Владимир Дукельский: «Семь раз отмерь, потом отрежь», – это про Porsche

06.09.200400:00

Появление в Москве первых экземпляров Porsche 911 нового поколения совпало по времени с активизацией деятельности «Порше Руссланд» – 100-процентной «дочки» Porsche, созданной в прошлом году для организации сбыта на российском рынке. О ближайших и перспективных планах Porsche в России редактор «Колеса» Юрий Хнычкин беседует с генеральным директором «Порше Руссланд» Владимиром Дукельским.

 

«Ко»: Учреждение Porsche национальной торговой компании в России вызвало у многих участников авторынка удивление. Принято считать, что наш рынок пока находится в такой стадии, что институт генеральных импортеров эффективен для компаний, продвигающих относительно массовые продукты, а продажи в люкс-сегменте целесообразнее доверять местным партнерам, пусть и со статусом эксклюзивного (генерального) импортера. Как такая консервативная компания, как Porsche, решилась на этот шаг?

Владимир Дукельский: Не совсем согласен. Во-первых, Россию нельзя назвать совершенно новым рынком для Porsche: еще за два года до создания торговой компании здесь появился наш первый официальный партнер – «Спорткар-Центр», имеющий статус импортера. Поэтому учреждение «Порше Руссланд» можно рассматривать как очередной шаг в освоении рынка. Во-вторых, Porsche, хотя и относится к сегменту люкс, вовсе не мелкосерийная компания, как некоторые наши конкуренты, которые доверили продвижение своих продуктов местным дистрибуторам. Годовой объем выпуска Porsche приближается к 60 000 автомобилей. Сравните эту цифру с тремя – пятью тысячами единиц в год у конкурентов и вы согласитесь, что нас никак нельзя считать маленькой фирмой. В целом создание «Порше Руссланд» отвечает политике производителя, которая заключается в стремлении самостоятельно присутствовать на крупнейших рынках сбыта своей продукции.

«Ко»: Чем в настоящее время занимается национальная торговая компания? Ведь до сих пор московский импортер ввозит автомобили своими силами.

В.Д.: Сейчас в таможенных органах решается вопрос о включении ООО «Порше Руссланд» в число уполномоченных импортеров, что позволит нам перейти к ввозу  

машин самостоятельно. Наш допуск в «зеленый коридор» – вопрос ближайшего времени. Кроме того, параллельно мы занимаемся еще двумя перспективными направлениями: поиском региональных партнеров и переговорами о создании собственного торгово-сервисного центра под условным названием «Порше Центр Москва».

«Ко»: Это значит, что «Порше Руссланд» будет не только ввозить автомобили и контролировать своих дилеров, но и самостоятельно продавать и обслуживать машины? Вы планируете создать, как говорят в Германии, Niederlassung, то есть дилерское предприятие, целиком принадлежащее производителю?

В.Д.: Абсолютно верно. Пока рано раскрывать детали проекта, поскольку процесс получения землеотвода под строительство, согласование всех деталей – процесс трудоемкий и длительный. Боюсь, что называется, сглазить. Но могу сказать, что с момента создания «Порше Руссланд» (общество зарегистрировано 7 августа 2003 года) мы знали, что такой центр в Москве рано или поздно будет создан. Хочется, чтобы он объединял в себе и демонстрационный зал, и сервисную зону, и склад, и магазин запчастей. При этом он должен находиться вблизи скоростной трассы, чтобы клиенты имели возможность оценить автомобиль на ходу.

«Ко»: В каких российских регионах кроме Москвы могут продаваться автомобили Porsche?

В.Д.: Де-факто найден дилер в Санкт-Петербурге. Мы присматриваемся к Екатеринбургу, югу России (Краснодарский край, Ростовская область). В связи с этим очень  заинтересованы в региональных партнерах с опытом работы в автобизнесе. Естественно, представляя столь престижную марку, они будут иметь исключительные права на продажу Porsche в своих регионах.

«Ко»: А дилерская сеть в Москве тоже станет расширяться?В.Д.: Очень многие московские компании хотели бы заняться торговлей Porsche. Но у нас есть «Спорткар-Центр», который после централизации импорта подпишет с нами договор и останется дилером в московском регионе. Кроме того, не забывайте о продаже и обслуживании в создающемся «Порше Центре».

«Ко»: Среди автопроизводителей про Porsche ходят легенды. Говорят, что это самая необычная автомобильная компания, с массой особенностей, присущих только ей…

В.Д.: Начать надо с того, что Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG (таково полное название компании) практически не прибегает к внешним заимствованиям.  Стиль работы Porsche очень взвешенный, не подверженный сиюминутным влияниям, которые иногда очень мешают нашим коллегам из компаний с большим количеством внешних акционеров. «Семь раз отмерь, потом отрежь», – это как раз про Porsche. В настоящее время Porsche – самая прибыльная автомобильная компания мира (в расчете на количество произведенных автомобилей). У нас собственная система планирования и отчетности: финансовый год начинается 1 августа каждого года. Главная процедура для импортеров Porsche – это планирование и формирование заказа на следующий финансовый год. Процесс начинается за девять и заканчивается за четыре-пять месяцев до 1 августа. При формировании заказа учитываются не только базовые параметры, например модель автомобиля, но и опции, «зашитые» в каждый конкретный автомобиль. Такое детальное планирование позволяет производителю очень точно определять объем закупок у поставщиков, хотя, конечно, налагает дополнительную ответственность на импортера – ему надо предусмотреть буквально все. Разумеется, небольшие изменения в заказанный автомобиль можно внести, но не позже чем за месяц до даты отгрузки готовой машины.

Фундаментальный подход Porsche сказывается и на организации производства на заводах. Сейчас у компании два завода: в «столице» Porsche – Цуффенхаузене (пригород Штутгарта) – и в Лейпциге. Второй, новый завод построен специально для сборки внедорожников Cayenne и суперкаров Carrera GT. Я бывал на многих автомобильных предприятиях в разных странах, но могу сказать, что такого эргономичного производства я не видел нигде. Завод работает действительно как часы – и это не фигура речи. Еще к особенностям Porsche можно отнести очень большую для современных немецких производителей долю местных поставщиков: политике закупок и контролю за комплектующими в компании уделяется очень большое внимание.

«Ко»: Выше вы упомянули о том, что в правилах Porsche самостоятельно присутствовать на важнейших рынках сбыта. Какие национальные рынки сейчас для компании самые значимые?

В.Д.: Вот данные за 2002/03 финансовый год (итоги последнего еще не подведены). Физический объем продаж в Северной Америке (США и Канада) составил 24 745 автомобилей, в Германии – 11 031, в Великобритании – 6627. Далее следуют рынки Италии, Японии, Франции, Швейцарии, Испании и Португалии, Ближнего Востока, Южной и Восточной Европы. Так выглядит десятка приоритетных для Porsche рынков сбыта. В большинстве этих стран действуют национальные торговые компании – 100-процентные «дочки» производителя. Кстати, создание национальной торговой компании в России свидетельствует о том, что производитель высоко оценивает потенциал местного рынка. Скажем, в других республиках бывшего СССР (Прибалтика, Украина, Казахстан) Porche представлена импортерами из числа местных компаний.

«Ко»: Откуда вы пришли на пост генерального директора «Порше Руссланд»?

В.Д.: Я по специальности автоинженер, окончил Запорожский машиностроительный институт, начинал работать на ЗАЗе (Запорожский автомобильный завод). В автопроме с 1981 года, с 1990-го работал с иностранными автопроизводителями (Volvo, Ford), причем не только в России, но и за границей. Последняя должность – генеральный директор крупной компании, занимающейся поставками автоэмалей. С 1 мая прошлого года начал работу на Porsche – сначала в качестве консультанта, а с момента создания «Порше Руссланд» был назначен генеральным директором.