Top.Mail.Ru
архив

Виртуальная барахолка

В кризисное время друзья детства из Литвы Анджей Волохович, Вайда Киселюте и Павел Соколов решили вывести на российский рынок проект Pincled.com — онлайновый сэконд-хенд, инвестиции в который составили 750 000 евро.

Владельцы надеются, что смогут монетизировать новый формат продажи одежды. По словам создателей проекта, окупаемость начнется, когда на сайте зарегистрируется 1 миллион пользователей. «Так как вещи с помощью нашего проекта можно покупать и продавать, то мы предложим систему гарантированного платежа и будем взимать 5–9% процентов с каждой сделки», — поясняет пиар-менеджер проекта Наталья Сонгин. Правда, о сроках его окупаемости владельцы не упоминают.

Личные интересы

Основатели Pincled.com увидели свое призвание в решении проблемы чрезмерного потребления и социального неравенства. В 2012 г. Анджей Волохович защитил докторскую диссертацию, в которой исследовал, как экономия энергетических ресурсов связана с изменением человеческого поведения. Вместе с коллегами он вычислил, что с помощью несложных ежедневных манипуляций можно сэкономить около 12% энергии, потребляемой человеком, — газа, топлива, воды. Так и появилась идея создать платформу, которая сократит необходимость производить и покупать новую одежду, а также позволит избавиться от вещей, не выбрасывая их.

Павел Соколов получил высшее техническое образование; Вайда Киселюте имеет три высших образования (Международный бизнес — в бакалавриате, а также HR и E‑commerce — в магистратуре) и опыт работы в международных компаниях в Дании и в США. Все основатели виртуального сэконд-хенда параллельно работают в российских и литовских компаниях.

«Pincled.com основан на идее совместного и вторичного потребления одежды, — рассказывает Анджей Волохович. — А в 2010 г. журнал Time назвал совместное потребление одной из десяти идей, которые изменят мир. Когда мы начали анализировать возможности проекта, то обнаружили, что всего за пять лет в США несколько компаний, основанных на концепции совместного потребления, получили мировую известность и прилив венчурного капитала. Для России эта идея — все еще инновационная, что во многом вдохновило нас развивать проект интенсивнее и быстрее. Мы рассчитываем, что именно Pincled.com станет первой крупной платформой, которая завоюет рынок совместного и вторичного потребления одежды в России».

Конечно, в основе такого проекта могут быть только личные представления о прекрасном. Анджей Волохович признается, что тема рационального потребления его волнует давно — так воспитали родители. «Мои родители прививали нам понятия, не позволяющие просто так выкинуть все еще хорошую вещь, — рассказывает Анджей Волохович. — Сколько себя помню, мы всегда относили одежду и продукты в детские дома, дома престарелых и церкви. Сейчас это называется социальная ответственность, sharing economy, тогда же меня просто учили делиться с другими. Так, опираясь на этот принцип, мне захотелось сделать что-то более масштабное, чем просто отнести десяток вещей в церковь».

Вайда Киселюте оценила проект Pincled с женской точки зрения: слишком большой шкаф и нечего надеть. На протяжении последних десяти лет она вместе с подругами каждый месяц организует чаепития, которые сопровождаются обменом ненужными брендовыми вещами и аксессуарами. Таким образом, Pincled стал для нее возможностью расширить поле деятельности.

Другими словами

«Мы должны признать, что живем в обществе чрезмерного потребления, — пропагандирует новые ценности pr-менеджер Pinkled.com Наталья Сонгин. — Индустрия моды способствует тому, чтобы люди покупали одежду в больших количествах, но носили ее как можно меньше. Исследования показывают, что средний срок службы одежды составляет всего три месяца. Для изготовления такого огромного количества одежды нужны ресурсы, которых из года в год становится все меньше.

По некоторым данным, ежегодно на одни только китайские мусорные свалки попадает примерно 20 млн т текстильных отходов. Если мы продолжим производить отходы одежды на том уровне, который существует сейчас, у нас не будет никакого шанса выжить на этой планете.

Наконец, когда 95% населения владеют лишь 5% богатств, становится ясно, что не все могут себе позволить купить новую одежду. А стоимость вещи, бывшей в употреблении, может быть в 3–20 раз ниже рыночной».

Несмотря на значительные для такого проекта инвестиции, сейчас сайт Pinkled.com похож на гибрид «Авито» и «Ярмарки мастеров» (площадка, где дизайнеры продают изделия собственного изготовления). По словам создателей проекта, деньги были получены от частного российского инвестора, который пока предпочитает оставаться неназванным. «На них мы собрали команду: девелоперов, программистов, дизайнеров, маркетологов, специалистов по продвижению в социальных сетях, — поясняет Анджей Волохович. — Необходимо было создать интернет-платформу, которая была бы не только полезной, но и удобной и простой. Мы разработали интерфейс так, чтобы не было скученности маленьких картинок, как на сайтах онлайн-барахолок. На данный момент базовый вариант нашей платформы готов, и он работает».

Как бы привлекательно ни звучала идея экологичного потребления, для России это пока экзотика. По оценкам аналитиков сайтов‑классифайдов, россияне не слишком охотно покупают бывшие в употреблении вещи. «Модель чистой барахолки уже не работает, — считает руководитель PR-направления Job.ru (контролирует портал „Из рук в руки“) Анна Чуксеева. — Есть крупные федеральные игроки, есть множество сообществ в соцсетях, есть стихийные сообщества на отраслевых форумах. Просто набрать базу товаров и привлечь покупателей — уже мало для успеха. Выстрелить могут нишевые проекты — для узких географии, ассортимента, аудитории. Интерес к подобным проектам активизировался в кризис. Действительно, люди из экономии стали чаще покупать с рук. Но при этом есть определенный кластер вещей, на котором не все готовы экономить. По данным нашего опроса, несмотря на то, что каждый третий что-то покупал с рук, у 60% опрошенных есть скепсис к поддержанным вещам. Люди охотнее покупают неновую технику, оборудование, запчасти, а вот к вещам, обуви, детским вещам, свадебным платьям и другим популярным лотам относятся с недоверием и неохотно донашивают чужое. Ношеные личные вещи могут принять в дар, но не готовы платить, разве что за брендовые вещи, и то — с очень хорошими скидками».

Бэушный стартап

Идею Pincled вряд ли можно считать революционно новой. В социальных сетях полно групп, тем или иным способом позволяющих бюджетно обновлять свой гардероб: люди продают бывшие в употреблении или не пригодившиеся новые вещи, обмениваются и даже отдают даром. Сайтов‑барахолок меньше, и, судя по активности, до групп в социальных сетях им еще далеко. О монетизации подобных сервисов речи даже не идет. Пожалуй, исключением могут считаться только онлайн-барахолки, торгующие свадебными нарядами. Но и от них вряд ли можно ждать прибыли.

«Наш портал — это одновременно и форум, и новостная, и рекламная площадка, — поясняет представитель всероссийского свадебного портала „Свадьба.рф“. — Размещение о продаже бывшего в употреблении или неношеного свадебного платья от частного лица размещается бесплатно. А монетизация происходит за счет размещения рекламных объявлений от ведущих, изготовителей тортов и букетов, танцевальных студий и других организаций, тем или иным образом занимающихся свадьбами».

Несмотря на кризис, все сильнее заставляющий экономить большую часть жителей РФ, финансовые аналитики с долей скепсиса оценивают перспективы проекта Pinckled.ru

«Проект потенциально перспективный и запускается в правильное время, но рассчитывать на очень большую масштабируемость не имеет смысла; возможно, это и хорошо, поскольку, например, „Авито“ из удобного сервиса превратился в переспамленную кормушку для мошенников и „вечно окупаемый“ инвестиционный проект, — комментирует управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. — Сумма в 750 000 евро — гигантская для такого проекта: либо средства были завышены и освоены, либо есть новая „вау-технология“, которую создатели держат про запас. Техническая и маркетинговая составляющая не показывают отработку этих средств. Основная ниша для развития этого проекта — социальные сети, где вовсю продается сэконд-хенд, особенно в категории товаров для детей. Потенциал окупаемости есть, но, если подобные суммы затрат будут у столь пока еще слабого проекта, боюсь, даже выхода в ноль не предвидится».