«Вкусно — и точка» подтянет под себя СНГ

В начале января стало известно об уходе McDonald's из Казахстана, а сегодня местный Минюст заявил, что рассмотрит заявку на регистрацию в стране товарного знака «Вкусно — и точка». По данным западных изданий, американская сеть запретила местным заведениям закупать котлеты у российских поставщиков, а оперативно найти им замену казахские партнеры не смогли. В какие страны СНГ может выйти «Вкусно — и точка» и есть ли среди них государства дальнего зарубежья — в материале «Компании».

«Заявка на рассмотрении»

Сеть ресторанов быстрого питания «Вкусно — и точка» подала заявку на регистрацию своего товарного знака в Казахстане. Об этом стало известно в понедельник, 16 января.

По данным казахстанского Минюста, на который ссылается РИА «Новости», в данный момент на рассмотрении ведомства находятся заявки на регистрацию товарных знаков, в составе которых есть словесные обозначения «Вкусно — и точка». Их направило ООО «Система ПБО», российская компания, владеющая сетью в РФ.

Местное издание Tengrinews обнаружило на сайте kazpatent.kz 12 заявок на товарные знаки.

В сети «Вкусно — и точка» регистрацию товарного знака объяснили необходимостью защиты бренда. «Заявка на товарный знак подана в соответствии с деятельностью компании по защите бренда», — отметили здесь в ответ на запрос агентства.

В ноябре казахстанский McDonald's (ТОО Food Solutions KZ) сообщил о приостановке работы всех своих точек (в Казахстане их всего 24. — Прим. ред.) в стране, пообещав в скором времени открыть их снова. Сетью по франшизе управляет местный бизнесмен Кайрат Боранбаев, в 2021 году занявший 14-ю строчку в рейтинге самых обеспеченных предпринимателей страны по версии Forbes.

Противоречивые сведения

Данные о планах российской сети выглядят противоречивыми. В начале января стало известно, что решение McDonald's об уходе из Казахстана вызвано сложностями с поставками мяса из РФ. Источники агентства Bloomberg заявили, что McDonald's запретил франчайзи закупать котлеты у российских поставщиков. При этом приобретать сырье у местных поставщиков или партнеров из Европы рестораны себе позволить не могли: это бы обернулось более высокими ценами и расходами на транспортировку товаров.

В начале января «Вкусно — и точка» объявила об отсутствии планов по выходу на рынок Казахстана. В данный момент договоренностей с местными управляющими нет, отмечали в сети. А гендиректор Food Solutions KZ Асет Машанов говорил, что сеть сейчас работает над запуском ресторанов под локальным брендом, и не исключил, что в будущем McDonald's может вернуться в Казахстан.

В декабре гендиректор «Вкусно — и точка» Олег Пароев говорил о том, что российская сеть задумывается о возможности продажи франшизы и выхода бренда в СНГ, а также в другие зарубежные страны, где пока не работает McDonald's. Среди них он назвал Армению, Киргизию и Узбекистан. Также Пароев не исключил и возможности выхода в государства дальнего зарубежья, в качестве примера назвав Иран.

Выход сети в другие страны, со слов ее владельца Александра Говора, будет происходить только путем продажи франшизы. Со слов Пароева, которого цитирует ТАСС, прежде чем заниматься выходом на новые рынки, компании «Вкусно — и точка» нужно организовать непрерывность поставок и логистику, на что и будут направлены усилия в 2023 году. Согласно юридическим договоренностям с McDonald’s, «Вкусно — и точка» не может работать на тех рынках, где присутствует американская сеть.

Что в Белоруссии

Осенью прошлого года белорусский McDonald's сообщил, что убирает из меню завтраки, омлеты, мактосты и другие блюда. Причиной были названы «ограничения в цепочках поставок». Другие подробности не приводились. В стране к этому моменту было открыто 25 ресторанов данной сети.

В ноябре 2022-го на сайте белорусского McDonald's появилась информация о том, что местные рестораны начнут работу под брендом «Вкусно — и точка». В российской сети, в свою очередь, заявили, что заканчивают передачу прав по договору франчайзинга местной компании «КСБ Виктори Рестораны». Здесь уточняли, что рестораны возобновят работу по окончании всех юридических и организационных процедур.

К концу ноября McDonald's в Белоруссии запустил автоматическое перенаправление на новый адрес, не содержащий отсылок к названию компании, а с главной страницы исчезли логотипы с узнаваемой буквой «М». С ресторана на улице Немига в центральной части Минска, по данным портала New Retail, сняли вывеску, то же самое произошло еще в нескольких заведениях, при этом их работа не прерывалась.

По данным портала buybrand.ru, к концу декабря почти все рестораны в Белоруссии были переименованы в «КСБ Виктори Рестораны» по названию юрлица, владеющего сетью. Помимо двух летних площадок, остальные заведения сети в стране также принадлежат Боранбаеву, в данный момент пребывающему под арестом.

Весной 2022-го бизнесмена задержали в рамках дела о хищении средств в особо крупном размере в квазигосударственном секторе. 30 сентября расследование в отношении бизнесмена завершилось, а 23 ноября суд продлил ему арест еще на два месяца.

«Странам стало неудобно работать»

«Все эти страны (речь о государствах СНГ, в которых функционировало несколько десятков точек McDonald's. — Прим. ред.) так или иначе были интегрированы в экономику российского McDonald's и в товарооборот с российскими поставщиками, — объяснил в разговоре с «Компанией» вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов. — И если Россию отрезать от них, всем остальным странам работать становится сложно».

По словам Миронова, сейчас происходит именно такое «отрезание», поскольку «Вкусно — и точка» забрала предприятия под себя. На сеть завязаны прямые договора с поставщиками.

«Все остальные заведения стали мелкими предприятиями, совершенно неинтересными для поставщиков. Эти 24 ресторана (речь идет о казахстанских заведениях McDonald's. — Прим. ред.) самостоятельно работать не смогли бы, что и показала практика. То есть они не могут самостоятельно договориться с российскими предприятиями и получать нормально продукты. Это не какое-то нежелание американского McDonald's работать с Казахстаном, а нерентабельность данного бизнеса. Ресторанов в стране слишком мало, чтобы они заключали серьезные договоры».

Поэтому логично, что «Вкусно — и точка» будет подтягивать под себя остальные страны СНГ, полагает Миронов. «Я думаю, так или иначе все будет потихонечку уходить под Россию. Поскольку теперь этим узлом заведует "Вкусно — и точка", под него, вероятно, все и уйдет», — заключил он.