Виртуалы инвестиций
"10 лет назад я знакомился с интернет-проектами в России и вижу, что за это время мало что изменилось", - отмечает Стефано Зуппет, руководитель инвестиционно-банковской деятельности в сфере коммуникаций, медиа и технологий "ВТБ Капитал". Он сравнивает рынок РФ с рынками Бразилии и Израиля и утверждает, что у нас в стране слишком мало команд, умеющих управлять интернет-проектами. Тем не менее Венчурный бизнес "ВТБ Капитал" все-таки решился вложиться в Рунет. Правда, вложился он не напрямую, Венчурный бизнес "ВТБ Капитал" стал лид-инвестором молодой компании Fast Lane Ventures, потратив $18 млн. Это одна из первых инвестиций государственного банка в виртуальное пространство. Сумма инвестиций для Рунета впечатляющая. Сделка интересна еще и тем, что Fast Lane Ventures некоторые называют венчурным фондом. На самом деле компания имеет интересную специализацию - это стартапер на рынке интернет-проектов. За пару лет существования она вложилась в 18 интернет-бизнесов, каждый из которых должен найти себе стратегического инвестора. Fast Lane Ventures стала известна на рынке после запуска громкого проекта Sapato, интернет-гипермаркета обуви, который уже успела продать магазину Ozon.
"Мы, скорее, бизнес-акселератор", - пытается пояснить специфику модели своей компании Марина Трещова, генеральный директор Fast Lane Ventures. Какого-то общепринятого названия для нее не существует. Отчасти это венчурный фонд, отчасти бизнес-инкубатор. Компания "выпекает" интернет-проекты как пирожки: находит идеи в Европе и Америке, делает кальку для России, ставит проект на ноги и через пару-тройку лет выставляет на продажу. Каковы перспективы подобного бизнеса, пока судить очень сложно. "Понятно, что при такой модели часть запущенных бизнесов будет успешной, часть - нет", - комментирует Алексей Павлык, экс-гендиректор интернет-гипермаркета Dostavka.ru. Задача в целом - остаться в плюсе. "Один мой знакомый предприниматель говорит: "Стартапы бывают только двух типов: быстрые и мертвые". От стартапа требуется либо быстро добиться первых успехов на рынке, либо быстро умереть, не успев "сжечь" слишком много инвестиционных денег", - поясняет Михаил Цыганков, главный управляющий инвестиционным портфелем ОАО "РВК".
Интернет-пустота
Марина Трещова очень любит слово "правильный", это прилагательное она "прикрепляет" чуть ли не к каждому существительному. В правилах ее компании "правильным" считается заимствовать идеи на западных рынках. "Сама Fast Lane Ventures - это принципиально новая для рынка бизнес-модель. Мы строим наши бизнесы, основываясь на проверенных моделях, и считаем, что брать уже реализованные идеи - это минимизация рисков и возможность создать ценность для российского потребителя в краткосрочной перспективе. Безусловно, есть и другой путь - делать чистые инновации, но это отложенная прибыль, - рассуждает Марина Трещова. - Сегодня российский Интернет еще совсем пуст по сравнению со многими другими развитыми странами. Если вы посмотрите на любой сегмент, то увидите, что на развитых рынках в данном сегменте будет минимум 3-5 серьезных игроков, в то время, как мы первыми запускаем подобные компании в РФ. Выясняется, что никто до нас такого не делал".
Двое из основателей компании - иностранцы. Это Паскаль Клеман, президент Direct Group (занимается развитием в России каталожной торговли - Otto и Quelle), а также Оскар Хартман, немец с русскими корнями. С Паскалем Клеманом Марина Трещова проработала 12 лет, в том числе и в Direct Group, а Оскара Хартмана встретила три года назад, когда он приехал в РФ с идеей организовать клуб закрытых распродаж KupiVIP.ru. Через год Трещова и Клеман встретились с Хартманом еще раз, и тот сказал, что когда он приехал к нам, то сразу обратил внимание, как много пустых ниш еще есть на интернет-рынке. Через три года он с удивлением обнаружил, что все они остаются пока не занятыми и ни одна из его идей за это время никем не реализована. "И все вместе мы решили, что есть прекрасная возможность создать структуру, занимавшуюся бы созданием новых компаний в Рунете, - рассказывает Марина Трещова. - Параллельно с созданием Fast Lane Ventures мы сразу же принялись за разработку первого стартапа. И это было непросто". Все трое - Трещова, Клеман и Хартман - стали акционерами компании. Уже через год у Fast Lane Ventures появился институциональный инвестор - фонд eVenture Capital Partners.
А первым проектом стал Sapato. Fast Lane Ventures поразила рынок размером инвестиций в этот проект: за полтора года в него вложили $20 млн. Это огромные инвестиции для Рунета, в сегменте интернет-торговли одеждой и обувью это, вероятно, рекордные вложения.
Виртуальная обувь
"Оскар приходит и говорит: "Представляете, никто до сих пор не запустил в России интернет-магазин по торговле обувью". Нет ресурса номер один, на котором была бы любая обувь. В то же время рынки интернет-продаж обуви в разных странах достигают миллиардных оценок. А в России такого рынка практически нет. И при запуске проекта мы сталкивались с тотальным недоверием", - вспоминает Марина Трещова. Считалось, что обувь в Сети никто приобретать не будет, ведь ее нельзя примерить. Однако Fast Lane Ventures предложила покупателю бесплатную примерку. Курьер привезет обувь, и, если она не подойдет, ее можно вернуть совершенно бесплатно, оплачивать курьерский выезд не нужно. Хотя проект полностью заимствован у иностранцев, компании помог российский менталитет. Например, немцы, хорошо знакомые с подобным сервисом, любят заказывать обувь, но количество "пустых" выездов курьера в Германии составляет 50%: не понравилось, туфли не взяли. В России же так себя не ведут. "Если уж заказал обувь, то надо брать" - полагает российский потребитель. С "пустыми руками" (не совершив продажи) курьер возвращается лишь в 25% случаев. Sapato торгует обувью средней ценовой категории и выше, наценка примерно такая же, как и в обувном магазине (часто выше 100%), и, вероятно, может себе позволить "холостые" выезды курьера. Ресурс способен предложить гораздо больший ассортимент, чем стационарный обувной магазин, ведь за аренду платить не надо. А для того чтобы приучить покупателя заказывать в Интернете непривычный для него товар, запустили масштабную рекламу, в том числе даже на телевидении. Собственно продвижение, вероятно, и съело значительную часть вложений.
Конвейер и инкубатор
На сайт Fast Lane Ventures приходит огромное количество предложений проинвестировать ту или иную идею. Но бизнес компании построен так, что главными генераторами идей являются ее сотрудники: они просто ищут интересные проекты в зонах com, de и пр.
Потом инвестиционный комитет компании решает, стоит ли запускать проект в России. Технология отбора такая же, как у любого другого венчурного фонда. Проект компания начинает реализовывать своими силами, попутно набирая для него команду. Постепенно стартап передается в распоряжение отдельной команды, однако в течение года Fast Lane Ventures плотно его ведет, обеспечивая экспертизу, предоставляя уже существующие технические и управленческие наработки, помещение, бухгалтерию и прочую инфраструктуру. "Мы обеспечиваем "посевное" финансирование", - поясняет Марина Трещова. Затем компания подыскивает для проекта соинвесторов, они входят в долю и ведут проект до финальной продажи. Выход из проекта предполагается через 2-4 года.
В среднем Fast Lane Ventures запускает один бизнес в месяц, в компании утверждают, что на разработку и запуск одного сайта уходит примерно 50 дней. "Эти цифры нужно понимать в контексте. Конечно же за такой срок нельзя построить бизнес, за 50 дней можно лишь создать базовую инфраструктуру. Под бизнесом все-таки надо понимать готовый продукт и наличие клиентов, а это занимает гораздо больше времени, - отмечает Дмитрий Алимов, основатель фонда Frontier Ventures, занимающегося инвестициями в Сети. - Но в целом скорость - это преимущество, так как во многих сегментах Интернета конкуренты наступают на пятки". "Очевидно, что чем выше скорость, тем выше риски совершить ошибку в разработке либо в продвижении. Но поговорка "Тише едешь - дальше будешь" совершенно неприменима к современному интернет-бизнесу", - добавляет Михаил Цыганков.
Как заработать на одиноких женщинах
Fast Lane Ventures инвестирует в сайты по продаже различных товаров, авиабилетов, услуг, недвижимости и пр. Собственно онлайн-продажи растут практически по всем направлениям. "В целом рынок интернет-торговли растет на 30-40%. Но по разным категориям отмечается разный рост. Например, по данным СПСР, категория одежды и обуви выросла на 240-280%. Этот сегмент еще не насыщен, в отличие от рынка электроники, который уже почти сформировался, он более зрелый и гораздо более конкурентен", - говорит Алексей Павлык.
"В последние два года электронная коммерция росла ежегодно примерно на треть, таков же и самый консервативный прогноз на 2012 г. По-прежнему очень популярны в Интернете цифровая, бытовая и компьютерная техника, а также книги. Из новых сегментов самыми быстрорастущими в 2012 г. стали продажи билетов, одежды, обуви и детских товаров", - отмечает Андрей Хромов, руководитель компании "Аристос" (провайдер официального магазина Philips в РФ).
К пустым нишам относится торговля мебелью и ювелирными изделиями, причем последние составляют 16-18% от всего рынка в Европе. Такая же незанятая ниша - знакомства с целью брака. Это инвестиция, необычная для любого венчурного капитала. "В США есть пять серьезных компаний, и по крайней мере две из них с оборотом более $500 млн, которые работают в сегменте серьезных знакомств для брака. Это совсем другая бизнес-модель, нежели у Mamba", - рассказывает Марина Трещова. Целевая аудитория - женщины, желающие выйти замуж, на них компания и зарабатывает. Одиноких мам с детьми в России более 5 млн, каждая из них может заплатить примерно по 1500 руб. за годовое обслуживание на сайте Fast Lane Ventures под названием "Теамо". Мужчины тоже заходят на сайт и могут зарегистрироваться, но, как правило, не платят. Покупает сервисы более заинтересованная аудитория, в основном одинокие дамы с детьми. По словам Дмитрия Алимова, инвестиции в сайты знакомств, в принципе, не свойственны венчурным фондам в России. Считается, что это нишевый, слишком мелкий бизнес.
В Fast Lane Ventures же утверждают, что "Теамо" - немаленький бизнес, сейчас на ресурсе зарегистрировано порядка 800 000 пользователей.
Сколько было вложено в сайт знакомств, в компании не рассказывают, однако сайт "Теамо", как и Sapato, рекламировался на ТВ. Инвестиции могут составлять несколько миллионов долларов.
Свободной нишей оказалась и аренда квартир и домов у частных лиц для путешествий по России. Марина Трещова говорит, что 32 млн человек путешествуют внутри страны, а отелей в РФ всего 6000. У нас, как и в мире, для отдыха и командировок арендуют частное жилье. При этом нормального интернет-сервиса подобных услуг нет, поэтому с зарубежных аналогов "списали" сайты RentHome и TravelRent. Спрос на услугу оказался большим. "Успех однозначен, а вложений больших не требуется, это не электронная комерция, где надо закупать товар", - подчеркивает Марина Трещова. Правда, они требуются для раскрутки проекта, ведь сегмент для рынка новый, и о возможности бронирования жилья в частном секторе на сайтах Fast Lane Ventures мало кто знает. Кроме того, западные аналоги, например Interhome, предоставляют клиентам гарантии, что в частном секторе путешественник, как и в апарт-отеле, найдет все необходимое - полотенца, посуду и пр. Без таких гарантий бизнес вряд ли станет масштабным. В Fast Lane Ventures обещают, что и ее проект такие гарантии тоже будет давать. Насколько хорошо удастся реализовать подобное в работе с российскими собственниками жилья в отдаленных городах, пока непонятно. Кроме того, не известно, приживутся ли подобные услуги вообще на отечественном рынке. Компания, по крайней мере пока, в рекламу сервисов по аренде для путешественников особо не вкладывается.
Счастливый выход
Fast Lane Ventures |
Год основания: 2010 Сфера деятельности: разработка, запуск и продвижение интернет-бизнесов Объем вложенных средств: общий объем вложений в компанию и ее портфельные бизнесы составил $78 млн Количество запущенных проектов: 18 Основные акционеры: Оскар Хартман, Паскаль Клеман, фонд eVenture Capital Partners, Венчурный бизнес "ВТБ Капитал" Как часто россияне покупают в Интернетe 2009 г. - 80% совершали покупки через Интернет 2011 г. - 92% совершали покупки через Интернет Источник: pricewaterhousecoopers |
Fast Lane Ventures вместе со своими внешними инвесторами вложила в портфельные компании порядка $60 млн. "Наша цель - создать онлайн-компанию с оценкой в $100 млн в перспективе трех-пяти лет. Первый успех показывает, что мы имеем правильную и достижимую цель", - отмечает Марина Трещова. Она видит возможность нахождения в портфеле компании 40-50 проектов. В ближайшее время должен появиться новый проект в финасовом секторе.
Первым успехом Марина Трещова называет продажу Sapato компании Ozon. Сумма сделки, состоявшейся недавно, не разглашается. Насколько сделка выгодна для покупателя? "Выгоду в таких случаях предугадать тяжело. Потребуется время, чтобы оценить значимость приобретения и возможную синергию. В Sapato было вложено порядка $20 млн. Вероятно, продажа состоялась по более дорогой цене. Когда этот проект сможет вернуть затраченное? Возможно, что Ozon не заинтересован в быстром возврате инвестиций и продолжит вкладывать в развитие проекта", - рассуждает Андрей Хромов. "Ozon существует на рынке уже 14 лет и пытается повторить успех сайта Amazon.com. Компания работает по трем основным направлениям - книги, билеты и электроника, мелкие гаджеты. Книги сегодня покупают плохо, компания демонстрирует весьма скромный для интернет-ресурсов рост, бизнес Ozon до сих пор не прибылен", - говорит Алексей Павлык. Некоторые на рынке считают, что покупка Sapato нужна была Ozon для того, чтобы продемонстрировать акционерам рост, ведь Sapato очень быстро набирает обороты. В то же время проект Sapato пока не прибылен, и не ясно, насколько бизнес эффективен. Отдельные эксперты говорят, что проект "достаточно сырой" и технологии "не отлажены".
"Венчурное инвестирование - лотерея, и, как в любой лотерее, далеко не все билеты выигрышные. С точки зрения инвестора выгоднее всего инвестировать в бурно растущие компании, которые можно быстро продать. Однако в некоторых случаях не получается обеспечить быстрый рост обоснованными ресурсами или не получается своевременно найти покупателя. Тогда может получиться ситуация, при которой объем необходимых инвестиций будет превышать возможную выручку от продажи", - поясняет Андрей Хромов. Игроки рынка считают, что далеко не все проекты Fast Lane Ventures так интересны, как Sapato, и созданы в пустующих нишах. Например, сайт KupiBonus "стоит" в ряду 20 "коллег", продающих скидочные купоны, и пока не входит в число лидеров. "При этом купонный сервис сейчас слишком переоценен", - полагает Алексей Павлык. Не слишком очевидны участникам рынка преимущества перед многочисленными конкурентами, к примеру, сервиса по продаже билетов Jizo. У "Теамо" быстро появился конкурент eDarling, который уже в момент создания сразу же превзошел первопроходца по уровню сервиса: здесь намного меньше пустых аккаунтов, сайт, в отличие от "Теамо", сразу же внедрил "ручное" администрирование.
Впрочем, задача Fast Lane Ventures - найти инвестора и продать. Но сейчас компания ни с каким проектом расставаться не планирует. Марина Трещова говорит, что проекты до продажи нужно вывести на самоокупаемость, такова политика компании. Sapato был исключением.