Вино и лебеди
А иной работы ни в Трабен-Трарбахе, ни в других городках на Мозеле, который является притоком Рейна, ни в городках на самом Рейне не сыскать. В этих компактных поселениях мало иммигрантов, то есть нет почти совсем, потому что для них не имеется здесь социального жилья, и оно не строится. Долины Мозеля и Рейна - замкнутые эколого-экономические системы, в которых существуют из поколения в поколение местные жители: жилье (часто еще в фахверковых домах) по наследству, практически так же - семейный бизнес или работа по найму на виноградниках, в круизных компаниях, в магазинах и пивных, в отелях, турагентствах, мэрии или на железной дороге. Можно сказать, что здесь мы имеем дело с остатками старой доброй Германии, тоже уже затронутой глобализационными процессами, но еще не столь очевидно и окончательно. Местные жители, кстати, противостоят наступлению цивилизации или, вернее, самым неприятным ее сопутствующим эффектам, как могут. Например, они активно требуют запретить движение по Мозелю и Рейну барж на дизельном топливе: плакаты с соответствующими надписями вывешивают на фасадах выходящих на реку домов.
Мозель с его круто спускающимися к воде виноградниками входит в число самых выразительных винодельческих ландшафтов мира. Здесь, между Кобленцем и Триром, раскинулась родина рислинга. Вина тут производят в основном белые. Площади, отведенные под красные сорта, составляет всего лишь 9%. Суммарное производство вина в Германии относительно невелико, и импорт в пять-шесть раз превосходит экспорт, но такого разнообразия оттенков вкуса нет практически нигде. Союз немецких виноделов объединяет почти 75 000 семей, причем на 25 000 частных хозяев приходится 60% всего вина, производимого в Германии. Рейн - это, конечно, тоже вина. Хотя "тоже" в данном случае, скорее, применимо к Мозелю, как "младшему брату" Рейна. Мозель - тише, камернее, романтичнее. Рейн - мощнее, решительнее, если угодно, индустриально более развит. Отсюда, кстати, вытекает большая проблема рейнских городков: громыхающие днем и ночью тяжеленные товарняки. Железная дорога вдоль Рейна проходит прямо по живописным городкам. Ей просто некуда деваться, кроме как змеиться по очень узкой полоске равнинной части берега, ограниченной с одной стороны водой, с другой - горами. Так что это тот случай, когда туристам решительно не рекомендуется жить в отелях первой линии, то есть с видом на Рейн, как бы здорово это ни звучало. Впрочем, и на третьей-четвертой линиях тишина не гарантирована. Скорее, гарантировано ее отсутствие, потому что эхо железнодорожного грохота, "отскакивая" от гор, "накрывает" практически все дома. Здешние жители, конечно, тоже не в восторге, но вынуждены смириться: денег в казне на перенос ветки нет и не предвидится.
Единственное, что может заставить примириться с этим туристов, - непродолжительность пребывания. В принципе на каждый рейнский городок достаточно одного дня. Алгоритм поездки поэтому вырисовывается простой: базируешься в каком-нибудь тихом городке без железной дороги и на корабликах бороздишь Рейн то в одном направлении, то в другом, попутно заплывая во всяческие Рюдесхаймы, дегустируя рейнское и мозельское и выслушивая массу местных легенд. Например, в городке Целль - о том, как заезжие торговцы долго выбирали здесь лучшее вино. Они перепробовали почти все запасы, а когда направились к одной из последних бочек, на нее вскочила черная кошка, которая выгнула спину, задрала хвост и злобно зашипела на пришельцев. Торговцы сочли, что животное таким образом защищает как раз лучшее вино. Напиток назвали в честь черной кошки, а изображение хвостатой красуется теперь в долине Рейна почти повсеместно.
|
|
Трабен-Трарбах - это на самом деле Трабен и Трарбах, расположенные каждый на своем берегу Мозеля и соединенные мостом, начинающимся от восстановленных древних-предревних ворот. В самих воротах - галерея и сувенирная лавка. Рядом - ресторан на берегу реки. |
|
Так выглядит долина Рейна из кабинки канатной дороги. Хорошо видно, что городки вытянуты вдоль берега, зажатые с одной стороны рекой, а с другой - горами. Потому и железная дорога (безо всяких шумоуловителей) проходит прямо по городкам, и по ней круглые сутки гремят тяжелые товарные составы. Это кошмар для постояльцев местных отелей. Местные привыкли. Да и деваться им некуда. Долина Рейна - это еще и старинные замки, возвышающиеся, как правило, над берегом. Средний Рейн целиком занесен ЮНЕСКО в список памятников мирового наследия человечества. Говорят, здесь находится самое большое количество замков в мире на квадратный километр. |
|
Лебеди и впрямь чувствуют себя на Мозеле и Рейне более чем комфортно. Они не боятся ни людей, ни кораблей. Не видели никогда ничего плохого. Им можно только позавидовать. |