Византийский менеджер
В России появился новый фаворит. В коридорах Дома правительства на Краснопресненской набережной Москвы-реки циркулируют слухи о скором назначении министра связи на пост вице-премьера. Сам Рейман ведет себя спокойно и уверенно - как и положено фавориту. Как заметил один из чиновников, "когда сидишь напротив Реймана, ощущение, что ты оказался в Византии. Он тебе мило улыбается, а завтра может отрубить голову".
В последний день февраля Министерство по связи и информатизации подводило итоги 1999 года. Сотни чиновников, собравшихся в Москве на расширенную коллегию, слушали выступление Леонида Реймана с некоторым недоумением - на доклад министра его речь была мало похожа. Больше походила на речь президента ОАО на собрании акционеров - много слов о доходах и издержках, выгодных и невыгодных направлениях. И при этом почти ни слова о государственных приоритетах и геополитических интересах.
Год назад, в феврале 1999-го, глава Госкомсвязи (так тогда называлось нынешнее министерство) Александр Крупнов и курирующий это ведомство вице-премьер Булгак отчитывались гораздо более по-министерски.
Все было на месте. Руководящий пафос, слова о "мы обязаны" и "нам доверено". На нынешнем подведении итогов Крупнов сидел в шестом ряду партера, а Булгак - в углу на галерке. За истекший год руководство в министерстве сменилось почти полностью.
Начало перетряскам российского телекоммуникационного ведомства было положено в июне, когда премьер Сергей Степашин назначил главой Госкомсвязи 59-летнего генерала Александра Иванова, в конце 80-х - начале 90-х годов служившего первым заместителем начальника связи Вооруженных Сил СССР и затем России. В ведомстве заговорили о решительных переменах, о росте централизации и уменьшении коммерции. Западные поставщики телекоммуникационного оборудования почувствовали себя неуютно. Им очень не понравились слова генерала Иванова о планах Запада скупить российскую связь с диверсионными намерениями.
Но не судьба была российской связи стать генеральской. 9 августа премьер-министром России стал Владимир Путин. При разделе сфер влияния между правительственными группировками доходная, но не идущая ни в какое сравнение, скажем, с нефтянкой, связь досталась именно ему. И уже 23 августа на должность председателя Государственного комитета по телекоммуникациям (так к тому времени назывался многострадальный Госкомсвязи) был назначен Леонид Рейман. Не успев централизоваться, телекоммуникационная отрасль России начала крутой разворот в сторону коммерции.
Впервые в истории российской связи к руководству отраслью пришел бизнесмен. До перехода в Гостелеком нынешний министр был первым заместителем гендиректора ОАО "Петербургская телефонная сеть" (ПТС), входил в советы директоров ПТС, ОАО "Санкт-Петербургский междугородный международный телефон", ОАО "Телекоминвест".
По слухам, Рейман - близкий друг Владимира Путина: говорят, два бывших петербуржца дружат домами. Он имеет репутацию хорошего менеджера. Утверждают, что именно Рейман сыграл ключевую роль в объединении крупнейших петербургских телекоммуникационных компаний в холдинг "Телекоминвест" и в последующей продаже 51% акций этого холдинга немецкому Kommerzbank.
На иностранных партнеров новый глава российской связи производит очень благоприятное впечатление. Спокойный, уверенный, понимающий проблемы бизнеса. В отличие от предшественников он может выступать на пресс-конференциях на хорошем английском языке. Российские чиновники добавляют к этим характеристикам восточную осторожность и внезапность атак. Восточный менталитет достался ему, по-видимому, в наследство от отца - уроженца Таджикистана. Резкость реакций он приобрел в Петербурге.
Сразу же после "воцарения" Реймана в руководстве российской связи стали происходить перемены. Некоторые из бывших вождей отрасли и "серых кардиналов" начали отходить в тень. Зато появилось немало бывших бизнесменов, в особенности из Петербурга. Иногда такие замены проводились жестко, без особых церемоний.
Только в апреле 1999 года под сильным давлением Булгака генеральным директором холдинга "Связьинвест", объединяющего 87 региональных телекоммуникационных компаний, был назначен Олег Белов, с большой неохотой покинувший высший пост в АО "Ростелеком" - российском национальном операторе дальней связи. Но уже в сентябре было объявлено о предстоящей вскоре отставке Белова, которого многие коллеги по отрасли называют лучшим менеджером в отечественной связи. 21 октября вместо него "Связьинвест" возглавил Валерий Яшин - бывший гендиректор ОАО ПТС и соответственно бывший начальник Реймана.
По поводу этой истории резко высказался Николай Аксененко, бывший в начале минувшей осени первым вице-премьером и реальным соперником Путина в борьбе за власть. Он заявил журналистам, что "то, что происходит в сфере телекоммуникаций, для России позорище". Аксененко отметил также, что если будут заменены лица, которые руководили и продолжают руководить этой сферой, то он посчитает это правомерным.
Однако позже появление все новых петербуржцев в этой и других отраслях уже не сопровождалось резкими комментариями.
13 ноября указом президента Ельцина Госкомитет по телекоммуникациям был преобразован в Министерство по связи и информатизации. Рейману это принесло двойную пользу. Во-первых, повышение статуса ведомства - превращение председателя госкомитета в министра - одновременно повысило и статус его руководителя. Говорят, что сегодня карьерные амбиции Леонида Реймана уже не ограничиваются министерским постом. После Нового года в отрасли стали распространяться слухи, что в скором времени министр связи может превратиться в вице-премьера. Кроме того, возврат телекоммуникационному ведомству утерянного пять лет назад министерского статуса (о чем долгое время мечтали, но что так и не смогли осуществить многие его предыдущие руководители) существенно повысил авторитет Реймана в отрасли. Вновь продемонстрирована его близость к первым лицам в государстве.
Во-вторых, преобразование комитета в министерство сопровождается принятием нового положения о ведомстве, утверждением нового штатного расписания. А это замечательный повод без шума произвести нужные руководителю кадровые перестановки, перераспределить полномочия.
Позже министру связи представилось еще несколько возможностей продемонстрировать свою влиятельность.
Неожиданно быстро разрешился застарелый конфликт с ассоциацией операторов сотового стандарта CDMA. Минувшей весной Гостелеком запретил использование в России и ввоз в страну легких карманных телефонных аппаратов этого стандарта. В ответ операторы CDMA обратились в Министерство по антимонопольной политике. Конфликт вокруг CDMA стал межминистерским. МАП направило в Минсвязи грозное предписание, Минсвязи обратилось в арбитражный суд. Казалось, что победа будет на стороне антимонополистов. Но неожиданно министр по антимонопольной политике Илья Южанов стал смягчать свою позицию, и после Нового года два ведомства достигли полюбовной договоренности. Говорят, глава МАП по здравому разумению решил не ссориться с будущим вице-премьером.
Сдвинулся с мертвой точки и давно буксовавший вопрос о введении во всех регионах России повременной оплаты местных телефонных разговоров. Сегодня власти многих регионов гораздо лояльнее относятся к перспективам повременки, чем еще полгода назад.
В некоторых случаях, поддерживая Реймана, Владимир Путин даже принимает решения вопреки интересам родных ему спецслужб. 25 февраля он подписал давно назревшее и приятное для полутора миллионов пользователей мобильной связи в России постановление об отмене разрешений на сотовые телефоны. По имеющейся информации, спецслужбы резко возражали против решения, ограничивающего их возможность контролировать использование мобильной связи в стране. Однако решение было принято. Спецслужбы тоже уловили, что Рейман пришел надолго.
Моментом истины для главы Минсвязи стала новогодняя ночь 2000 года. Западные эксперты и многие СМИ распространяли паническую информацию об абсолютной неготовности России к мирному преодолению "проблемы-2000". Предрекали многочисленные бедствия - от выключения электричества в целых регионах до самопроизвольных запусков ядерных ракет.
Министерство связи отвечало за координацию работ по "проблеме-2000" в России. Если бы апокалиптические предсказания сбылись хотя бы частично, Леонид Рейман вряд ли сохранил бы руководящее кресло, даже несмотря на высочайшую поддержку. Но, слава Богу, обошлось. Наверное, глава российской связи встретил минувший Новый год с особой радостью - тем более что для этого у него имелся и еще один немаловажный повод. Главный покровитель Реймана стал и.о. президента Российской Федерации.
В новом году перспективы бывшего бизнесмена, а ныне министра России выглядят радужными. Медленно, но решительно он переориентирует свое ведомство на зарабатывание денег. Даже извечно убыточная почта все больше занимается платными дополнительными услугами - вроде рассылки рекламы, торговли по каталогам и быстрой доставки.
Сегодня Леонид Рейман и новый руководитель "Связьинвеста" Валерий Яшин пытаются повторить в масштабах всей России то, что ими сделано в Петербурге, - объединение всех региональных связистов в 8 - 10 мощных холдингов, подобных "Телекоминвесту".
Может быть, Рейману удастся и то, что сегодня представляется почти невозможным: отмена социальных льгот на телефонные разговоры. Гигантские долги бюджета по компенсации социальных льгот на телефон - вечная головная боль связистов. Связисты мечтают, чтобы все клиенты платили за телефон полную стоимость, а потом собесы компенсировали бы разницу пенсионерам, Минобороны - воинским частям и т.п. Эта идея встречает большое сопротивление: ясно, что компенсации льготники будут дожидаться месяцами. Но Рейман, ссылаясь на трудности связистов, добивается своего. Кто знает, может, и получится - он нынче в силе.
Еще по теме



