Виртуальный бюрократ


Прошедший кризис 2008-2010 гг. выявил на IT-рынке тот локомотив, который, вне зависимости от ситуации в экономике, генерирует заказы для отрасли. Им стал в первую очередь госсектор. "В ситуации, когда отраслевые рынки нестабильны, именно госсектор, в силу масштабности и значимости проектов, может поставить перед IT-рынком новые задачи. Кроме того, современные технологичные инструменты помогают руководству страны решать особенно актуальные в непростое для экономики время вопросы - что можно оптимизировать, от чего отказаться, как противодействовать колебаниям рынка", - подтверждает исполнительный директор SAP СНГ Наталия Парменова. "Во всем мире кризисные явления стали "лакмусовой бумажкой", которая позволяет выявить системные проблемы во внешней и внутренней экономике и политике страны. На рынке наступает неопределенность, преодоление которой требует структурных изменений и быстрой реакции со стороны правительства для повышения эффективности работы всех отраслей. В этих условиях государство становится одним из основных драйверов экономики, его роль, как инвестора и стабилизатора ситуации, возрастает", - добавляет директор департамента по работе с ключевыми клиентами группы "Астерос" Дмитрий Трофимов. Для России сейчас характерно инвестирование средств в крупные инфраструктурные проекты, в развитие энергетики и ЖКХ, стабильной финансовой системы, конкурентоспособного образования, инноваций и прозрачного государственного управления. Все указанные направления имеют значительную IT-составляющую, стимулирующую развитие рынка. Не говоря уже о таком масштабном проекте, как Олимпиада в Сочи, в рамках которой IT-инфраструктура целого города создавалась практически с нуля, в чем группа "Астерос" приняла непосредственное участие. Сейчас страна готовится к ЧМ по футболу и к ряду других международных событий, которые также потребуют инвестиций в высокие технологии.

"Если говорить про динамику, то двузначных цифр, как пару лет назад, уже ждать не приходится. Рост инвестиций государства в IT в России составляет где-то 7-8%, притом что во всем мире этот показатель - не более 0,1%", - отмечает Дмитрий Трофимов. При этом необходимо учитывать, что госсектор более инерционен в плане выделения средств на проекты и менее склонен отменять те или иные, уже одобренные IT-внедрения, поэтому даже во время кризиса получается, что госсектор продолжает реализовывать проекты, пусть не в полном объеме. "В любом случае государственный сектор является ключевым для нас, потому что мы работаем с промышленными предприятиями в различных индустриях, наша основная цель - это помочь нашим клиентам стать более конкурентоспособными и сделать их более успешными, а так как достаточно большое количество предприятий принадлежит государству, вне зависимости от кризисных явлений, мы всегда будем обращать особое внимание на государственный сектор России", - резюмирует генеральный директор ООО "ПиТиСи Интернэшнл" (Россия/СНГ) Андрей Шолохов. Не говоря уже о том, что с учетом последних политических событий и введением санкций в отношении отдельных российских компаний и физических лиц, государство обратило внимание на вопрос импортозамещения высокотехнологичной продукции в отраслях, имеющих стратегическое значение (связь, энергетика, банковский сектор). Это может подтолкнуть IT-рынок вверх и в какой-то мере изменить баланс между поставщиками продукции на нем в сторону российских разработок либо продуктов других стран-партнеров.


"Проекты века"

За последние несколько лет произошли достаточно серьезные изменения в информатизации госсектора: появились порталы государственных услуг - как на федеральном, так и на региональном уровне, межведомственные системы электронного документооборота, карты УЭК, интеллектуальные транспортные системы и внедрение в мегаполисах программ "Безопасный город". Техническое оснащение социальной сферы, здравоохранения и образования идет полным ходом, а множество уникальных проектов находится в стадии реализации, например, электронный паспорт. "Еще одной, не менее важной, тенденцией стала мобилизация госуслуг - теперь с помощью приложения на смартфоне можно вызвать полицию, записаться к врачу, оплатить парковку, проложить туристический маршрут, узнать всю необходимую информацию о любом госучреждении и прочее. - перечисляет Дмитрий Трофимов. - Другой вопрос, что не все государственные IT-сервисы сейчас стабильно работают, их развитие пока отстает от продвинутых стран". В Сингапуре, например, можно расторгнуть брак через SMS-сообщение. Но все это говорит об огромном потенциале российского рынка. "В России и странах СНГ информатизация госорганов и создание электронного правительства в последние годы идут нарастающими темпами. Технологическая революция XXI века изменила привычные действия людей: от оплаты проезда в транспорте и коммунальных услуг до получения документов или консультаций в государственных учреждениях", - отмечает Наталия Парменова. Яркий пример развития информатизации госсектора в России - портал gosuslugi.ru, на котором, по данным Минкомсвязи, уже зарегистрировано 8 млн пользователей. Портал постоянно развивается, уже летом планируется запуск его новой версии, с более понятным интерфейсом и дополнительными функциями. Одна из задач Министерства информационных технологий и связи РФ по информатизации России - организовать к 2018 году возможность получения гражданами 100% госуслуг самостоятельно и в любое время. Помимо этого, ставится амбициозная цель - обеспечить России место в "двадцатке" международного рейтинга ведущих стран мира по индексу развития электронного правительства (ко II кварталу 2018 г.).

"Наиболее значимыми событиями 2013-2014 гг. в этом направлении можно назвать запуск ресурса vashkontrol.ru и связанной с ним системы ИАС МКГУ, которые обеспечивают сбор, агрегацию и раскрытие статистических данных об общественном мнении касательно деятельности органов власти в сфере предоставления госуслуг, - добавляет директор департамента комплексных проектов ЛАНИТ Виктор Серебряков. - Из совсем "молодых" инициатив я хотел бы отметить проект Минэкономразвития России по разработке новой концепции межведомственного взаимодействия и ведения административных регламентов". В рамках этого проекта создаются принципиально новые инструменты для описания, регулирования и исполнения, которые лягут в основу инфраструктуры электронного правительства. Также эксперт отмечает проект ГИС ГМП - государственную систему учета платежей. Несмотря на то, что это уже достаточно разработанная тематика (ее база была заложена еще 2010 году), сейчас она активно развивается в регионах. Это, учитывая географию нашей страны, очень важно для обеспечения качества и доступности государственных сервисов.


Показать на пальцах

Однако необходимо отметить, что работа с государственным заказчиком - это всегда высокие требования не только к самому проекту и его результатам, но и к правильному оформлению всей документации - начиная от тендерной процедуры и заканчивая сдачей проекта. Необходимо знать особенности и специфику работы госорганизации, ее требования к оформлению проектной документации и закрывающим документам. И если коммерческие организации могут самостоятельно формировать эти требования, то в госструктурах они являются стандартом, влиять на них практически невозможно. "Другая ситуация может быть связана с постановкой задач. Порой госорганы не учитывают всех технологических аспектов проекта на фазе бюджетирования и подготовки технического задания. В итоге возникают затруднения с подготовкой тендерной документации, общим бюджетом проекта и сроками его реализации", - говорит Дмитрий Трофимов. Во многом, по его словам, это обусловлено "кадровым" голодом, который наблюдается во всей отрасли. В результате "стоимость" IT-специалистов становится чрезмерно высокой, и государству трудно предложить условия работы, сравнимые с коммерческими структурами. Для некоторых IT-направлений устарела или же отсутствует нормативно-правовая база, поэтому зачастую приходится балансировать между законодательством, эффективностью и сроками, которые в государственном секторе сдвигать нежелательно. В качестве примера можно привести информатизацию госуслуг: каждый проект плотно связан с арсеналом бюрократических процедур, поправок, постановлений и прочих нормативных документов. Нужно понимать, что служащие госсектора расходуют прежде всего бюджетные деньги, и чтобы реализовать проект в госсекторе, необходимо его должным образом подтвердить. "Госсектор задает очень много вопросов. Нужно грамотно уметь на них отвечать и подтверждать примерами или расчетами, что внедрение того или иного IT-инструмента несет пользу", - советует Андрей Шолохов.

До сих пор в сегменте IT, который занимается госсектором, бытует мнение, что госкомпании и различные ведомства весьма подозрительно относятся к разного рода инновациям. Очень многие боятся изменений, по тем или иным причинам. Если вы 15 лет работали с программой одного вендора, и вдруг вам сообщают, что все производство переходит на "софт" другого разработчика, то вполне естественно, что это вызывает дискомфорт - признают участники рынка. "Думаю, это отголоски старого мифа о том, что чиновник боится новшеств. Если опираться на инициативы государства в данном направлении, то, согласно той же "дорожной карте", Россия заинтересована в первую очередь в развитии исследований и разработок в области IT. - говорит Дмитрий Трофимов. - Соответственно государственная поддержка сегодня нацелена на разработчиков и создателей IT-решений, стартапы, на тех, кто занимается научными исследованиями. Ярким примером являются подмосковное Сколково и казанский Иннополис".


Дорогу технология

Опрошенные "Ко" эксперты уверены, что нет необходимости в дополнительных драйверах роста, что Россия с точки зрения внедрения IT в госсекторе находится на "растущей кривой", и чем активнее будут внедряться крупные инфрастуктурные проекты, чем больше граждане станут использовать IT - тем больше будет запрос на такие услуги. "Возможности для более широкого распространения IT вижу в более мелких госструктурах - муниципальных, ЖКХ - которые сейчас отстают от федеральных программ в развитии", - отмечает Андрей Шолохов. Основные тренды - это электронное правительство, "умный город" и прочие "портальные" решения, где пользователи могут, указав персональные данные, получить ответы на свои вопросы; больше возможностей оплаты, большая прозрачность и более удобное отслеживание того, где сейчас находится запрос пользователя, в каком статусе и какие следующие шаги будет предпринимать государственная структура в отношении данного запроса. Говоря же о промышленном государственном секторе, еще раз стоит упомянуть об инерции государственных структур. Они имеют как положительные стороны, так и негативные особености, осложняющие внедрение новых технологий. К примеру, для многих конструкторских бюро результатом их труда считается документ, распечатанный на бумаге (проект конструкции, модель и т.д.). Естественно, что внедрение безбумажного производства, полностью электронного - это как раз и позволяют сделать новые технологии - не является приоритетом для таких организаций. Поэтому даже изменение способа и программы финансирования в государственном промышленном секторе - это одно из условий, чтобы наращивать внедрение новых технологий. "Здесь основная идея, к примеру: если бы людям платили не за результаты на бумажных носителях, а за выполненные в электронном виде проекты, то внедрение новых IT-проектов было бы гораздо более эффективным и легким, - считает Андрей Шолохов. - Требуется определенная гибкость от госпредприятий, когда речь идет об инновационных проектах (проектах модернизации производства), готовность к изменениям определенных бизнес-процессов и принятых десятилетиями укладов, чтобы открыть дорогу новым технологиям".