VK постигнет «Дзен» через «Новости»

29.04.202208:28

«Яндекс» договорился с VK о продаже своих сервисов «Новости» и «Дзен». О планах избавиться от них «Яндекс» заявил в марте, объясняя это решением сконцентрироваться на поиске и других технологических проектах. Детали сделки раскроют позже, но уже известно, что переговоры шли непросто.

О том, что «Яндекс» подписал соглашение об основных условиях сделки с VK, сообщили обе компании. Они пообещали раскрыть условия покупки. Сейчас им необходимо получить одобрение корпоративных и регулирующих органов, включая Федеральную антимонопольную службу (ФАС), и обсудить некоторые технические детали, заявили журналу «Компания» в «Яндексе».

Переговоры шли непросто, главный вопрос, который волновал покупателя, — сохранят ли сервисы тот объем трафика, который был у них благодаря «Поиску».

Инвесторы положительно отреагировали на решение о будущей сделке: акции «Яндекса» подскакивали на 4,95% выше уровня закрытия предыдущих торгов. Бумаги VK, проседавшие в преддверии сообщений о сделке, после ее объявления выросли в цене до 432,6 рубля за бумагу, за несколько минут подорожав на 5%, следует из данных торгов на Мосбирже. Уже к 16:34 мск котировки VK перешли к падению.

Неизбежная продажа

О том, что «Яндекс» может выйти из «Новостей» и «Дзена» стало известно 15 марта. Источники РБК отмечали, что «Яндекс» хочет быть технологичной компанией, а «Дзен» развивается «больше в сторону соцсетей», тогда как «Новости» вызывает «много критики со всех сторон». В частности, сервис вызывал неодобрение из-за того, что он представляет необъективную картину дня. Между тем компания утверждала, что сотрудники никак не влияют на новостную картину, поскольку ее составляет алгоритм. Тогда же собеседники издания заявили, что ключевой интересант — VK.

Позже источники The Moscow Times (сайт заблокирован в России) сообщали, что «Яндекс» отложил продажу из-за указания Кремля. По словам источника, это не связано с обострением геополитической ситуации, «им и раньше бы не дали такую сделку провести». Позже в «Яндексе» опровергли эту информацию.

Руководитель «Яндекс.Дзена» Антон Фролов в середине марта предупреждал команду, что хоть покупатель не определен, продажа в любом случае состоится, сообщили два сотрудника сервиса The Bell. По словам Фролова, делать контентные сервисы «Яндекс» в нынешних условиях больше не может: когда из сервисов информацию получает большое количество людей, «Яндексу» сложно не попадать «под разные виды давления». Если же «Яндекс» хочет продолжать быть большой технологической компанией, то ему следует сконцентрироваться на том, что ни при каких условиях не может быть политизировано, цитировал Фролова один из источников.

Через несколько дней IT-гигант заявил, что рассматривает «различные стратегические варианты, включая продажу» сервисов, но не может ее гарантировать, так как на сделку могут повлиять «макроэкономические и геополитические события». Яндекс хочет сосредоточиться на техносервисах таких как поиск, реклама и беспилотники, а также на транзакционных услугах (такси, онлайн-торговля, музыка и кино).

«Сильно дешевое мероприятие»

Выручка сегмента, в который входит «Яндекс.Дзен», где помимо него компания учитывает Yandex SDG, Yandex.Cloud, «Яндекс.Образование», финтех-направление, «Яндекс.Услуги», эксперименты «Яндекс.Лавки», составила по итогам 2021 года лишь 24 млрд рублей при совокупной выручке «Яндекса» в 356 млрд рублей, напоминает начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев. Он добавил, что аудитория «Новостей» при этом составляет порядка 10 млн человек, а «Дзена» — 22 млн. «"Яндекс" отступает от социального сегмента, сосредотачивая усилия на главных для себя направлениях. Не думаю, что ФАС будет препятствовать сделке», — отметил аналитик.

Покупка VK сервисов «Дзена» и «Новостей» — «сильно дешевое мероприятие» из-за работоспособности и техподдержки последних, уверен инвестиционный консультант, автор YouTube-канала «Экономист на час» Рами Зайцман. Он рассказал, что сам столкнулся с трудностями взаимодействия с техподдержкой при регистрации своего блога в «Яндекс.Дзене» — там уже был аккаунт с его брендовым именем. По словам Займана, ни техподдержка, ни занимающиеся развитием блогеров маркетологи ничего не смогли с этим сделать.

Инвестконсультант добавил, что проблем в согласовании сделки с ФАС не будет, поскольку нет альтернативных сервисов, чьи интересы могут быть ущемлены. «У VK есть возможность для развития сервисов, особенно в отсутствии иностранных конкурентов», — считает Зайцман.