Вкус денег

04.07.200500:00

Российские аграрные компании ринулись за деньгами на фондовый рынок. Многие из них уже освоили механизм выпуска облигаций. Другие, вдохновившись примерами игроков из смежных отраслей, пошли дальше и решили торговать своими акциями. Группа «Разгуляй-УКРРОС» – один из лидеров зернового и сахарного рынков – объявила о намерении в конце этого года выставить на продажу 25% акций и получить за них $100 млн. Среди аграриев таких смелых планов не осуществлял пока никто. До сих пор им мешала собственная закрытость и рискованность бизнеса.

Надо сказать, что в деле первичного размещения акций группа «Разгуляй» – не первая среди агрокомпаний. В марте этого года «Хлеб Алтая» (производит муку, крупу и комбикорм) продала 5% своих акций примерно за $7,6 млн. Компания, оборот которой в прошлом году составил $60 млн, оказалась востребованной – при размещении на ММВБ спрос на ее акции на 50% превысил предложение.

Но для «Разгуляя» главное – масштаб, а не первенство. Быть второй компании уже приходилось: в 2003 году она пошла по стопам группы «ОГО», которая первой из аграрников заняла деньги на открытом финансовом рынке, выпустив облигации на 390 млн руб. «Разгуляй» же разместил самый крупный аграрный облигационный заем – на 1 млрд руб. Вслед за этим группа начала готовиться к размещению акций (основным владельцем «Разгуляя» является ее президент Игорь Потапенко) и занялась выстраиванием прозрачной бизнес-структуры. Зерновые и сахарные активы «Разгуляя» были разделены на два холдинга под руководством управляющей компании «Агрокоинвест». Другим этапом в подготовке к IPO стало создание розничного бренда. В конце 2003 года «Разгуляй» начал переговоры с компанией «Си-про» о покупке марки «Быстров», но стороны не смогли договориться. Год спустя компания запустила собственный бренд «Дивница», под которым сейчас продается мука, крупы и сахар.

Несмотря на проделанную работу, в полную готовность группы к размещению акций на рынке не очень верят. Основная проблема – закрытость компании. Это, кстати, главная примета российского аграрного бизнеса. К примеру, крупнейшая компания по производству сахара – «Продимекс», которая два года назад намеревалась открыться для инвесторов, так и не сделала этого. Аналитики сахарного рынка до сих пор называют «Продимекс» «компанией-фантомом». «Хотя в «Разгуляе» и определились со структурой, до сих пор неясно, кто же основные акционеры группы», – замечает один из аграрных экспертов, попросивший об анонимности. Аналитик ИК «Финам» Ольга Самарец добавляет, что на ограничение ликвидности акций «Разгуляя» может повлиять и отсутствие у компании очевидной для инвесторов стратегии.

Проблем, вероятно, добавит и сам бизнес «Разгуляя». «Маржа компании зависит от факторов, на которые она не в состоянии повлиять, – считает старший аналитик ИК «УралСиб» Марат Ибрагимов. – Цены на зерно и сахар подвержены сильным колебаниям». «Разгуляй» же намерен вложить полученные от размещения деньги прежде всего в покупку сахарных заводов, хотя в компании и признают, что в производстве сахара из-за неотрегулированного механизма импорта сахара-сырца и белого сахара сейчас ситуация критическая. «В прошлом году убыток нашего сахарного холдинга был покрыт производством свекловичного сахара», – говорит глава пресс-службы «Разгуляя» Владимир Сосницкий.

Впрочем, по мнению аналитика компании «Велес-капитал» Михаила Зака, интерес к бумагам группы с годовым оборотом около $675 млн может быть высоким, учитывая целый ряд успешных размещений компаний из смежных отраслей потребительского рынка (не так давно соковый завод «Лебедянский» получил за 19,9% акций $151 млн, а розничная сеть «Пятерочка» – около $600 млн за 30% акций). «Многие из аграрных активов недооценены рынком», – полагает он. «Понятно, что «голубой фишкой» «Разгуляй» не станет, но вполне может пополнить второй эшелон, – добавляет Ольга Самарец из «Финама». – Акции компании, скорее всего, будут позиционироваться как акции роста, используемые для диверсификации портфелей инвесторов».