Владимир Каневский – «жертва разоружения»

Убийство гендиректора компании «Атор» Владимира Каневского вновь вызвало разговоры о криминальной составляющей рекламного бизнеса. Это событие можно поставить в один ряд с убийством генпродюсера телеканала ОРТ Владислава Листьева в марте 1995 года.

Профессиональный убийца расстрелял Каневского днем 6 февраля в центре Москвы, когда бизнесмен ехал в офис с четырьмя охранниками – двумя в его автомобиле и двумя в джипе сопровождения. Расстрел 46-летнего главы «Атора» странным образом совпал с введением новых правил размещения уличной рекламы в Москве, которые предусматривают резкое сокращение количество щитов большого формата в центре города. Именно «Атор» вместе с компанией News Outdoor Russia активно поддерживали реформу наружной рекламы правительства Москвы. Многие даже считают, что как раз Каневский ее и пролоббировал.

Целью реформы, что бы ни говорили ее авторы, было устранение множества мелких фирм, существование которых мешало бизнесу крупных агентств. В одном из своих интервью Владимир Каневский сравнивал такое положение дел в рекламе с гонкой вооружений, которая приводит к тому, что «некуда девать пушки и снаряды». Экспертами по «разоружению» стали лидеры отрасли. По признанию председателя совета директоров News Outdoor Максима Ткачева, новые правила «на 80% состоят из наших пожеланий».

Беда Каневского была в том, что российский рекламный бизнес зачастую связан с криминалом. Причина – удобство отрасли для проведения всякого рода «черных схем», а попросту говоря, для отмывания незаконных заработков. Не будем утверждать, какой процент московских рекламных агентств состоит в тесных отношениях с криминальными группировками. Ясно только, что недовольных реформой наружной рекламы может быть столько, что кто-нибудь да пожелает разобраться с некстати меняющим правила игры конкурентом.

Убийство Каневского может изменить расклад сил в секторе наружной рекламы. Единственным учредителем «Атора» является некий Николай Лагодюк, который, как утверждают сведущие люди, постоянно живет в США и «понятия не имеет, чем он владеет, хотя на всех документах стоит его подпись». «Атор» входит в группу агентств «Тихая гавань», которая владеет наибольшим количеством (3,5 тыс.) биллбордов в столице. «Тихая гавань», в свою очередь, является частью группы «Плаза», которую контролирует бизнесмен с разносторонними интересами Умар Джабраилов.

По данным исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», оборот «Атора» составил $26,9 млн. Это лучший результат за 2001 год, когда весь объем рынка составил $275 (по отношению к 2000 году рост 67%).

В прошлом году появилась информация о том, что Умар Джабраилов продал часть акций компании «Тихая гавань» менеджменту компании. Официально эти сообщения не подтверждались и не опровергались.

Владислав Листьев был убит через несколько дней после введения моратория на размещение рекламы на канале ОРТ. Похоже, правила игры в рекламном бизнесе с 1995 года не слишком изменились.