Витрины капитализма
Говорят, прогресс всегда одерживает верх, особенно в бизнесе. Только почему-то не в отечественной розничной торговле.
Ритейл - самая заметная отрасль экономики. В магазинах, киосках и на рынках трудятся 6% работающего населения. Только на продукты питания российские семьи тратят 45% своего бюджета.
Этот бизнес всегда на виду. И что же мы видим?
По своему развитию (объем добавленной стоимости, размеры полученных инвестиций) отрасль трагически отстает не только от США, но и от Польши с Бразилией. Большую часть покупок наши соотечественники делают не в чистых залах супермаркетов, а на примитивных оптово-розничных рынках.
Самое обидное, что развитию отрасли мешают отнюдь не низкая производительность и плохое управление. Это, конечно, тоже мешает. Но главная проблема ритейла совсем в другом. Так считают сами руководители розничных сетей и эксперты консалтинговой McKinsey & Company.
Если вы покупаете продукты в "Рамсторе", бытовую технику в "Мире", а одежду в "Калинке-Стокман" - значит, вы принадлежите к очень узкой прослойке населения.
Оборот всех российских супермаркетов, гипермаркетов и современных торговых сетей составляет, по данным McKinsey & Co, 0,2% от суммарного оборота розничной торговли. Из каждых 500 рублей, потраченных россиянами на покупку продуктов питания и товаров повседневного спроса, "цивилизованному" магазину достается только один целковый. Остальные 499 получают уличные торговцы, палатки, павильоны, маленькие магазинчики с хозяевами-азербайджанцами. И рынки, рынки, рынки... В непродовольственном секторе на московских базарах совершаются две из каждых трех покупок, в продовольственном секторе - 40% всех покупок.
Первая мысль, которая возникает при знакомстве с этими цифрами: если рынки существуют - значит, это нужно потребителю. Развивая эту логическую цепочку, можно дойти до того, что супермаркеты и продвинутые сети отечественному потребителю не слишком-то нужны. Понятно, что на самом деле это не так. Вам нужны просторные комфортные магазины с большим ассортиментом, вежливым персоналом и расфасованными продуктами? Или вам больше нравится бродить между уличными контейнерами, вглядываться в витрины, освещаемые фонариками, и вступать в споры с продавщицей в замызганном ватнике?
Апологеты рынков (оптово-розничных) обычно апеллируют к более низким ценам на базарах. Аргумент, конечно, железный. Вопрос только в том, почему рынки имеют столь ощутимое ценовое преимущество? Всё ли здесь по-честному?
Не всё, считают участники ритейлового бизнеса.
Цена вопроса цены
Московский офис McKinsey в октябре обнародовал результаты своего исследования ключевых отраслей экономики, в том числе и розничной торговли. По мнению специалистов компании, региональные и муниципальные власти относятся к оптово-розничным рынкам явно с большей симпатией, чем к крупным современным магазинам. И это главное, что мешает развиваться цивилизованной розничной торговле.
Во-первых, оптовые рынки как малые предприятия сферы обслуживания имеют налоговые льготы, в частности по НДС и налогу с продаж. Во-вторых, даже от тех налогов, которые рынки должны платить, им куда легче уклониться.
Об этом же говорят и руководители ритейловых сетей.
"Рынки не платят налоги со своих доходов и налоги на заработную плату своих сотрудников, - рассказывает Дмитрий Балаболин, гендиректор розничной сети "КлючСтройАрсенал". - А теперь они не платят и налог с продаж. Государство просто не в состоянии взыскать его с оптово-розничных рынков".
Продавцам на рынках легче уклониться от уплаты налога, поскольку им нечего терять: основные фонды, которых они могли бы лишиться в результате штрафных санкций, у них просто отсутствуют. К тому же, по утверждению экспертов McKinsey, продавцы зачастую подкупают сотрудников налоговых служб.
Третье "конкурентное преимущество" оптовых рынков состоит в том, что здесь порой продают контрабандные и фальсифицированные товары.
"Оптовые рынки торгуют подделками под нашу марку, - сетует Ирина Минеева, заместитель руководителя отдела маркетинга компании "Эконика-обувь". - С одной стороны, нам приятно, что Китай подделывает российскую торговую марку, но с другой - наносит урон репутации фирмы".
"90% таможенных операций в России - "черные", - говорит Владислав Есин, вице-президент ОАО "Торговый дом ГУМ". - Челнокам решать проблемы с таможней проще, чем крупным импортерам. Челнок, например, может указать в декларации, что провозит детский товар, хотя на самом деле в его багаже одежда 52-го - 54-го размеров".
По этим трем причинам - налоговые льготы, возможность уклониться от поборов, торговля контрабандой - продовольственные рынки, согласно подсчетам McKinsey, имеют по затратам преимущество перед супермаркетами в 18 процентных пунктов. Непродовольственные рынки - в 11 пунктов. Вот откуда берутся низкие цены на барахолках.
Впрочем, в некоторых секторах ритейла цивилизованные операторы имеют возможность держать свои цены на уровне "рыночных".
"Только не надо называть эти рынки оптовыми, - протестует Дмитрий Балаболин, гендиректор "КлючСтройАрсенала". - Оптом там никто не торгует, это просто множество мелких розничных торговцев. Рынки для того и были названы в свое время "оптовыми", чтобы морочить голову покупателям: мол, цены будут оптовые. В торговле отделочными материалами нет такой ценовой разницы между рынками и магазинами, как в торговле продуктами питания".
Лишись вдруг рынки своих "черных" преимуществ, то соотношение между базарными ценами и ценами крупных магазинов стало бы совсем иным, считают в McKinsey. Товары в продовольственных супермаркетах стоили бы на 5% дешевле, чем на рынках. В крупных непродовольственных магазинах цены оказались бы на 2% выше, но при явно лучшем сервисе, более полном ассортименте и более надежном качестве товаров эти 2% погоды бы не делали.
Что же властям делать с оптово-розничными рынками? Участники крупного розничного бизнеса единодушны во мнении - их просто надо закрыть. Эта мера действительно повышает эффективность отечественного ритейла. Ведь производительность труда в российских супермаркетах в три с лишним раза выше, чем на рынках. А производительность труда в современных непродовольственных магазинах - выше почти в четыре раза.
Потребитель, который сейчас предпочитает делать покупки на рынке, где цены более низки, и закрывает глаза на все неудобства, в случае закрытия рынков, по утверждению экспертов McKinsey, пострадает не слишком сильно. Освободившуюся нишу быстро займут розничные сети, которые за счет увеличения количества покупателей смогут стать крупнее, уменьшат свои издержки и, таким образом, получат возможность снизить цены.
"Ни одной ритейловой сети не удалось полностью восстановить докризисные торговые обороты, - говорит Сергей Носов, руководитель розничного отдела компании "СВ" (сеть "Техносила"). - Если рынки прикроют, это поможет магазинам вернуть потерянного после прошлогоднего августа покупателя".
Вообще этот разговор о рынках актуален главным образом для Москвы. Оптовые рынки у станций метро - это в основном наше, столичное явление. Можно сказать, детище мэра Лужкова. В малых городах России оптовые продовольственные рынки тоже есть, но на их долю приходится только 11% общего розничного оборота.
"В Петербурге совсем другая ситуация, - рассказывает Константин Мирзоянц, председатель совета директоров сети "Старик Хоттабыч". - Рынков там нет, магазины конкурируют с магазинами, поэтому сервис у всех высокий. Это добропорядочная конкуренция. А в последнее время окрепшие питерские торговые сети идут в Москву. "Дом Лаверна", например, собирается открывать в столице свой магазин".
Выходит, что столичные власти, прикрываясь лозунгом о защите рядового потребителя, на самом деле мешают цивилизованной части ритейла честно бороться с отставшими от жизни конкурентами. Рынки пользуются незаслуженной поддержкой со стороны властей. Крупным же магазинам и сетям, наоборот, ставят палки в колеса.
Взятки в размере инвестиций
Вот как это происходит.
С бюрократией и коррупцией владелец розничной компании сталкивается, открывая первый же магазин.
Само оформление заявки на его открытие требует согласования в 26 инстанциях. По словам руководителей ритейловых компаний, многие из них не пройти без взяток, на которые уходит до половины первоначальных капиталовложений! То есть объем средств, необходимых для строительства магазина, нужно автоматически умножать на два. Вот сколько требуется денег, чтобы начать торговать в Москве.
Отдельная проблема - земельный участок. Купля-продажа земли у нас, как известно, запрещена. А официальные арендные ставки, по расчетам экспертов McKinsey & Company, занижены даже на участки, пользующиеся повышенным спросом. К тому же
многие чиновники уже связаны "товарно-денежными" отношениями с оптовыми рынками, которым они за взятку когда-то сдали в аренду участок. Владельцы рынков, разумеется, не заинтересованы в появлении супермаркетов. А чиновники-коррупционеры с их подачи могут просто отказать вам в аренде участка.
Уже работающие супермаркеты подвергаются проверкам в два раза чаще, чем польские. В среднем, по данным McKinsey, наш супермаркет проверяется теми или иными инстанциями 83 раза в год, а польский - 46 раз.
"В ГУМе различные организации проводят чуть ли не 360 проверок в году", - иронизирует Владислав Есин.
"Нас проверяют десятки комиссий, в задачу которых входит найти у нас недостатки, - говорит Ирина Минеева из фирмы "Эконика-обувь".
Подрывают эффективность отрасли и некоторые законодательные требования. В частности, руководителям супермаркетов часто приходится переоформлять сертификаты даже на один и тот же продукт питания. Больше всего от этого страдают именно крупные магазины, торгующие десятками тысяч товарных позиций.
Мешают развитию розничных сетей и существующие ограничения на списание расходов на рекламу. Все рекламные расходы, превышающие 2% от оборота, не могут быть включены в себестоимость.
А где бизнесу не мешает сам закон, там всегда найдется чиновник со своими интерпретациями этого закона.
"Есть особо одаренные самодуры, - рассказывает Дмитрий Балаболин, гендиректор фирмы "КлючСтройАрсенал". - Один чиновник из Северо-Восточного округа, например, не любит наш магазин на Ярославском шоссе. Сбор за вывеску наш магазин не платит, потому что она не зарегистрирована. А он ее не регистрирует, потому что считает рекламой. И требует денег за "аренду рекламного пространства". А это самое пространство является фасадом магазина, который городу не принадлежит. И почему я должен платить за аренду моего же рекламного пространства?"
Различные поборы со стороны властей давно уже стали не просто помехой, а одним из определяющих факторов розничного бизнеса. Отрицательно влияющим на его рентабельность.
Раз уж мы заговорили о рентабельности - пора переходить к третьей проблеме российского ритейла.
Дорогие миллионы
Если под открытие нового супермаркета реконструируется старое здание, то владельцу магазина, по данным McKinsey, это обойдется $0,5 - 1 млн. Строительство небольшого магазина с нуля стоит $1 - 5 млн. Строительство крупного магазина тянет на $10 - 30 млн.
Известно, что турецкая "Раменка" вложила в два своих гипермаркета $75 млн. "Чтобы открыть средний по мировым меркам магазин в Москве, нам нужно $2 - 2,5 млн", - говорит Владимир Груздев, председатель совета директоров ЗАО "Седьмой континент".
Примерно такие же суммы нужно инвестировать и в непродовольственные магазины. В существующих в Москве зданиях могут разместиться только магазины до 1 тыс. кв. м. Капиталовложения в них невелики - $100 тыс. при переоборудовании помещения и $250 тыс. при покупке здания. Отечественным ритейлерам это по карману.
Но для настоящей эффективной торговли нужны новые здания с торговой площадью 3 - 50 тыс. кв. м. В США на долю таких крупных магазинов приходится 90% продаж непродовольственных товаров. Но для создания такого магазина требуются уже десятки миллионов долларов.
А такие суммы отечественным инвесторам уже не под силу. Таким образом, деньги на строительство магазинов российским ритейлерам приходится, как правило, занимать. А капитал в России чрезвычайно дорог - его, по сведениям тех же экспертов McKinsey, дают под 30 -35% годовых. Для сравнения: в США кредиты стоят 7%.
"Отсутствие капитала - вот главная проблема нашей розничной торговли", - говорит Владимир Груздев. Это еще одна причина затянувшейся жизни менее капиталоемких форм ритейла типа киосков и павильонов.
"Кредиты для нас вообще нереальны, - говорит Дмитрий Балаболин, гендиректор фирмы "КлючСтройарсенал". - Ставка валютного кредита составляет сейчас примерно 26%. Причем при первой же опасности банки сразу пытаются забрать деньги обратно, а под таким мечом ходить невозможно. И еще они требуют непомерных залогов, а без внесения залога говорить с банками вообще не о чем. А если вспомнить об оформлении кредита... Да каждый коммерсант плюнет на пол при этих воспоминаниях. Сто бумаг напишешь, а месяца через три тебе скажут: "В кредите отказано". Можно, правда, взять деньги в долг просто "у людей". Это самый реальный вариант. Процент меньше банковского, и нужды в залоге нет".
"Мы предлагаем своим партнерам систему франчайзинга, - рассказывает Ирина Минеева из фирмы "Эконика-обувь". - Во всем мире банки активно кредитуют начинающих предпринимателей, сотрудничающих с известной фирмой. В России же это правило не действует. Поэтому нашим партнерам заемный капитал просто недоступен".
Высокие кредитные ставки являются проблемой не только для мультинациональных корпораций. Но их пока на российском рынке практически нет - иностранцев, как известно, не устраивают страновой риск и неясность нашей законодательной базы.
Кстати, еще одна проблема, которая сдерживает как пыл иностранцев, так и возможности отечественных ритейлеров, - неразвитость нашей пищевой промышленности. Наши супермаркеты даже на волне потребительского патриотизма могут позволить себе делать на отечественных продуктах не более 60% оборота. В "Седьмом континенте", например, это соотношение - 50:50. А для мировых компаний обязательным условием выхода на рынок является доля, равная минимум 70% отечественных товаров.
Вот почему к нам не идут иностранцы. Зато москвичи после работы идут на оптово-розничные рынки.
Как стать Польшей
Перевернув эту страницу, вы узнаете, где в России розничный бизнес развит лучше всего. Ни за что не угадаете - в городе Обнинске, что в Калужской области.
Для этого потребовалось только два условия: устранение бюрократических препон (прозрачный процесс распределения земли, эффективный сбор налогов) и разумная предприимчивость создателей местных супермаркетов. Обнинские чиновники показывают московским, как пополнять казну налогами, не мешая развиваться цивилизованному ритейлу. Обнинские предприниматели показывают, как нужно использовать благоприятную ситуацию.
McKinsey, ведущая в мире компания управленческого консалтинга, в исследовании, на данные из которого мы здесь не раз ссылались, формулирует свой рецепт развития российской розничной торговли.
Правительство, согласно выводам консультантов, должно обеспечить равные условия для всех форм торговли. Необходимо выравнять налоги. Необходимо ввести преследование за продажу фальсифицированных продуктов и одинаковые правила взимания пошлин.
Затем должны быть оптимизированы административные процедуры регистрации и получения разрешений и участков земли. Конечно же нужны частная собственность на землю и рыночная система аренды.
И поддержка отечественной пищевой промышленности.
При соблюдении этих условий через некоторое время наш розничный бизнес догонит хотя бы Польшу. Ритейл этой страны получил из-за границы начиная с 1991 года $2,1 млрд. Россия за этот же период - $100 млн, из которых $75 инвестировала "Раменка".
У владельцев розничных сетей, торгующих продовольствием, одеждой или, скажем, мебелью, есть хороший ориентир: торговля бытовой техникой у нас, по мнению McKinsey, уже на высоте.
И низкие доходы населения тут ни при чем. Почитайте про Обнинск - не самый богатый город.