Вкалывают роботы

20.12.202120:35

Все больше рутинных задач передают цифровым решениям из области RPA (роботизированной автоматизации процессов), а именно ботам и виртуальным помощникам. По прогнозу Statista, мировой рынок RPA c $2,07 млрд в этом году уже к 2030-му вырастет до $13,39 млрд. Однако не всегда роботы приносят пользу, а порой могут стать настоящей головной болью для бизнеса. Об этом в колонке для журнала «Компания» рассказывает основатель платформы для построения омниканальных автоматизированных коммуникаций TWIN Игорь Калинин. 

Роботизированные решения быстро набирают популярность благодаря своей многогранности. В простейшем случае это может быть программный модуль, который получает электронное письмо, открывает его, извлекает оттуда таблицу, находит в ней нужную строку и делает сверку ее значения с документом из другого источника. Множество офисных работников занимаются похожими делами на протяжении всего рабочего дня. И этот процесс легко автоматизировать.

Другим примером являются широко распространенные голосовые или чат-боты, которые помогают в автоматическом режиме обрабатывать типовые обращения клиентов, извлекать нужные данные, совершать простые операции, например смену тарифного плана, денежные переводы и многое другое. Кроме того, они позволяют создать с клиентом единую омниканальную среду коммуникации, хорошо поддающуюся анализу.

Зачем бизнесу роботы

Вне зависимости от типа прикладных решений все они имеют как минимум четыре преимущества:

Как российский бизнес нанимает роботов

Исследование, выполненное по заказу Automation Anywhere, показало, что офисные работники до 40% рабочего времени тратят на «цифровое администрирование» — грубо говоря, перекладывание файлов из папки в папку, и на повторяющиеся операции с таблицами. Многие такие задачи связаны с документооборотом. Понятно, что все больше компаний ищут пути повышения эффективности.

В прошлом году аналитическая компания Deloitte провела глобальный опрос среди представителей бизнеса и выяснила: 73% респондентов отмечают, что их компании уже встали на путь интеллектуальной автоматизации, и этот показатель оказался выше показателя 2019 года на 58%. 37% компаний уже используют от 1 до 10 инструментов автоматизации, в то время как в 13% организаций внедрено более 50 отдельных RPA-решений.

Возьмем несколько отечественных примеров. Уже несколько лет использует роботизацию в ОЦО российская нефтехимическая компания «СИБУР Холдинг». Среди прочего автоматизации подверглись бухгалтерские процессы, связанные с перечислением суточных и обработкой авансовых отчетов по командировкам. Ежемесячная экономия от внедрения технологий RPA составила эквивалент 8 ПШЕ (постоянных штатных единиц).

Альфа-банк пошел еще дальше. При консалтинговой поддержке Ernst&Young он роботизировал сразу несколько десятков внутренних процессов, добившись ежегодной экономии в размере 85 млн рублей.

Не отстает и ритейл. Компания «Утконос Онлайн», столкнувшаяся в период пандемии с резким ростом количества заказов, дополнила свою систему обслуживания клиентов поддержкой технологий текстовой и голосовой обработки входящих запросов. Заказчик интегрировал их в свою омниканальную систему взаимодействия с клиентами. В результате время диалога удалось сократить в 3 раза, а 80–85% инициированных пользователем диалогов с ботом не требуют вмешательства оператора.

Минусы роботов

RPA-технологии привлекают бизнес своими показателями «на выходе», но они работают лишь по жестко заданным алгоритмам. Сами по себе боты — это не роботы в привычном понимании, они не обладают интеллектом и не подвержены машинному обучению, не способны самостоятельно принять решение.

Бывают ситуации, когда необходима помощь человека, его кризисное мышление и решительность:

Как считать ROI роботизации 

Как посчитать выгоду от роботизации и не столкнуться впоследствии с сюрпризами? Рассмотрим на примере работы кол-центра.

После 2014 года лишь немногие компании могут позволить себе содержать кол-центры, расположенные в ЦФО. Большая их часть работает в регионах — Нижнем Новгороде, Волгограде, Ростове-на-Дону, Оренбурге, Омске и т. д. Посмотрим, из чего складывается стоимость одной минуты работы оператора:

Вроде бы мы учли все. Но за кадром осталось одно важное обстоятельство — оператор далеко не 100% рабочего времени находится на линии. Практика показывает, что собственно звонки составляют не больше 40–60% рабочей смены в зависимости от ряда факторов, например времени ожидания или необходимости вводить номер вручную. И это мы еще не берем в расчет такие факторы, как отпуска, больничные, перерывы на обед и т. д.

Если учесть все эти показатели и вывести дельту, которую мы и можем наблюдать сейчас на рынке, результат окажется около 15–25 руб. в минуту. Осталось сравнить со стоимостью голосового бота, цена работы которого начинается от 3,5 руб. в минуту в зависимости от сложности сценария диалогов, использования сторонних или собственных технических платформ. Давайте немного детализируем:

Эти суммы, конечно, могут несколько меняться в зависимости от разных обстоятельств, но в среднем по рынку голосовой бот обходится в 6–7 руб. в минуту. Если же речь идет о текстовом чат-боте, то стоимость его работы начинается от 20 коп. за минуту диалога.

Кто же останется в офисе

При таких разницах в себестоимости вопрос о роботизации многих сфер бизнеса кажется не слишком спорным. Однако, к счастью, в офисах еще достаточно задач, которые не доверишь автоматизации.

Даже там, где роботам самое место, все равно должны остаться люди. Только они способны отреагировать на нештатную ситуацию, проанализировать ее и помочь. Как уже было сказано выше, даже в самом автоматизированном кол-центре 15–20% звонков в итоге попадают к живому оператору. И его квалификация должна быть достаточно высока, чтобы в короткий срок разрешить возникшую проблему.

Некоторые отрасли в целом с трудом поддаются автоматизации из-за непредсказуемости процессов, с которыми приходится работать. К таким, например, можно отнести грузоперевозки, где документооборот роботизируется прекрасно, а работа высококвалифицированного логиста — уже нет.

И самое главное. Придется сразу вычеркнуть из плана автоматизации всю креативную деятельность, связанную с созданием новых смыслов, поиском подходов, планированием развития и многим другим. Здесь роботизация может предоставить много инструментов аналитики, в том числе и предиктивной, но последнее слово все равно останется за менеджером или директором.

Думаю, вряд ли когда-нибудь настанут времена безлюдных офисов. Автоматизация бизнес-процессов не ставит перед собой такой цели. При этом она помогает настолько увеличить эффективность труда, что в ближайшие годы сохранить конкурентоспособность без широкого внедрения RPA будет попросту невозможно.