Виза от Казанской матери

12.05.200300:00

В процессе традиционно долгих майских праздников произошло одно небольшое событие, которое при определенном стечении обстоятельств может перерасти в столь же традиционный небольшой (или большой – тут уж как повезет) скандал. В эти дни было начато проведение экспертизы с целью определения подлинности иконы Казанской Божьей матери. Икону эту предполагал передать России Папа Римский во время своей – опять же предполагаемой – остановки в пока еще российском городе Казани на пути планируемого следования в далекую Монголию. Известно, как любит современная Русская православная церковь (РПЦ) католицизм и его главу Папу Римского. Прозелитизм, то да се да просто наглая конкуренция и все такое прочее. Так что и иконы никакой не надо, лишь бы не ступала нога главы католиков на исконные православные территории. Так вот, по поводу экспертизы. Родное ТВ тут же данное событие откомментировало, между прочим, и в том смысле, что от подлинности иконы многое зависит. Что можно было понять довольно однозначно: подлинная икона – тогда, может быть, патриарх и даст добро на короткое посещение понтифика. Сам премьер Михаил Касьянов на вопрос о возможном приезде Иоанна-Павла тоже сказал, что вот, пусть церковь решает. Не вмешивается государство в дела церкви. Что, конечно, правильно. Вот еще и нашей церкви перенять бы этот добрый пример и перестать влезать в дела государства – но это, похоже, тема не сегодняшнего дня. Так или иначе, именно в силу контекста отношений двух церквей возможность приезда Папы в Россию придает экспертизе вольный или невольный, но политический смысл. Россия несколько лет назад уже вдоволь налюбовалась на политические игры вокруг другой экспертизы – царских останков. Там тоже с помощью результатов разные стороны добивались своих целей.

В сегодняшнем случае интерес тоже понятен. Подлинная икона – тогда достаточно странно будет выглядеть позиция нашей церкви: не надо исторической святыни, лишь бы нога вражья в нашей вотчине не объявилась. Как-то уж совсем не по-божески. А копия – тогда уж извините, подвиньтесь, совсем незачем в нашей родной Казани появляться.

Ну да бог с ней, с экспертизой. Вернемся, собственно, к проблеме невъездного Папы. Или, скорее, к более широкому вопросу. О свободе совести и, главное, свободе вероисповедания, закрепленных в российской Конституции. Логично будет предположить, что свобода вероисповедания предполагает и свободу выбора веры или церкви. Секты и коммерческо-психопатические образования здесь не учитываются, вообще обо всем, что имеет больше отношения к правоохранительным или медицинским организациям, нежели к религиозным, речь не идет. Разговор только о давних и традиционных религиях и их церквях (или храмах, мечетях, синагогах, костелах, кирхах – кому что нравится). Или, возможно, о сравнительно новых, но, опять же, не связанных с аферистами или психопатами. Ни в одной из глав Конституции РФ, включая шестую главу, не написано, что руководящей и направляющей религией на территории России является православие в версии Русской православной церкви. А значит, никакому гражданину России не следует создавать препятствий, препон и неудобств для отправления его конфессиональных потребностей, вне зависимости от того, нравится эта конфессия РПЦ или нет. Разумеется, и речи нет о том, чтобы строить, скажем, костелы за государственный счет. Просто российские граждане, склонные, например, к лютеранству или даже – чур меня, чур – к самому католицизму, должны иметь возможность ходить на службы в свои, специально предназначенные для этого заведения. И обязанность государства следить за тем, чтобы им, гражданам, никто в этом не мог препятствовать. В том числе и сама Русская православная церковь. И принадлежность к действительно главной и традиционной для России церкви высшего руководства страны ни в коей мере не может означать для этой самой церкви эксклюзивных, а в сущности, монопольных прав на определение того, какие конфессии могут существовать на территории РФ, а какие для нее нежелательны. Это, во всяком случае, по Конституции, имеют право определять только сами граждане. Извините за банальность, но самое время напомнить, что демократия – это защита прав меньшинства. В том числе и права на выбор вероисповедания. Так что не все здесь должно зависеть только от решения самой РПЦ. Как бы деликатно ни выражался по этому поводу уважаемый премьер Михаил Касьянов.