press

К слову сказать, среди вин, представленных на форуме, тех, что можно было бы купить в магазине за такие деньги, практически не было. При росте цен — а он выглядит неминуемым, учитывая реальные темпы инфляции — довольно скоро вин, которые будут казаться доступными среднестатистическому российскому потребителю, просто не останется. И несложно предсказать последствия. Подорожало вино? Но остались другие, более дешевые альтернативы. Например, водка.

Да и не только она. В крепком алкоголе импортозамещение идет полным ходом. Российскими джином и биттерами забиты все полки. Ведь их делать проще всего. Отечественного виски пока не очень много, зато хватает аналогов из дружественных Армении и Индии. А недавно стало известно и о начале производства российской текилы — соответствующее соглашение с мексиканскими властями (а они следят, чтобы никто не производил напиток под названием «текила» без их санкции) подписал калужский «Кристалл».

Заместить крепкий западный алкоголь в масс-маркете проще простого — 90 % его российских потребителей не отличат ямайский ром от доминиканского. Как и от произведенного в Туле. Это же относится к любому крепкому напитку в бутылке с красивой этикеткой.

В общем, те, кто хочет выпить, без этой самой выпивки не останутся. Но как-то обидно за вино, пусть и недружественное. Виноделы из Европы в большинстве своем — это фермеры, которые не слишком интересуются политикой и хотят продолжать продажи вина в Россию. Да, пока им этого никто не запрещает, но объемы будут падать, потому что покупать вина дороже тысячи рублей за бутылку россияне в прежнем объеме будут не готовы.

Да и для российских вин отток недружественных напитков не сулит ничего хорошего. Конкуренция — это то волшебное средство, которое стимулирует рост качества и сдерживает цены. Сделать продукт лучше и дешевле, чем у конкурентов, — проверенный веками рецепт успеха. А когда конкуренции на рынке нет или она серьезна ограничена, всегда есть соблазн сэкономить на качестве, а заодно повысить цены, чтобы увеличить прибыль и быстрее вернуть вложенные инвестиции.

Но пока правительство занято разработкой стратегии развития российского виноделия до 2050 года. В мечтах чиновников от виноделия к этому сроку площади российских виноградников должны увеличиться в три раза, производство отечественных вин — в 2,5 раза, а потребление вина на душу населения в два раза, до 12 литров в год — по литру в месяц. К слову, в позднем СССР, до начала антиалкогольной кампании Горбачева, этот показатель достигал 19 литров.

Такой размах можно только поприветствовать. Правда, проверить исполнение винной стратегии ее нынешние разработчики вряд ли смогут. И есть серьезные сомнения, что эти цели достижимы без повышения уровня доходов населения. А без этого вино в России останется исключительно праздничным напитком — бутылочка игристого к Новому году и набор неприхотливых бутылочек, чтобы поздравить женщин на работе с 8 Марта.

Еще по теме