Владимир Потанин: «Мы скорректировали стратегию в соответствии с интересами страны»
«Норникель» доработал свою стратегию развития в соответствии с приоритетами промышленной политики России. Это в первую очередь налоги, социальные обязательства, развитие новых отечественных компетенций. Глава «Норникеля» объяснил, как компания будет жить в новых условиях и что в целом определяет контуры будущего для российского бизнеса.
Умеренный рост
В этом году «Норникель» взял курс на плотную кооперацию с Китаем. Создание плавильных мощностей в этой стране эксперты называли логичным и экономически обоснованным шагом. Это позволяло переориентировать поставки металла на новый рынок, где он востребован и может продаваться по рыночным ценам. Однако, как рассказал в интервью 14 декабря Владимир Потанин, реализация проекта потребовала поддержки правительства и президента.
«Пытаясь получить эту поддержку, мы учли в нашей стратегии те пункты, которые были важны для государства: сохранение налоговой базы и рабочих мест, а также сохранение компетенций», — отметил глава «Норникеля». На деле это уже выражается в том, что металлургическая компания активно развивает производство и в России — ведет расширение Надеждинского металлургического завода, поддерживает плавильные мощности в Норильске, обеспечивает загрузку партнерских предприятий, например, Красноярского завода цветных металлов.
Одним из внутренних приоритетов для компании объявлено расширение добычи в Талнахе и создание новых производственных мощностей на Талнахской обогатительной фабрике, развитие совершенно новых компетенций для российской экономики в сфере высоких переделов. Речь идет о проектах по производству нержавеющей стали и в батарейном секторе. Совместное предприятие «Норникеля» и «Росатома» организует добычу лития в Мурманской области и работает над технологией производства катодных материалов для отечественной аккумуляторной промышленности.
Кроме того, «Норникель» запустил Батарейный технологический центр в Санкт-Петербурге для производства современных аккумуляторных материалов. Это новое для ГМК направление может в будущем позволить отечественным производителям потеснить китайских производителей комплектующих для электротранспорта и электротехники на российском и глобальном рынках.
«Мы начинаем производить не только литиевые элементы, но и уже готовые материалы для производства батареек, так называемые курсоры и прекурсоры», — рассказал глава «Норникеля». Он заметил, что компания углубляет производственную цепочку и добавляет в нее новые металлы.
Благодаря корректировке стратегии был выполнен запрос государства, и по налоговой базе и по рабочей силе. «Прирост налоговой базы, по нашим расчетам, на 60 млрд в год, когда мы закончим через несколько лет реализовывать эту стратегию. Сохранение рабочих мест, по нашим расчетам, к 2030 году мы увеличим на 4,5 тысяч рабочих мест», — обозначил основные ориентиры Владимир Потанин.
По словам Владимира Потанина, после корректировки программы с учетом вызовов, указанных российскими властями, поддержку на китайском направлении получить удалось.
Диверсификация производств, цепочек поставок и расчетов — один из ключевых факторов, который помогает компании сохранять стратегию роста. Несмотря на, как сказал Владимир Потанин, «встречный ветер» и урезание инвестпрограммы ГМК, удается не скатываться к сценариям простого выживания.
«К сожалению, стратегию агрессивного роста мы отложили. Но стратегию умеренного роста мы реализуем. Для этого нам нужно максимально быть эффективными и производить то, что пользуется спросом на рынке, что продается с премией, а не с дисконтом», — подчеркнул бизнесмен.
Новая программа развития будет действовать до 2028 года — планируется, что к этому времени ГМК планирует нарастить производство металлов на 20-30%.
По-прежнему важное место в стратегических планах «Норникеля» уделено экологии. По словам Владимира Потанина, основные инвестиции в модернизацию мощностей и снижение вредного воздействия производства в Норильске уже произведены. Очистные сооружения на Надеждинском металлургическом заводе построены в рамках Серной программы — это самый масштабный экопроект — и в этом году осуществим улавливание 377 тысяч тонн серы. После того, как состоится верификация объемов задержанных выбросов, компания сможет отчитаться о полном выполнении обязательств по госпрограмме «Чистый воздух».
«Далее мы будем выполнять добровольно взятые на себя обязательства об уменьшении этих выбросов на 90%», — подчеркнул Владимир Потанин.
Надежда на БРИКС
Взаимодействие с Китаем и другими странами БРИКС глава «Норникеля» считает одним из важнейших факторов роста. «В долгосрочной перспективе я верю, что страны БРИКС, особенно с учетом его расширения, выработают какие-то более приемлемые правила игры, в том числе в области расчетов и международной торговли, но до этого надо дожить. Поэтому сейчас нужно пока использовать возможности двухсторонних, клиринговых отношений, больше внедрять расчеты, связанные с цифровыми финансовыми активами», — сказал Владимир Потанин в интервью.
БРИКС даже в западном лагере называют объединением перспективных экономик, — отмечает финансовый аналитик Александр Разуваев. «Потенциал входящих в него стран намного больше, чем стран “семерки”. Саммит БРИКС, прошедший в Казани, показал, что нет никакой изоляции России и незападный экономический и политический блок активно развивается», — говорит Разуваев.
По его словам, вряд ли страны БРИКС откажутся от национальных валют, но очень вероятно появление новых инструментов для осуществления внешней торговли, например, цифровых, которые останутся вне досягаемости санкционных ударов. Россия первый шаг уже сделала, легализовав промышленный майнинг.
Нужны кадры и длинные инвестиции
Помимо кадровой проблемы, по мнению Владимира Потанина, ограничителями для российского бизнеса выступают недостаток технологий, которые на 100% заместить не получится, и дефицит капитала.
Еще один фактор, который серьезно влияет на контуры будущего — отсутствие длинных денег для финансирования развития. «С уходом иностранных инвесторов на нашем рынке остался только спекулятивный капитал, а предприниматель в этом случае видит источником капитала только банковские кредиты. Но барьер
не в высокой ключевой ставке, а в структурных проблемах на рынках капитала в РФ — нет институционального инвестора с длинными деньгами», — считает руководитель управления корпоративных финансов ФГ «Финам» Алексей Курасов.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов говорит, что компаниям, подобным «Норникелю», приходится маневрировать, учитывая множественные препятствия для роста как внутри страны, так и за ее пределами. «Это и мировой спрос на металлы, который зависит от состояния конкретных потребляющих отраслей, например, автомобилестроения, производства кабелей и проводов, ювелирных украшений. Это и мировые котировки, которые нестабильны. И логистические возможности, и достаточность капитала для реализации инвестпроектов. Наконец, налоги».
По поводу роста налогов Владимир Потанин высказался однозначно: «Для бизнесмена, конечно, важен абсолютный объем налогов, но гораздо важнее — это предсказуемость». Бизнес понимает, с чем связано увеличение фискальной нагрузки и за что именно он платит, но важна стабильность, чтобы компании могли адаптироваться к новым условиям.
Как полагают многие опрошенные «Компанией» эксперты, «Норникель» на протяжении многих лет ведет очень осторожную и выверенную политику, не допуская чрезмерного роста или сокращения производства, не строя избыточных мощностей, не раздувая долги. Это обеспечивает ему стабильный рост в самых непростых условиях.