Top.Mail.Ru
архив

Вице-премьер обеспечил СМИ рекламу

ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР правительства РФ и министр финансов Алексей Кудрин в прошлый понедельник подписал постановление об увеличении нормативов по затратам на рекламу, не облагаемым налогом на прибыль. Документ этот не из числа рядовых фискальных актов. Хотя бы потому, что его принятие было инициировано лично президентом.

Еще 15 января Владимир Путин на плановом совещании со своими министрами «выразил надежду», как говорилось в сообщении ИТАР-ТАСС, что правительство сможет в ближайшее время решить вопрос об отнесении рекламных расходов российских компаний на себестоимость продукции. Президент подчеркнул, что «это крупномасштабный вопрос и не только затрагивает интересы СМИ, но и очень важен для всей экономики». Говорят, что к этому пожеланию президента побудила встреча с главными редакторами ведущих российских изданий, которые намекнули ему, что давно пора отказаться от налоговых нормативов, ограничивающих рекламные расходы компаний, – рекламные бюджеты тогда увеличатся, а значит, вырастут и доходы СМИ, что, понятно, поспособствует их независимости.

Россия остается одной из стран, где рекламные бюджеты компаний могут частично облагаться налогом на прибыль. Предприятие с годовым оборотом до 30 млн руб. может относить на себестоимость продукции расходы на рекламу в размере не более 5% от оборота, с оборотом от 30 млн до 300 млн руб. – не более 2,5% от оборота, свыше 300 млн руб. – не более 1% от оборота. Все, что свыше этих лимитов, попадает в налогооблагаемую базу.

В результате российские компании, производящие потребительские товары, выделяют на рекламу не более 2% от своих годовых доходов. Тогда как рекламные бюджеты конкурирующих с ними иностранцев, по самым скромным оценкам, составляют около 5% от годового объема продаж. У мультинациональных компаний есть возможность использовать международные соглашения об избежании двойного налогообложения, что позволяет им в соответствии со своим «родным» законодательством включать все рекламные расходы в себестоимость.

«Мы хотели бы в несколько раз увеличить свой рекламный бюджет, но пока вынуждены влезать в нормативы, чтобы налоги не слишком сильно уменьшали наши оборотные средства», – говорит Юрий Егоров, главный экономист московской фабрики «Красный Октябрь».

И вот в Минфине положительно решен актуальный вопрос – рекламные нормативы увеличены в полтора раза. Больше информации пока нет: постановление Кудрина проходит регистрацию в Министерстве юстиции, поэтому его полное содержание в Минфине не разглашают.

«Это повышение не настолько значительное, чтобы можно было резко увеличить расходы на рекламу, – считает Олег Данилов, директор по экономике петербургской «Невской косметики». – Лимиты вообще мешают развитию компании. Для нас затраты на рекламу – это та же себестоимость, что и затраты на сырье».

От 2% до 7,5% – это все, на что решился Кудрин. В российском правительстве, похоже, по-прежнему опасаются, что предприятия будут пользоваться возможностью отнесения рекламы на себестоимость, чтобы выводить свою прибыль из-под налогообложения.

В тех компаниях, с руководством которых удалось переговорить «Ко», общее мнение такое: хорошо, что нормативы повысили хотя бы настолько

«Вообще-то компания в рекламных расходах должна ориентироваться на свои коммерческие планы, а не на налоговые лимиты по отнесению затрат на себестоимость», – полагает Инна Кочетова, вице-президент по маркетингу «Московского пивобезалкогольного комбината Очаково».

Нашлись, так сказать, и равнодушные к фискальным стимулам Минфина. «Мы рекламный бюджет составляем исходя из задач развития компании, а не налоговых нормативов», – говорит Кирилл Евстегнеев, коммерческий директор Очаковского молочного завода. То же самое заявили «Ко» и в отделе маркетинга московской косметической фабрики «Свобода».

Так что же, в правительстве зря старались? Как сказать! Например, Элла Стюарт, управляющий директор рекламной группы BBDO-Moscow, считает, что «увеличение нормативов, в целом очень незначительное, на мой взгляд, приведет к активизации мелких рекламодателей. Вероятнее всего, увеличится объем рекламы в прессе».

Об этом пресса и просила президента.

 

Еще по теме