Владимир Кишенин: подполковник песчаных карьеров
Небольшой офис в центре Москвы.
Хозяин - высокого роста, более чем крепкого телосложения.
Он держит в руке телефонную трубку и общается с кем-то по-английски. Потом поднимает глаза и почему-то на французском говорит нам: "Bon jour!" Затем переходит на русский: "Я Владимир Кишенин".
Хозяин компании "ЛанРусинвест" владеет контрольными пакетами акций нескольких крупных предприятий. Только за первую половину 1999 года доходы его фирмы превысили $5 млн. Широкая публика о нем почти ничего не знает.
Подполковник, грузчик, бизнесмен
"Я думаю, в бизнесе ему прежде всего помогает школа, - говорит о 44-летнем Кишенине его друг, вице-президент крупной нефтяной компании. - Он прошел серьезную школу в органах".
Кишенин служил в КГБ 20 лет. Причем последний год до своего увольнения в 1992-м он одновременно руководил ведомственной компанией и боролся с экономическими преступлениями.
Тогда по указу Горбачева сотрудники КГБ проводили проверку различных предприятий, складов, магазинов. Кишенин стал старшим группы Бабушкинского района по борьбе с экономическими преступлениями. Примерно в то же время он был назначен одним из руководителей ведомственной компании "Текком", которая занималась продажей неликвидных материально-технических ценностей КГБ СССР. На вырученные деньги строились квартиры для офицеров. Так началась коммерческая деятельность Кишенина.
Основную причину своего охлаждения к работе в спецслужбе Владимир Кишенин объясняет так: "Меня постигло разочарование". О причинах, вызвавших это чувство, он не рассказывает.
Кишенин вышел в отставку в звании подполковника - "по выслуге лет", а на самом деле по собственному желанию уволился из органов за три года до пенсии.
Многие офицеры КГБ в то время по ночам подрабатывали грузчиками в коммерческих фирмах. "И я разгружал по ночам, не стыжусь признаться в этом", - говорит Кишенин.
Однажды ночью он нанялся к одному бизнесмену грузить телевизоры и видеомагнитофоны. Будучи мужчиной крепкого телосложения, "перевыполнил план", за что получил от нанимателя премию - в дополнение к полагавшемуся за работу видеомагнитофону еще и цветной телевизор.
Через несколько лет, когда Владимир Кишенин уже торговал нефтью, судьба свела его с тем "работодателем" еще раз. Кишенин пришел к нему подписывать контракт о продаже партии нефти. Увидев Кишенина, бизнесмен очень огорчился, что "грузчик" теперь действует наравне с ним. И отказался подписывать соглашение, предпочтя заплатить штраф.
Перепродажа чего угодно
О своем вхождении в нефтяной бизнес он говорит достаточно откровенно: "Помогли связи. Через знакомых я связался с надежными людьми, которые занимались нефтью".
Знакомые дали ему шанс и для пробы доверили реализовать 2,5 тыс. т 76-го бензина за 30 суток. Владимир успел распродать горючее за 20 дней. За эту работу он получил 10 т бензина, доход от продажи которого шел уже в его собственный карман. Так он постепенно развил бурную посредническую деятельность.
"Я перепродавал все что угодно: нефть, часы, колготки, костюмы", - вспоминает Кишенин.
"Он чрезвычайно активный человек, который постоянно рождает огромное количество проектов. Он как белка в колесе", - говорит про Кишенина его друг и партнер Анатолий Фомин, президент банка "Югра".
Через год такой деятельности, к 1993-му, он заработал уже 150 млн руб. Эти деньги Кишенин решил вложить в некую крупную сделку на одном уфимском предприятии. Совершил предоплату на 150 млн и… был обманут.
"Я пытался судиться, но неудачно, - вспоминает Владимир Кишенин. - Для меня это было настоящим ударом. Но, как говорил мой отец: "Голову не наклоняй". И я успокоился, начал снова работать, нашел новых партнеров".
В 1994 году, снова скопив капитал, он создал торгово-посредническую фирму "РК". А уже в июле 1995-го уступил эту успешно развивавшуюся фирму одному из друзей: "Я хотел поменять жизнь. И следующие два-три года опять плавал самостоятельно".
Некоторое время Кишенин занимался бизнесом как частное лицо. За счет прежних связей проводил кое-какие товарные сделки, затем стал играть на рынке ценных бумаг. А потом Кишенин совершенно неожиданно для себя стал совладельцем двух крупных предприятий.
Рискованные предприятия
"Они достались мне в уплату за долги, - признается Владимир Кишенин. - Некие люди не заплатили мне моих денег". Взамен он получил 37% акций "Стекломаша" - Орловского завода по производству стекольного оборудования, 24% ценных бумаг песчано-гравиевого карьера "Смоленскнеруд" (Починковский район Смоленской области).
"Продать эти акции было невозможно, и тогда я решил, наоборот, увеличить свою долю в предприятиях. Я приобрел еще акций, чтобы у меня была 70-процентная доля в "Стекломаше" и 75% - в "Смоленскнеруде". Я не собирался быть хозяйственником, но жизнь заставила".
Доставшиеся Кишенину компании были полностью истощены и нуждались в инвестициях. Чтобы заработать денег на их модернизацию, Кишенин решил снова продавать нефть. Для этой цели в марте 1998 года он создал фирму "ЛанРусинвест".
Начало хозяйственной деятельности Кишенина выглядело весьма рискованным. Ему достались предприятия, с которых бежали рабочие, годами не получавшие зарплату.
Продукция компаний практически не была востребована.
"Стекломаш" к моменту, когда попал в руки Кишенина, просто стоял.
Через год после того как Владимир стал его совладельцем, "Стекломаш" стал платить налоги, а рабочим впервые за много лет начали регулярно выплачивать жалованье, причем большее, чем на многих предприятиях Орловской области.
Завод сменил ассортимент и теперь производит оборудование для сельского хозяйства, производства стройматериалов, изготовления стеклопакетов и стеклоблоков.
"Мы много внимания уделяем развитию высоких технологий, - говорит Владимир Кишенин. - Покупаем оборудование, нужное для выпуска продукции, которая необходима именно сегодня. Через полгода рынок насыщается, мы свертываем всю эту систему и разворачиваем новую".
Поправить дела на "Смоленскнеруде" сложнее. Вместе с акциями предприятия Кишенину достались и долги в 20 млн руб. Все эти деньги карьер должен бюджетным организациям. Но после успешного опыта со "Стекломашем" Владимир Кишенин поверил в свои силы и считает, что должен поднять и карьер: "Сейчас эти материалы - гравий, песок - не востребованы. У наших дорожных фондов нет денег. Но так долго продолжаться не может. Эта продукция все равно будет нужна. Есть тенденция к тому, что дороги будут строиться. Сейчас наше дело - добиться того, чтобы карьер вошел в федеральную программу "Дороги России".
"Мне кажется, что приватизация в стране была проведена неверно, - говорит Кишенин о своих новых компаниях. - Надо было сперва раскрутить предприятие, а потом продавать его по хорошей цене. А у нас компанию превращали в банкрота и продавали по минимальной стоимости. Я сегодня занимаюсь именно раскруткой предприятий. Их стоимость растет с каждым днем. А если закон о земле не будут блокировать наши доблестные оппозиционные депутаты-коммунисты, и он вступит в силу, то станет возможным привлечение инвестиций совсем другого масштаба".
С некоторых пор Владимир Кишенин владеет также 35% акций домостроительного комбината в подмосковном Жуковском. Там пока идет реконструкция, но Кишенин верит, что через год предприятие начнет давать прибыль.
Тем временем принадлежащая Владимиру Кишенину "ЛанРусинвест" продолжает торговать нефтью. Для ведения своих многочисленных дел "ЛанРусинвест" имеет еще и управляющую компанию с тем же названием. Ее головной офис находится не в Москве, а в Воронеже.
"В Москве у нас в штате шесть человек, которые справляются со всеми нашими делами в столице, - объясняет Кишенин. - Это секретарь-референт, начальник отдела сбыта нефтепродуктов, один из бухгалтеров, директор и менеджер. А все управление у нас в Воронеже. Они там собирают информацию, дают нам рекомендации. Я пришел к выводу, что уровень подготовки людей в регионах не хуже, чем у московских специалистов. Связь с управленческой компанией мы поддерживаем через Интернет, через систему видеоконференций"
"ЛанРусинвест" - компания со стопроцентно иностранным капиталом. Для защиты инвестиций Кишенин подыскал для своей компании западного партнера.
В августе 1998-го "ЛанРусинвест" все же пострадала, но не слишком сильно. Компания дала одному банку кредит, и эти деньги были потеряны. Но в целом, по мнению Кишенина, "кризис даже помог: многие посреднические компании, которые зарабатывали на операциях "купи-продай", рухнули. Посредников стало меньше, и теперь легче торговать".
Сейчас нефтяная составляющая бизнеса Владимира Кишенина выглядит следующим образом. Он работает с продукцией Московского и Мозырского нефтеперерабатывающих заводов. Его фирма осуществляет поставки потребителям в Москве, Туле, Калуге, Брянске, Орле и на территории Белоруссии. За 1998 год фирма Кишенина продала 200 тыс. т нефтепродуктов на сумму примерно $35 млн.
Вертолеты и аэропорты
Помимо уже упомянутых предприятий "ЛанРусинвест" участвует во множестве других проектов. Кишенин успевает везде. Он занимался инвестициями в вертолетостроение, участвовал в финансировании разработки и производства вертолета Ми-34, выступал организатором сетей федеральной пейджинговой связи на базе стандарта Flex.
Самый грандиозный проект, в котором принимают участие Владимир Кишенин и "ЛанРусинвест", - создание единой сети авиа- авто- и телекоммуникаций "Авиалайн".
Этот проект наполовину государственный, а наполовину частный. Во главе проекта будет стоять государственное предприятие "Авиалайн", созданное в форме открытого акционерного общества.
В проект уже привлечен капитал из двадцати регионов. Суть проекта в том, чтобы создать некую всероссийскую оперативную сеть по доставке пассажиров, грузов и информации.
Замысел авторов этой затеи состоит в следующем. Допустим, некоему бизнесмену необходимо срочно попасть из Москвы (или доставить что-либо: груз, информацию) в какой-то уголок России. Если этот человек становится клиентом "Авиалайна", то для совершения вояжа ему достаточно будет (после осуществления проекта) просто выйти из дома.
У дома клиента ждет специальный автомобиль. Он доставляет его в один из 15 мини-аэропортов, которые находятся вокруг МКАД. Из любого места Москвы туда можно добраться за 10 - 15 минут. Далее на небольшом самолете клиент летит в нужный ему город, где его снова встречает машина, которая доставляет бизнесмена в конечный пункт путешествия.
По желанию клиента в любой момент он может проделать точно такой же путь в обратном направлении. Аналогов подобной "системе доставки" нет нигде в мире.
"В этом проекте Владимир Кишенин отвечает за такие важные вещи, как связь и создание распределительных аэропортов", - говорит Вячеслав Иванов, руководитель объединенной рабочей группы по реализации проекта "Авиалайн".
Политический проект
Следующий проект Владимира Кишенина, возможно, будет связан с политикой. Он подумывает о том, чтобы баллотироваться в депутаты по одномандатному округу от Смоленской области.
О политике и политиках он говорит с большим пылом: " Я думаю, в нашей стране сейчас творятся безобразие, беззаконие. Надеюсь, что людей, трезво оценивающих обстановку, все же достаточно. Если мы объединим наши усилия, можно будет что-то исправить".
Он скептически отзывается о Горбачеве: "Его ошибка в том, что он очень много на себя взял - и не смог удержать. Советский Союз надо было разрушать, но не стоило рушить интеграционные связи".
Он недобрым словом вспоминает ГКО: "Система ГКО была создана, чтобы красиво раздеть государство. 120 - 180% годовых - такого нигде не бывает. Во всех в странах государственные ценные бумаги дают 2 - 6% годовых".
Он симпатизирует премьеру Владимиру Путину: "Мне нравится в нем жесткость. В нашей стране она необходима - в рамках законности, естественно. Путин набирает очки, и важно, чтобы он не сломался. Его действия в Чечне я одобряю. У него есть будущее".
Он неплохо отзывается о Евгении Примакове: "Он вызывает у меня очень большое уважение. Этот человек не коррумпирован. Но Ельцину он, должно быть, показался слишком самостоятельным. По поводу его союза с Лужковым честно скажу - до конца не понимаю. Можно предположить, что он хотел бы объединить все центристские силы".
Кишенин об олигархах: "Мне не нравятся такие бизнесмены, которые пытаются превратить нашу страну в некую корпорацию, где они работают топ-менеджерами".
Кишенин о "красном поясе" России: "А почему они красные? Потому что никто с ними не работает, чтобы они побелели. Нужно показать на конкретном примере, как хорошо можно жить, и тогда не будет никаких "поясов".
Кишенин о создании Государственной нефтяной компании:
"Многие против этого, а я - за. Конечно, легче растащить нефть по офф-шорным компаниям. Но нефть - стратегический материал, его должно контролировать государство".
У Кишенина есть определенное мнение и о том, чем в первую очередь должна озаботиться Госдума: "Необходимо увеличить бюджетные расходы на образование, медицину и безопасность. Потом определить основные вопросы федерального устройства. Затем создать единую вертикаль исполнительной власти, подконтрольную президенту и парламенту".
Хобби у Владимира Кишенина очень необычное. Он любит летать на военных самолетах, особенно на истребителях. Недавно начал осваивать и управление вертолетом.
"Я поступал в летное училище, но не прошел по состоянию здоровья. А недавно проходил обследование в летном госпитале и не стал говорить о том, что я не летчик. Так мне в карте написали "годен к летно-испытательной" работе. В 17 лет был "не годен", а в 40 стал годен".