Top.Mail.Ru
архив

Владимир Путин как антикризисный менеджер

Красивая постановка спектакля "отставка Бориса Ельцина и назначение на его место и.о." наверняка еще долго будет любимой темой воскресных телеаналитиков. Попытки измерить значение Ельцина в истории не закончатся даже после вероятного воцарения Владимира Путина на троне президента. Занудство журналистов и политиков понятно и простительно: слишком долго первый президент был главной фигурой российской жизни. За девять лет своего президентства Борис Ельцин вполне определенно ответил на все риторические вопросы, эпоха его России заканчивается. А значит, главный вопрос текущей действительности заключается в том, какой будет Россия без Ельцина.

Красивая постановка спектакля "отставка Бориса Ельцина и назначение на его место и.о." наверняка еще долго будет любимой темой воскресных телеаналитиков. Попытки измерить значение Ельцина в истории не закончатся даже после вероятного воцарения Владимира Путина на троне президента. Занудство журналистов и политиков понятно и простительно: слишком долго первый президент был главной фигурой российской жизни. За девять лет своего президентства Борис Ельцин вполне определенно ответил на все риторические вопросы, эпоха его России заканчивается. А значит, главный вопрос текущей действительности заключается в том, какой будет Россия без Ельцина.

Борис Ельцин сдает своему преемнику страну с большими амбициями, но с маленькими возможностями. Президент России восседает за одним столом с лидерами семи стран мира, наиболее развитых индустриально. По объемам производства на душу населения Россия отстает от них на порядок, занимая тридцать второе место в мире. Страна ведет горячую войну с Чечней и холодную - с Западом. Последний год правления Ельцина стал лучшим по итоговым экономическим показателям: рост производства составил восемь процентов. Но экономика не растет, она лишь восстанавливается после кризиса 1998 года. Если Россия сохранит нынешние темпы роста и в следующем году, ВВП вернется на уровень 1997 года.

Путин принимает страну, которая может гордо называть себя одним из крупнейших поставщиков сырья в мире. Россия - лидер по экспорту газа, черных и цветных металлов. От российских компаний серьезно зависят рынки нефти, драгоценных металлов и камней. Благоприятная мировая конъюнктура и девальвация рубля помогли отечественной экономике быстро отойти от кризисного шока. Снижение потребления импорта и объективные девальвационные преимущества позволили подняться отраслям, все последние годы находившимся в тяжелой депрессии: пищевой и легкой промышленности, нефтехимии и даже машиностроению.

В наследство Путину досталась страна, которая запуталась в своих долгах, составляющих более $120 млрд. В ближайшие пять лет ежегодные процентные выплаты будут не меньше $15 млрд, то есть составят треть всех валютных поступлений от экспорта. Обслуживать такую задолженность Россия не в состоянии. Это значит, что новый президент будет вынужден договариваться с кредиторами - МВФ и Всемирным банком, Лондонским и Парижским клубами, частными инвесторами и зарубежными правительствами. Должнику придется поумерить свои геополитические амбиции и вспомнить о том, что Россия не более чем большая развивающаяся страна.

В новую эпоху Россия вступает с экономикой без инвестиций. За последние пять лет в российскую экономику было вложено около $22 млрд прямых инвестиций. Для сравнения: ежегодно из страны убегают $10 - 15 млрд. По оценкам Министерства экономики, к 2002 году 80% российских предприятий будут работать на оборудовании, находящемся за пределами допустимой физической изношенности. Чтобы реанимировать российскую промышленность, нужны огромные деньги, которых внутри страны нет. Новому президенту придется заманивать в Россию иностранных инвесторов или по крайней мере не мешать их деятельности.

Уже через пять-шесть лет у государства может не хватить денег на выплаты пенсионерам и малоимущим. Даже если ему удастся и в следующие годы собирать все налоги и пенсионные сборы, через некоторое время пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды столкнутся с острой нехваткой средств. Количество экономически активного населения страны сокращается, а число иждивенцев растет. При нынешней системе перераспределения национального дохода прокормить всех нуждающихся государство просто неспособно.

В таких условиях продолжать политику ельцинской России практически невозможно. Ресурс, позволявший государству ничего не делать больше семи лет - с середины 1992 года, когда была проведена либерализация цен, - практически исчерпан. Огромная государственная машина, доставшаяся в наследство от СССР, более неспособна содержать и контролировать общество. Но сила инерции велика, и она по-прежнему пытается это делать. Каждая новая попытка только ускоряет момент окончательной остановки заржавевшего механизма.

Для того чтобы выжить, государство должно согласиться со своей новой ролью. Прежде всего надо привести собственные размеры в соответствие с масштабами экономики. Это значит, что стране необходима административная реформа, часть которой - изменение федерального устройства. Президент будет вынужден определить правила игры. Главное из них - государство не участник, а регулятор рынка. Только при соблюдении этого условия в страну придут западные и вернутся российские инвесторы. А это значит, что правительство обязано заняться налоговой и земельной реформами, антимонопольной политикой и защитой прав акционеров. Путину придется отказаться от излишней социальной нагрузки на казну. А потому придется проводить пенсионную и жилищно-коммунальную реформы.

У новой власти нет особого выбора средств и методов. По характеру и масштабу задач то, что предстоит сделать Путину и его подчиненным, очень напоминает антикризисное управление. И, судя по поведению и.о. президента и его кадровым решениям, государство готово применить силу для увеличения своей власти там, где оно хочет оставаться. Звания и чины работников арбитражей, таможни и налоговых органов будут теперь наполнены реальным содержанием. Посильную помощь им окажут силовые ведомства.

Административная машина еще способна контролировать стратегически важные секторы экономики - топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, предприятия ВПК. Но все эти отрасли и так фактически являются государственными. Зато средний бизнес, возможно, будет избавлен от бессистемного чиновного произвола (когда произвол превращается в систему, он именуется "государственной политикой"). Налоговая, земельная, социальная и жилищно-коммунальная реформы представляют широкое поле деятельности среднему и мелкому бизнесу.

Владимир Путин сразу ощутит все прелести доставшегося ему наследства. До апреля Россия должна заплатить по внешним долгам более $3 млрд. Международные финансовые организации отказались давать кредиты, и образовавшуюся дыру в бюджете придется закрывать за счет дополнительных доходов. Макроэкономическая ситуация очень похожа на весну 1998 года, когда неосторожные чиновники впервые произнесли загадочное слово "дефолт". Однако в отличие от той поры ситуация в микроэкономике почти идеальна: девальвационный рост продолжается, мировые цены стоят на высоком уровне, и - как следствие - зарубежные инвесторы все с большим интересом поглядывают на российские предприятия. Осознанно или нет, но инвесторы закладывают в свои оптимистические прогнозы простой и здравый расчет. Российские власти все равно будут проводить реформы - им теперь просто некуда деваться.

На смену большому, но слабому государству-старику приходит молодое, но очень жесткое. На место Бориса Ельцина пришел Владимир Путин.

Еще по теме